Проект
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 ЦРР»
ПРОЕКТ:
«Мое родословное дерево»
Подготовила:
Бойко О.М.
2021г.
Вид проекта: групповой, творческий
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Длительность проекта: 2 недели.
Актуальность :Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи, - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре», - писал Д.С.Лихачёв.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего образования. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Без ценностей, заложенных в семье люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир. Очевидно, что семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Цель проекта: приобщить детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.
Задачи проекта:
1. Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
2. Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
3. Освоить историю – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
4. Знакомить с обычаями и традициями обрядовых праздников;
5. Приобщить к эстетической культуре;
6. Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
7. Обогащать словарный запас детей.
Ожидаемые результаты результат:
Продуктивное творчество детей, педагогов, родителей.
Для детей:
- Сплочение коллектива,
- Развита игровая деятельность на основе сотрудничества;
- Сформировано уважительное отношение к взрослым и сверстникам;
- Знание большого количества пословиц, поговорок о доброте, дружбе;
- Раскрепощение и самостоятельность;
- Применение в свободной деятельности пения песен;
- Сформирован интерес к труду взрослых и чувства ответственности при выполнении трудовых поручений;
Для педагогов:
- педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;
- собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
-для родителей:
- интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Продукт проектной деятельности:
Выставка детского творчества.
1.Презентация проекта.
2.Оформление мини музеев: «От былинных богатырей, до современных защитников Отечества», «Русская изба».
Форма проведения итогового мероприятия:
Участие в конкурсе «Мое родословное дерево»
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
- Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми и родителями.
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
- Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
- Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми и родителями.
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
- Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
Основной этап:
- Реализация запланированных мероприятий.
- Привлечение родителей к участию в проекте.
- Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т.е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:
Интеграция образовательных областей | Срок реализации | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | 01.11.2021 08.11.2021 | «С чего начинается Родина?» «Русский национальный костюм» |
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | 05.11.2021 | «Мой друг» |
Художественно-эстетическое развитие (рисование) | 10.11.2011 | «Русский богатырь» |
Художественно-эстетическое развитие (лепка) | 12.11.2021 | «Барыня-сударыня» |
Социально – коммуникативное развитие | 01.11.2021 – 14.11.2021 | Дидактические игры: «Вежливо – не вежливо» «С кем можно так общаться?» «Что такое хорошо, что такое плохо» |
Взаимодействие родителями | 01.11.2021 – 14.11.2021 | Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков по теме: «Мое родословное дерево» |
«Физическое развитие» | 01.11.2021 – 14.11.2021 | Подвижные игры: «Найди себе пару» «Передай шар» |
Заключительный этап:
1.Презентация проекта.
2.Оформление мини музеев: «От былинных богатырей, до современных защитников Отечества», «Русская изба».
Участие в конкурсе «Мое родословное дерево»
Приложение №1.
Познавательное развитие
Тема: «С чего начинается Родина»
Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном поселке; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
- Формировать у детей представление о России, как о родной стране;
- Дать понятие «Малая Родина»;
- Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям;
- Развивать умение согласовывать движения со словами;
- Обогащать словарь детей новыми словами: «Малая Родина», супермаркет.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину (гордиться достижениями и достопримечательностями родного города).
Планируемые результаты: иметь представление о родном селе, знать понятие «символика», формулировать ответы на вопросы педагога.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий с видами с. САМАРСКОЕ, достопримечательности, музеи, театры, чтение и заучивание стихотворений,.
Материал:
фотографии с известными местами села,
Гости:
Ход занятия:
Звучит песня: «С чего начинается Родина? Ребята, сегодня у нас пройдет не обычное занятие. Мы получили задание – познакомиться с нашим родным селом. А рассказывать о том ,что узнали мы, будим нашим гостям. Мне хочется, чтобы главными героями стали вы. Вы готовы мне помочь?
- да!
- А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
— Родина – это страна в которой мы живем.
— Как она называется? (Россия)
— Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
— Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
— Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
-Также много в России городов. Кто вспомнит, как называется главный город нашей страны? (Москва). Да, Москва-это столица нашей Родины.
