Эссе "Экспериментальная площадка, как средство повышения качества дошкольной организации"
статья

Медведева Татьяна Аркадьевна

 

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным механизмом для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Экспериментальная площадка, как средство повышения качества работы дошкольной организации».

Медведева Татьяна Аркадьевна

Повышение качества образования, приведение его в соответствие с мировыми стандартами, является одним из важнейших вопросов. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к дошкольному образованию.

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Мин.обр.науки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же преемственность с школой.

Инновационная деятельность организации и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогами, является важнейшей ступенью повышения качества образования.

Цель - создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.

Основные задачи:

  1. Повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.
  2. Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей.
  3. Создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков.
  4. Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков.
  5. Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике.
  6. Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение качества организации методической работы в ДОУ (переход на инновационную модель методической работы).
  2. Формирование позитивного имиджа ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи.
  3. Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.
  4. Повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию.
  5. Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на всех уровнях(районном, городском, российском).
  6. Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и их отношения к работе.
  7. Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
  8. Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Диагностический инструментарий:

  1. Диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической работы ДОУ.
  2. Результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей.
  3. Комплексный анализ методической работы за год.

В процессе реализации  инновационной программы используются следующие методы:

  1. изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов;
  2. анализ имеющегося опыта по теме;
  3. теоретическое моделирование;
  4. методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.);
  5. использование ИКТ в организации инновационной методической работы;
  6. метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.

Направления развития инновационных процессов

1. Инновации в управленческой деятельности:

  • программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг;
  • создание единой программы управления инновационной деятельностью в ДОУ;
  • широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием ДОУ;
  • разработка концепции развития ДОУ, Основных общеобразовательных программ ДОУ;
  • изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение его новых форм, делегирование контрольных функций;
  • создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
  • развитая система самоуправления за счет создания коллегиальных органов, созданные из числа педагогов-новаторов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов.

2.Инновации в работе с педагогическими кадрами:

  • создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;
  • разработка программы формирования кадрового потенциала;
  • разработка педагогами индивидуальных программ педагогического поиска;
  • индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
  • использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, стажерские площадки, педагогические проекты, использование ИТК-технологий и т.д.);
  • самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т.д.);
  • обобщение и трансляция передового педагогического опыта;
  • использование педагогами инновационных авторских технологий;
  • дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.

3.Инновации в содержании образования

  • адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;
  • разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;
  • организация дополнительных образовательных услуг.

Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:

1. Поиск новых идей:

  • создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;
  • выявление инновационных потребностей ДОУ;

2.Формирование нововведения:

  • формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;
  • апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» педагогических коллективов ДОУ;
  • подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;
  • разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

3.Реализация нововведения:

  • обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов (кроме коллектива «опережающей группы») ДОУ района;
  • мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
  • исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.

4.Закрепление новшества:

  • разработка презентационных материалов;
  • распространение опыта работы на всех уровнях.

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным механизмом для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

Статья на тему "Организационно-деятельностная игра как средство повышения качества дошкольного образования".

В статье поднимается актуальный вопрос о повышении качества дошкольного образования, дается интеграция термина «качество образования» и «качество дошкольного образования», рассматриваются разные подхо...

педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:·         Уточнить теоретические понятия ...

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессио...