Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
материал по теме
Семинар - практикум для старших воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Солнышко» город Борзя Забайкальский край
Старший воспитатель: Брюхова Ю.В.
Борзя 2013 год.
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов, выработка единой педагогической позиции.
а) метод «Найди похожих»
цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.
Ход: ведущий говорит фразы-утверждения, к кому они подходят, те выходят в круг.
Фразы:
-кто пришел в брюках?
- у кого есть часы?
-кто не замужем?
-кто вовремя сдает всю документацию?
-у кого есть сотовый?
- кто пришел в юбке?
-кто участвует в профессиональных конкурсах?
б) Метод «Дерево ожиданий»
Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.
Материал: готовое дерево, шаблоны зеленых яблок.
Ход: на заранее приготовленные шаблоны –яблоки участники пишут свои ожидания от семинара и помещают их на дерево.
2 Теоретическая часть:
высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
достижения планируемых результатов обучения]. ЮНЕСКО - [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].
вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью. Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей. Структура образовательной технологии Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
которые заложены в ее фундамент.
методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса. Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Отличие педагогических технологий от методики. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения. На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования:
философии, психологии и педагогики. которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии. развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования. обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Игровые технологии удивительный феномен нашего существования. воссозданием и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и других образовательных учреждениях. В современном образовательном учреждении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, игровая деятельность на занятиях используется в следующих случаях: процесса; - в качестве занятия или его части (Введение, объяснение, закрепление, упражнения, контроля); - как технология культурно-досуговой работы (игры типа «Поле чудес», «Звездный час», «Умники и умницы» Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Проблемное обучение.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
разрешения;
логику рассуждения);
(например: исследовательские);
данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). |
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
- от типа дошкольного учреждения,
- от продолжительности пребывания в нем детей,
- от программы, по которой работают педагоги,
- конкретных условий ДОУ,
- профессиональной компетентности педагога,
- показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
- образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья Ритмопластика Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика Гимнастика бодрящая Гимнастика корригирующая | Не раньше чем через 30 мин. После еды, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате-малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой , ежедневно Ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения, можно использовать лишь элементы игр. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми нарушениями. Проводится в любой удобный отрезок времени Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное омывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег по спальне Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатели. воспитатели Воспитатели, инструктор ФИЗо Воспитатели, психолог, инструктор ФИЗО Воспитатели, логопед Все педагоги Все педагоги Воспитатели Воспитатели, инструктор ФИЗО |
2 Технологии обучения здоровому образу жизни Самомассаж Точечный самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Проводится в преддверии эпидемии, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Необходимо объяснять ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. | Воспитатели, медсестра, инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель. Воспитатели, медсестра, инструктор ФИЗО. |
3 коррекционные технологии: Музыкотерапия Сказкотерапия Психогимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимостиот поставленных целей 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Со старшего возраста 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Занятия используются для психологической , терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказать взрослый, либо может быть групповое рассказывание. Занятия проводятся по специальным методикам | Все педагоги. Воспитатели, психолог Воспитатели, психолог |
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
- «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
- по доминирующему методу:
- исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные.
- по характеру содержания:
- включают ребенка и его семью,
- ребенка и природу,
- ребенка и рукотворный мир,
- ребенка, общество и его культурные ценности.
- по характеру участия ребенка в проекте:
- заказчик,
- эксперт,
- исполнитель,
- участник от зарождения идеи до получения результата.
- по характеру контактов:
- осуществляется внутри одной возрастной группы,
- в контакте с другой возрастной группой,
- внутри ДОУ,
- в контакте с семьей,
- учреждениями культуры,
- общественными организациями (открытый проект).
- по количеству участников:
- индивидуальный,
- парный,
- групповой,
- фронтальный.
- по продолжительности:
- краткосрочный,
- средней продолжительности,
- долгосрочный.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
- Опыты (экспериментирование)
- Состояние и превращение вещества.
- Движение воздуха, воды.
- Свойства почвы и минералов.
- Условия жизни растений.
- Коллекционирование (классификационная работа)
- Виды растений.
- Виды животных.
- Виды строительных сооружений.
- Виды транспорта.
- Виды профессий.
- Путешествие по карте
- Стороны света.
- Рельефы местности.
- Природные ландшафты и их обитатели.
- Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
- Путешествие по «реке времени»
- Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
- История жилища и благоустройства.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
- Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
- Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
- Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;
блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье
Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
- творчески думающим,
- владеющим современными технологиями образования,
- приемами психолого-педагогической диагностики,
- способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
- умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
- Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
- материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
- материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
- сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
- анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
- материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
- материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
- материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- в неделях педмастерства;
- в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
- авторские программы, методические разработки;
- творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
- планы по организации предметно-развивающей среды;
- эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
- Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
- Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
- Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
3 Практическая часть:
А теперь предлагаю размяться , метод «Шест».(игровая технология)
Цель: прочувствовать командную работу, размяться.
Проведение: участники встают напротив друг друга и вытягивают согнутые в локтях руки. Пальцы рук, кроме указательных собраны в кулак. Участники при выполнении упражнения должны смотреть друг другу в глаза. Ведущий кладет на вытянутые пальцы участников палку. Задача участников молча, смотря в глаза друг другу положить палку на пол.
Пальчиковая гимнастика «ДОМ» (здоровьесберегающая технология)
Я хочу построить дом руки над головой «домиком»
Чтоб окошко было в нем. Руки перед глазами. Концы пальцев рук
Согнуты в «окошко»
Чтоб у дома дверь была. Ладони повернуты к себе, сомкнуты
Боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла Пальцы растопырены. Руки тянем
Чтоб вокруг забор стоял. Вверх, руки перед собой кольцом,
Пальцы соединены
Пес ворота охранял. Одна рука «пес» мизинец отсоединить
От других пальцев
Чтоб на травке жил жучок левая рука-травка. Пальцы
Бегал быстрый паучок растопырены, смотрят вверх.
Пальцы правой руки-жучок.
Перебирать пальцами правой руки
По пальцам левой
Солнце было скрестить кисти рук, пальцы
Растопырены.
Дождик шел, движение «стряхивание»
И тюльпан в саду расцвел предплечья прижаты. Пальцы-
Лепестки смотрят вверх
Чтоб флажок на доме был левая рука вертикально
Пальцы выпрямлены, прижаты друг
К другу. Ладонь правой раскрыта,
Опирается боковой стороной на
Пальцы левой руки
А за домом ёжик жил пальцы рук переплетаются
Смотрят вверх.
Игровой массаж: «На саночках» (здоровьесберегающая технология)
Подмели метлищей , стал двор чище
Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.
Снег собрали в кучу, сделали кручу,
И на кручу санки покатили сами.
Побежали дети скоро, скоро
Притащили саночки на гору.
Съехали с кручи, въехали в кручу,
А на горку сани потащили сами.
Подмели метлищей, стал двор чище и т.д.
Сказка –шумелка «Зима в лесу»(музыкотерапия)
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (бегать пальцами по барабану)
А белочки прыгали по веткам , собирали шишки (кастаньеты)
И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону)
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)
Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)
У всех было много еды: белки грызли орешки(удары деревянными ложками)
Мыши грызли зернышки (проводить палочкой по рубелю)
В лесу шумел холодный зимний ветер (дуть в бутылку).
Но и белочкам и мышкам было тепло в своих домиках.
Головоломки : (технологии развития речи)
цель: разгадывание головоломок, развитие мышления, воображения, памяти, речи.
материал: готовые головоломки.
Релаксация «Зима» (здоровьесберегающая технология)
Рефлексивно-оценочная часть: (игровая технология)
Цель: повести итог, рефлексия.
Материал: желтые лучи, синие капли.
В начале семинара мы писали то, что ожидаем от семинара на яблоках, чтобы яблоки росли и созревали им нужны тепло и вода. Я прошу Вас на лучах солнца написать положительные моменты встречи «Что удалось», а на каплях «Что не получилось», какие были упущения, как со стороны ведущего , так и со стороны участников.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях, Они сочетают прогрессивные креативные технологии и элементы образования . Инновационные технологии
Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Лихачёв Б.Т. Педагогическая технология
концептуальность системность управляемость эффективность воспроизводимость Основные требования(критерии) педагогической технологии
Опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Концептуальность
Технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса взаимосвязью его частей целостностью Системность
Возможность диагностического целеполагания , планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов . Управляемость
Современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения . Эффективность
Возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический институт должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от опыта, стажа, возраста и личностных особенностей. Воспроизводимость
Концептуальная часть содержательная часть процессуальная часть Структура образовательной технологии:
Здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникативные технологии; личностно-ориентированные технологии; технологии портфолио воспитателя и ребенка; игровая технология; технология «ТРИЗ» и другие… Современные образовательные технологии:
Отличие педагогических технологий от методик.