-Ребята, наша страна огромная. Маленькому человечку- ребенку, очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для малыша Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
-А для вас с чего начинается Родина? ( с мамы, с семьи, с дома, в котором живем, с детского сада, в который ходим, с друзей).
-А где это находится? В каком городе или селе? (Самарское).
-Наша страна Россия- это наша большая Родина, а с. Самарское - это наша Малая Родина (повторить с детьми).
-Это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, где мы родились и растём, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь на чужой стороне. Это наш родной край, наша Малая Родина.
Рассказать о знаменитых людях. +фото.
- Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему селу.
Физкультурная минутка.
Дети встают в круг.
-Самарское наш дом
-Здесь все дружно мы живём ( дети берутся за руки)
-Любим по нему гулять,
- Всё смотреть и узнавать. ( идут по кругу)
-Один- заходим мы в музей
-Рассмотрим экспонаты побыстрей (указательный палец у щеки)
-Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
-Затем дальше поспешим.
-Парк Ленина - это два (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
-Вспомним, что была война.
-Мы поклонимся огню,
-Чтим историю свою.
-Три – конечно это парк, (руки вверх)
-Можно прыгать и скакать,
-Очень быстро побежать.
-Дальше медленно идём,
-К нашей церкви подойдём.
-Смотрим мы на купола (руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
-Просим мы о мире.
-Прогулка долгая была.
-Вот уже четыре. ( руки поднять - вдох, опустить - выдох)
-Ну а пять - наш детский сад (скрестить руки у груди)
-Он родной для всех ребят.
Во время проведения физ. минутки звучит песня, и показывается презентация.
-Наша прогулка закончилась, я предлагаю вам присесть. Много где мы побывали, много, что мы повидали, а еще кое-где не были.
-Отгадайте, где. ( загадываю загадки, по мере отгадывания показываю фото-проектор)
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Музыкальная школа )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
-А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свое село).
— Ребята, а вы знаете, что у каждой республике и у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
— Посмотрите – это герб Ростовской области. Первый символ. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно ?
— Второй символ – это флаг. Описание флага.
— Третий символ – это гимн.(кто и когда написал)
— Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
— Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Итог занятия.
— Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
— А именно: ваша семья, ваш дом находится с Самарском.
— с.Самарское –Азовский район
— Ростовская область – в России.
— Молодцы, ребята!
Приложение 2
Познавательное развитие
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель: знакомство детей с русско-народным костюмом.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с традициями русского народа.
2. Формировать знания о русском костюме.
3. Познакомить с символикой в украшении костюма.
Развивающие:
1. Расширять кругозор, развивать любознательность.
2. Создавать условия для обогащения и активизации словаря.
3. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
1. Создавать условия для воспитания интереса к русской культуре.
2. Воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.
Ход НОД:
1. Вводная часть
Организационный момент
Звучит русская народная мелодия «Городская кадриль». Дети входят в зал, украшенный в народном стиле, встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!
Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!
Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки.
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром (руки в стороны).
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие в мир русского национального костюма, где живет бабушка - сударушка.
Слышится красивая музыка. Воспитатель обращает внимание детей на сундучок.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый старинный сундучок. Интересно, откуда он здесь появился?...
Появляется бабушка – сударушка.
Бабушка - сударушка: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Кланяется.
Бабушка - сударушка: Какие интересные гости пожаловали! И одеты чудно.
Дети и воспитатель здороваются с бабушкой - сударушкой.
Бабушка - сударушка: Откуда будете, гости дорогие?
Воспитатель: Вот, пришли к вам в гости из детского сада, из града Маркса, что на реке Волге стоит, и хотели бы узнать, какую одежду носили мужчины и женщины на Руси.
Бабушка - сударушка:
Ну, что же, ребята, проходите, на меня все посмотрите,
Я сегодня не проста, а загадочно ярка!
Я бабушка-сударушка!
Сундучок вот принесла.
Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.
