Диагностика и инструментарий по проведению оценки качества знаний детей в Средней группе по программе "Детский сад 2100"
методическая разработка (средняя группа)
Диагностика и инструментарий по проведению оценки качества знаний детей в Средней группе по программе "Детский сад 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnotia_n_sayt.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4 – 5 лет)
на 20__ / 20__ учебный год
Группа __________________________
Воспитатель:______________________________
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4-5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа. 1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. 2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для введения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста). Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе | Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается | Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики | Имеет представления о мужских и женских профессиях | Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги | Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы | Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правила игры | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||
Октябрь | Апрель | Октябрь | Апрель | Октябрь | Апрель | Октябрь | Апрель | Октябрь | Апрель | Октябрь | Апрель | Октябрь | Апрель | Октябрь | Апрель | ||
1 | |||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Выводы (октябрь)___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Выводы (апрель)______________________________________________________________________________________
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей | Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним | Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека | Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости) | Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья | Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основании счета, приложением, наложением | Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению | Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||
О | А | О | А | О | А | О | А | О | А | О | А | О | А | О | А | О | А | О | А | ||
1 | |||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________
Выводы (май)______________________________________________________________________________________
Образовательная область «Речевое развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки | Имеет представления о литературных представлениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть | Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами | Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | ||
1 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Выводы (октябрь)___________________________________________________________________________________
Выводы (апрель)______________________________________________________________________________________
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе поделкам из бумаги | Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы | Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. Объединяет предметы в сюжеты | Знаком с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности | Имеет предпочтения в выборе муз. произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения | Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами | Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||
октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | ||||
1 | |||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Выводы (октябрь)___________________________________________________________________________________
Выводы (апрель)______________________________________________________________________________________
Образовательная область «Физическое развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня | Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности | Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик | Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол | Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг | Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руки | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | ||
1 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Выводы (октябрь)___________________________________________________________________________________
Выводы (апрель)______________________________________________________________________________________
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики
в средней группе.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые я использую для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение за детьми в процессе общения со сверстниками,
- организую и провожу беседы,
- ставлю перед детьми вопросы проблемного характера,
- создаю проблемные ситуации,
- анализирую детских работ по продуктивным видам деятельности,
- использую метод интервью по системе «вопрос-ответ»
Формы проведения педагогической диагностики:
- Индивидуальная;
- Подгрупповая;
- Групповая.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения ребенка и общение ребенка.
Материал: игрушка медведя
Задание: «Расскажи медвежонку как нужно вести себя в автобусе »
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.
Методы: беседы, проблемная ситуация.
Материал: набор карточек
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: Посмотри на картинки и скажи как должны поступать друзья
3. Имеет предпочтения в игре, выборе видов труда и творчества.
Методы: наблюдения (многократно).
Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно-печатные игры.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Выбери себе то, чем бы хотели сейчас заниматься».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свою имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию...
Методы: словесная игра, рассматривание семейных фотографий, игры, наблюдение
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Задание: «Расскажи ребят о своей семье», «Знакомимся с куклой»
2. Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Какие геометрические фигуры использовали в предметах », «Что общего у всех предметов»
3. Ориентируется в пространстве
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушка.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Скажи, куда я положила игрушку.
4. Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья
Методы: проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением диких и домашних животных, карточки
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Рассели животных», «Убираемся в шкафу»
5. Сравнивает количество предметов в группах до 5.
Методы: игровой
Материал: набор игрушек, карточки с цифрами
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание В магазин за покупками
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие-несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: сюжетная картина «Ветрина в магазине», «Семья», «Кафе
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что покупает мама в магазине?» Чем занимается семья в выходные дни», «Какой сок продается в кофе»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1.Правильно держит ножницы, умеет резать ими по прямой, диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы Умеет держать карандаш и кисточку, закрашивать в одном направлении, создавать работу по образу. Владеет навыками скатывания пластина между ладонями в круг и овал, соединять детали в целое сглаживая места соединения. Знает элементы некоторых видов народного прикладного творчества. Способен, преобразовывать постройки в соответствии с заданием.
Методы: наблюдение, игра
Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами, краски, пластилин, набор карточек с дымковской и филимоновской росписью
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Укрась дымковскую и филимоновскую игрушку», «Строи волшебный замок»
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания.
Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организованной деятельности.
Материал: карточки иллюстрации
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: кто из детей изображенных на картинке, вырасти здоровым. Почему?
2. Соблюдает элементарные правила личной гигиены
Методы: беседа, игра
Материал: игрушка кукла
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Расскажем кукле как нужно умываться.
3. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол
Методы: наблюдения в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой руки, потом левой рукой. Теперь попробуем
попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отби
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментарий для пароведения мониторинга качества знаний детей в старшей группе по образовательным областям
Инструментарий...
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ...
Диагностический инструментарий по проведению оценки качества знаний по речевому развитию детей 5-6 лет по программе "Детский сад 2100"
Диагностический инструментарий для проведения диагостики по развитию речи для детей 5-6 лет по программе "Детский сад 2100"...
Справка О результатах проведенной оценки качества образовательной деятельности подготовительной логопедической группе для детей от 6 – 7 лет за 2017 -2018 учебные года
СправкаО результатах проведенной оценки качества образовательной деятельности подготовительной логопедической группе для детей от 6 – 7 летза 2017 -2018 учебные года...
Результаты проведенной оценки качества образовательной деятельности в логопедической группе для детей 4 - 7 лет.
Результаты проведенной оценки качества образовательной деятельности в логопедической группе для детей 4 - 7 лет....
Отчет о проведении месячника «Патриотическое воспитание детей», в средней группе «Радуга».
Отчет о проведении месячника «Патриотическое воспитание детей», в средней группе «Радуга»....
Задания для проведения мониторинга качества знаний детей средней группы «Формирование элементарных математических представлений»
Цель: выявление сформировавшихся у детей мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями.В результате освоения содержания программы по формирова...