Технологии развивающего обучения; технология проблемного обучения ; игровые технологии, компьютерные технологии; альтернативные технологии Педагогические технологии применяемые в системе дошкольного образования :
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем . Игровые технологии:
В нее включаются последовательно: - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов- забота каждого воспитателя.
Основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями , умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Проблемное обучение
- Воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; -излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; -предлагает рассмотреть явление с различных позиций; - побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; -ставит конкретные вопросы; -определяет проблемные теоретические и практические задания; - ставит проблемные задачи. Методика создания проблемных ситуаций:
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по ЗОЖ. Технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Здоровьесберегающие технологии:
- От типа ДОУ - От продолжительности пребывания в нем детей - От программы, по которой работают педагоги - от конкретных условий ДОУ - от профессиональной компетентности педагога - от показателей здоровья детей Выбор технологии зависит:
- медико-профилактические -физкультурно-оздоровительные - обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - образовательные -обучение здоровому образу жизни - технология активной сенсорно-развивающей среды Классификация здоровьесберегающих технологий :
Цель: развитиеи обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Технология проектной деятельности:
-игровые -экскурсионные -повествовательные -конструктивные Классификация учебных проектов:
- По доминирующему методу; -по Характеру содержания; -по характеру участия ребенка в проекте; - по характеру контактов; -по количеству участников; - по продолжительности; Типы проектов:
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способствовать к исследовательскому типу мышления. Технология исследовательской деятельности:
- Эвристические беседы; - Постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование; - опыты; -фиксация результатов; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; -подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; -дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия . Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности :
1 опыты 2 коллекционирование 3 путешествие по карте 4 путешествие по «реке времени» Содержание познавательно-исследовательской деятельности :
Мир , в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители . Информационно-коммуникационные технологии:
- Идти в ногу со временем -стать Для ребенка проводником в мир новых технологий - наставником в выборе компьютерных программ -сформировать основы информационной культуры его личности - повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей Задачи перед воспитателями:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога -неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях - бесплановость, случайность применения ИКТ - перегруженность занятия демонстрацией Ошибки при использовании ИКТ:
Эти технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология:
Воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Выделяются: - постановка целей и их максимальное уточнение - подготовка методических пособий -оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей - заключительная оценка результата- уровень развития дошкольника Специфика технологического подхода:
Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Технология портфолио дошкольника:
-диагностическая - содержательная - рейтинговая Функции портфолио :
Разделы портфолио : По И.Руденко 1 «Давайте познакомимся» 2 «Я расту» 3 «Портрет моего ребенка» 4 «Я мечтаю» 5 «Вот что я могу» 6 « Мои достижения» 7 «Посоветуйте мне» 8 «Спрашивайте родители» По Л.Орловой 1 «Познакомьтесь со мной» 2 «Я расту» 3 «Моя семья» 4 «Чем могу- помогу» 5 «Мир вокруг нас» 6 «Вдохновение природы»
1 раздел «Общие сведения о педагоге» 2 раздел «Результаты педагогической деятельности» 3 раздел «Научно-методическая деятельность» 4 раздел «Предметно-развивающая среда» 5 раздел «Работа с родителями» Технология портфолио педагога:
Цель: развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Главная задача: привить ребенку радость творческих открытий. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач)
Первый этап: определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей. Второй этап: определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации. Схема применения метода выявления противоречий:
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Чарльз Диккенс «Человек не может по настоящему усовершенствоваться , если не помогает усовершенствоваться другим.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
Семинар - практикум для старших воспитателей...
«Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»Консультация для педагогов
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»
Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольно...
семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»
семинар «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»...
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
В настояшее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу иновационные технологии....
Семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»
Тема: Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе(из опыта работы воспитателя) Существует множество механизмов для стимулирования активности ребенка, его взаимодействия с ок...
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования
в статье рассказывается о современных технологиях в дошкольном образовании, о требованиях к технологиям....