Сундучок открывается, путешествие начинается!
Дети присаживаются на стульчики.
Бабушка - сударушка: Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а сундучок то не пустой, там, что - то есть.
Бабушка – сударушка достает кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах.
Воспитатель: Какие необычные куклы, какой интересный у них наряд!
Бабушка - сударушка: Ребята, эти куклы из Древней Руси. Когда-то, страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия?
Ответы детей: Да.
Бабушка - сударушка: Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали «сударынями», «сударушками», а мужчин – «сударь».
Воспитатель: Бабушка – сударушка, а в какой одежде ходили русские женщины?
Презентация женского русского народного костюма.
Бабушка - сударушка: Женщины на Руси носили рубаху. Поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.
Бабушка - сударушка: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. Долгое время кокошник был частью не только народного костюма. Его носили царицы, боярыни и боярышни. Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.
Воспитатель: А что же носили мужчины на Руси?
Презентация мужского русского народного костюма.
Бабушка - сударушка: На Руси мужчины носили штаны - порты и рубаху. Называли мужскую рубаху – косоворотка. Косоворотка подпоясана поясом, который называется кушак. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.
Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка.
Самой распространенной обувью были лапти и сапоги. Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи. А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.
Бабушка - сударушка: Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнаментом. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, значит, оберегала, защищала. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. В узоре использовали так же круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки. Все эти элементы что-то обозначают. В старину люди изображали силы природы на одежде.
Презентация орнамента – вышивки на русской народной одежде.
Бабушка - сударушка: Например: знак солнца. Что оно дарит людям?
Ответы детей: Тепло, добро.
Бабушка - сударушка: Правильно, поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак?
Ответы детей: На волны, на реку.
Бабушка - сударушка: Да, вы правы, это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак - засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный - благополучие, хорошую жизнь, желтый - тепло и ласку; синий - радость; черный - богатство. Красный цвет был самым любимым, его считали цветом солнца, огня, силы и власти. Самые старинные наряды украшали только красным цветом.
Бабушка - сударушка заглядывает в сундучок.
Бабушка - сударушка: Что ты нам ещё припас сундучок? Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Бабушка – сударушка открывает сундучок, достает платок.
Воспитатель: Ах, посмотрите, ребята, платочек расписной…
Презентация платков.
Бабушка - сударушка: Русь с давних пор славилась своими платками:
1. Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.
2. Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.
3. Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.
Бабушка - сударушка: Раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы. На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».
Подвижная игра «Наш платочек голубой».
Дети идут по кругу со словами:
Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.
(В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит).
Бабушка - сударушка: Ох, и молодцы, ребятки, весело играли. А я сейчас хочу проверить ребят, могут ли они отгадывать загадки?
Воспитатель: Конечно, могут, правда, ребята?
Ответы детей: Да.
Бабушка - сударушка: Тогда, подойдите к столам, где лежат карточки с изображением русско-народной одежды. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы их должны отгадать - поднять картинку с изображением правильного ответа.
Игра «Найди и покажи»
Каждый день поутру надеваю я трубу. Ну не догадаться вам? Она зовется (Сарафан) | Он украшает голову, на цветок похож. Весь расшит узорами, уж очень он хорош. А зовут такой убор (Кокошник) |
Что же это за одежда: С четырьмя отверстиями. В одно входишь, А в три выходишь. (Рубаха)
| Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них ходили раньше люди И плели из лыка. А чтоб с ножки не спадали, Их веревкой привязали. (Лапти) |
Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс) |
Бабушка - сударушка: Молодцы, ребята, отгадали все мои загадки.
Из сундучка слышится красивая мелодия.
Воспитатель: Ребята, слышите?... Музыка играет…
Бабушка - сударушка: Да это же мой волшебный сундучок… Сейчас посмотрим, что он нам хочет сказать: «Сундучок мы открываем, что внутри сейчас узнаем».
Бабушка – загадушка открывает сундучок и достает раскраски.
Бабушка - сударушка: Я совсем забыла, это подарки для вас, ребята, раскраски «Русские костюмы».
