Волшебство на картинах художников
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика.
Тема Волшебство на картинах художников М.Врубель «Царевна Лебедь», Ольшанского «Волшебство»
Цель: формировать любовь к духовной и материальной культуре; знакомить детей с особенностями изображения сказочных персонажей на картинах художниках
Содержание: чтение отрывка стихотворения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и рассматривание репродукции картины М.Врубеля «Царевна Лебедь»; сравнение с картиной Б. Ольшанского «Волшебство» .
Творческие рассказы детей на тему: «На что похоже волшебство?»
Оборудование: аудиозапись арии Царевны-Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», », Ольшанского «Волшебство»
Ход.
Есть сказка в которой есть такие строки…
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает будто пава.
Сладку речь – то говорит,
Будто реченька журчит.
(Царевна – Лебедь)
- Из какого произведения эти строки? А кто-то помнит её полное название? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)
- Кто автор сказки? (А.С.Пушкин)
- Как А.С.Пушкин представил в сказке Царевну – Лебедь?
- Рассмотрите репродукцию картины М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь».
Картину «Царевна-Лебедь» написал великий русский художник Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Работа была создана в 1900 году.
Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Михаил Врубель вдохновился на создание картины после премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая была основана на сказке А.С.Пушкина. Саму Царевну-Лебедь тогда сыграла жена художника Надежда Забела-Врубель, а сам Михаил Александрович создавал эскизы декораций и костюмов героев постановки. Увиденное на сцене вдохновило его на создание нового полотна, которое впоследствии было признано настоящим шедевром русской живописи, одной из самых лучших картин Врубеля.
Беседа по картине.
- Кого художник изобразил на картине? (девушку, Царевну-Лебедь)
- Как одета Царевна - Лебедь? (корона на голове, перья, шарф)
- Какие глаза? (большие сине – зелёные, грустные)
- Какое лицо? (бледное, задумчивое)
- Какие руки? (нежные, с тонкими пальцами на кольцах)
- Какие волосы? (темные, заплетенные в косу)
- Какой это образ? (сказочный)
- Что вы видите вдали? (остров с дворцами и церквами)
С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. На алых губах нет и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокойно. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать.
Голову прекрасной царевны украшает необыкновенной красоты кокошник: замысловатые узоры, самоцветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских национальных традициях, украшающее лоб — всё сверкает, добавляет красоты и великолепия.
Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная, словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами — царевна.
За спиной сказочной царевны — огромные белоснежные крылья. В вечернем сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который придаёт картине нежность, великолепие, добавляет ощущение волшебства. Крылья символизируют чистоту и невинность героини.
На заднем плане картины — тёмное, глубокое, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опасности. Только светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет надежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который традиционно завершает все народные сказки.
На заднем плане слева изображён чудесный остров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом.
Представьте себе, что у нас появился небольшой летательный аппарат - . квадрокоптер.
-Кстати, какие сказочные летательные аппараты вам известны?
– Итак, отправляемся в путь на квадрокоптере и высаживаемся на острове Буяне.
(Кто хочет, закрывает глаза)
– Можете потрогать воду (какая она? Холодная, бирюзовая),
- Почувствуйте запах моря, прикоснитесь к скалам (тёплые или холодные, скользкие). Оглядываемся назад, смотрим издалека на прекрасную Царевну, хрупкую и изящную, видим, как переливаются драгоценные камни на её венце, сияет роскошное белое оперение, лучи заходящего солнца.
– А теперь включаем слух. Что мы слышим? Какие звуки на этом острове?
– А вот что услышал композитор Римский-Корсаков. (Слушаем вступление к арии)
Еще одна картина «Богиня- царевна» . Б Ольшанский.
Что вы видите на этой картине?
Где происходит событие, изображенное на картине?
-Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, брови, губы, общее выражение лица).
- Рассмотрите головной убор и платье царевны.
- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны?
- А какие для изображения природы?
- Какие чувства вызвала у вас эта картина?
-Чем похожи эти картины друг на друга?
На что похоже волшебство?
Возможно на сверкающий цветок,
что спрятан от людей в пещере древней?
И распускается бутон один раз за столетье.
Целебный эликсир из ягод дивного растения
готовят в глубине лесов малютки-феи.
Свечение волшебного цветка
в ночи горит как путеводная звезда.
И путь укажет всем, кто заблудился,
в неведомом лесу с дороги сбился.
На что похоже волшебство?
Быть может на чудесный сон...
При взгляде на эти произведения нам хочется воскликнуть: «Сказка, волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что какие-то неведомые силы перенесли нас в то самое царство картин.
Вот мы и узнали как красив сказочный образ белого лебедя,с какими художниками мы сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по рассматриванию картин художников-пейзажистов "Путешествие в горы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в горы"расчитан на детей в возрасте 6-7 лет. Предназначен для знакомства детей с живописью, развития художественного восприятия дете...
Осень в картинах художников
музыка П.И.Чайковского...
Презентация "Весна в картинах художниках"
Весна,изображенная на полотнах известных художников....
Виртуальная экскурсия в картинную галерею "Подснежники в картинах художников"
Приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствоват...
Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Осень Петербурга в картинах художников из Русского музея и Эрмитажа, в картинах современных петербуржских художников» с использованием интерактивной доски.
Музыкальный руководитель Долгова А. Н.ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-ПетербургаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие&r...
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...
Новогоднее волшебство в картинах художников
новогоднее волшебство в картинах художников...
- Мне нравится (1)