Бабушка – сударушка раздает детям раскраски.
Воспитатель: Бабушка – сударушка, спасибо тебе за увлекательное путешествие, но нам пора возвращаться в детский сад.
Бабушка - сударушка: Сундучок мой закрывается, путешествие завершается.
Звучит русская народная мелодия, бабушка – сударушка уходит.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись из интересного, увлекательного путешествия. Все сегодня молодцы, хорошо отвечали.
У кого в гостях мы сегодня были? (ответы детей)
Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей)
Перечислите, одежду, которую носили мужчины и женщины на Руси? (Ответы детей)
Как называется узор, который вышивали на одежде? (Ответы детей)
Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Приложение 3
Художественно-эстетическое развитие (аппликация)
Тема: «Мой друг»
Цель: Формировать понятия «друг», «дружба»;
воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам.
Задачи:
- Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
- Закреплять композиционные умения, побуждать красиво располагать элементы на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем.
- Учить работать дружно, выполнять задуманное до логического конца.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята, давайте с вами все дружно поздороваемся, для этого мы произнесём хором слово “ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!” А это значит, мы желаем друг другу здоровья, удачи и хорошего настроения. Займите, пожалуйста, свои места.
А чтобы нам с вами сегодня хорошо занималось, мы с вами пожелаем здоровья нашим пальчикам с помощью пальчиковой гимнастики, которая так и называется «Пальчики»
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили считать.
Воспитатель: ребята, о чем шла речь в нашей пальчиковой зарядке?
Дети: о дружбе
Звучит аудиозапись «Разговор гусениц»
Воспитатель: ребята, откуда это звук? Наверное это наш экран. Давайте включим изображение на нем.
На экране гусеницы из мультфильма «Лунтик» Вупсень и Пупсень говорят: «Дружба? Кому это нужно? С чем ее едят?»
Воспитатель: Ребята поможем гусеницам узнать, что такое дружба?
Дети: да
Тогда давайте расскажем им о дружбе, о правилах общения и покажем Вупсеню и Пупсеню, какая у нас дружная группа.
А как вы понимаете, что такое дружба? (ответы детей).
Воспитатель: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют и ссорятся. Друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно. Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(да-да-да)
Мы научимся играть?
(да-да-да)
Другу будем помогать?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(да-да-да)
Друга стоит обижать?
(нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить?
(да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Молодцы! Справились с заданием.
Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света» Вы согласны с этим? А чем дружба и солнце похожи? (ответы детей: согревают, дают свет, радость).
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю сделать аппликацию на тему "Дружба". Для этого нам нужно вырезать: Голову из белой бумаги на которой мы потом нарисуем глаза, нос и рот; руки из коричневого цвета и конечно же платье для девочки из яркой цветной бумаги и костюм для мальчика из темных оттенков бумаги.
Воспитатель напоминает правила работы с ножницами.
Воспитатель: Далее мы с вами будем работать с клеем. Нам с вами нужно приклеить вырезные части. Показ воспитателя.
Воспитатель напоминает правила работы с клеем.
Воспитатель: Мы вспомнили с вами и узнали главные правила общения и дружбы, посмотрите, какое дружелюбные у нас получились мальчик и девочка.
Ну что, Вупсень и Пупсень, вы поняли, что такое дружба?
Гусеницы: «Да, теперь мы знаем, что такое дружба, что самое главное в дружбе - это улыбка, умение договариваться, быть добрыми и внимательными, дарить друг другу хорошее настроение. Спасибо вам, ребята, мы пойдем к Лунтику, будем дружить с ним. До-свидания»
Дети: «До-свидания, Вупсень и Пупсень»
Воспитатель: Ну что друзья, вот мы с вами и подружили Вупсеня и Пупсеня, а теперь давайте выйдем в круг, возьмёмся за руки.
Расслабление: стихотворение «Давайте дружить»
Давайте люди
Дружить друг с другом
Как птицы-с небом
Как травы-с лугом
Как ветер - с морем
Поля - с дождями
Как дружит солнце - со всеми нами.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы у меня молодцы! Я вами довольна!
Приложение 4
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Русский Богатырь»
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской».
Задачи:
- учить рисовать русского богатыря в доспехах с помощью геометрических фигур;
- учить изображать характерные особенности костюма (шлем, кольчуга);
- дополнять рисунок с помощью аппликации (щит, меч)
- закреплять умение отражать в речи пространственное расположение богатырей на картине;
- развивать умение равномерно закрашивать рисунок в одном направлении;
- развивать умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать патриотические чувства.
-разбойник» и «Добрыня Никитич»; игра – соревнование «Собери богатыря в поход»
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в старину, в далекие времена, кто защищал нашу землю, наше отечество от врагов? (Ответы детей). О подвигах богатырей складывали песни, сочиняли былины и сказки, художники писали картины.
- Обратите внимание на их одежду и доспехи. Что защищает богатырей? (кольчуга, шлем, бармица, щит);
- Что охраняют богатыри? (землю русскую и ее границы).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Это правда, богатыри - защитники Родины, они охраняли свои границы, поэтому художник изобразил богатырей сильными, крепкими, могучими. Многие мальчишки мечтают стать богатырями.
Воспитатель. Отлично! А теперь представим, что мы с вами художники и будем рисовать портрет богатыря. В этом нам помогут геометрические фигуры. Посмотрите, какого богатыря нарисовала я. Нравится? Угадайте, какими геометрическими фигурами я воспользовалась? (дети называют фигуры и рассказывают какие части богатыря нарисованы этими фигурами)
Голова у человека – овал. Нижняя часть овала – лицо, верхняя - шлем, похожий на «луковку». Посередине шлема - «клюв», который защищает нос богатыря. С обеих сторон «клюва» рисуем глаза. Над глазами брови. Нос дужкой. Почти все богатыри в старину носили усы и бороду. Наши богатыри тоже пусть будут с усами. Под усами - рот. Справа и слева от лица рисуем сетку, которая защищала шею богатыря - бармицу. В нижней части овала проводим две короткие линии вниз и соединяем между собой - это шея. Подбородок и шею прикрывает борода.
Физкультминутка «Юные волшебники».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И портреты создавать.
Кольчугу помогут нарисовать трапеции. Большую трапецию прикладываем длинной стороной на уровне шеи и обводим. Трапецию размером поменьше обводим ниже. Выделяем ремень, дорисовываем короткие рукава кольчуги. Рукав рубахи – овал меньшего размера. Правую руку не прорисовываем - она прикрыта щитом. Для ног используем прямоугольники, обводим и на них рисуем сапоги. В одну руку вкладываем меч, а в другую - щит. Они у нас нарисованы и вырезаны накануне. Приклеиваем щит и меч. Богатырь готов к закрашиванию цветными карандашами.
По окончании работы все рисунки выставляются на доску, рассматриваются.
Затем оформляется выставка «Богатыри – защитники Руси».
Приложение 5
Цель: Способствовать созданию условий для формирования у детей представления о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать творческие способности.
Задачи:
1. Расширять представление о народной игрушке;
2. Продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
3. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.
4. Закрепить знание характерных особенностей дымковской игрушки, о процессе создания игрушек.
5. Развивать желание лепить игрушку своими руками, фантазию, творчество, мелкую моторику рук;
6. Способствовать расширению кругозора детей, обогащению их словарного запаса, развитию речи, памяти.
7. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо), самостоятельности, аккуратности.
8. Расширять представления детей об истории создания предметов. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки», чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
Демонстративный материал: коллекция дымковских игрушек;
Раздаточный материал: пластилин, доски, стеки, салфетки, фартуки, схема с показом последовательность лепки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Садитесь удобно, спинка ровная. Чтобы нам слепить таких же барышень, на рассмотреть ее внимательно. Из каких частей она состоит? (юбочка, туловище, ручки, голова)
- Правильно, а что у нее на юбке изображено? (дымковские узоры)
- Да, вы все правильно ответили, теперь можно приступать к лепке. Посмотрите внимательно, свою барышню я буду лепить из белого пластилина. Для начала, я делю его на части, ребята, а чем делят пластилин? (стекой)
- Правильно, я делю кусок пластилина на 5 частей. Первая часть самая большая, из нее мы будем делать юбку, 2 кусок, чуть-чуть меньше, его я делю на 2 части, и из них буду лепить туловище и голову.
- И 2 маленьких кусочка я оставляю для рук. Ну все, пластилин поделен, теперь можно приступать, а как вы думаете, с какой части лучше начать? (с головы; с самой большой части – юбки)
- Да, я предлагаю начать лепить с юбки. Для этого я беру самый большой кусок пластилина и скатываю его в шар. Теперь, чтобы юбка была полая внутри, я продавливаю большими пальцами в середине шара углубление, вот так.
- На что это похоже? (на колокол)
- Да, теперь, я ставлю нашу заготовку на стол и начинаю ее вытягивать плавно вверх. У меня получилась вот такая пышная юбка. Дальше мне надо слепить туловище. Для этого мы берем какой кусок пластилина, кто запомнил? (Надо брать кусок поменьше, который вы разделили на 2 части)
- Правильно. Я беру кусок и делаю из него столбик. Для этого, я беру средний кусок пластилина и скатываю из него толстую колбаску, а с помощью стеки обрезаю края, чтобы они были ровные.
- Вот такое туловище у меня получилось. Дальше нам надо слепить голову, а какой она формы? (круглая, формы шара)
- Правильно, я беру и катаю вот такой шарик. И нам осталось слепить всего 2 ручки, а на что они похожи? (На колбаску, палочки)
- Хорошо, я беру 2 маленьких кусочка и из них катаю 2 средних колбаски. Вот такие длинные ручки у меня получились.
- А что теперь надо сделать, как вы думаете? (соединить все части)
- Правильно. Сначала я соединяю юбочку и туловище, прижимаю, их друг к другу и место стыка сглаживаю, чтобы они хорошо соединились. Сглаживаю все края, чтобы все части у меня хорошо соединились и не было бугорков.
- Вот так. Дальше я присоединяю таким же способом голову и ручки. Посмотрите, вот такая шикарная барышня у меня получилась. Я не стану украшать ее платье, но если у вас останется время, то вы можете налепить на ее платье узоры: блинчики, баранки, завитки, ягодки, все, что захотите.
Физминутка
- А теперь, я предлагаю вам отдохнуть, вставайте со стульчиков:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)
- Отдохнули, присаживайтесь на места, спина ровная. Но перед тем, как нам начать лепить, нам надо размять наши пальчики. (Дети садятся за столы и повторяют пальчиковую гимнастику за воспитателем)
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Практический этап
- Ну все, теперь мы все размяли. Давайте вспомним, что сначала нам надо слепить? (Сначала мы лепим юбочку)
- С помощью, каких приемов? (Продавливание середины большими пальцами и вытягивание)
- Хорошо, что будем делать дальше? (Дальше мы будем лепить туловище)
- Какой оно формы? (Столбик)
- Хорошо, молодец, а что следующее будем лепить? (Мы будем лепить голову, которая имеет форму шара)
- Что нам надо слепить еще? (Руки)
- Отлично, что дальше будет делать? (Соединять все части)
- А какими способами? (Сначала присоединения, а потом смазывания всех стыков)
- Ребята, вы все очень хорошо запомнили, теперь можете приступать к изготовлению своих барышень – подружек нашей барышне, а если вы забудете, в какой последовательности надо делать, то вы всегда можете обратиться к помощнице – схеме, которые лежат у вас на партах.
Включается не громко, расслабляющая музыка и дети начинают лепить. Воспитатель контролирует лепку детей и при необходимости помогает им.
Рефлексия
- Ребята, теперь, я предлагаю вам, сделать выставку ваших работ, где будет находиться наша Дымковская Барышня со своими подружками, у нее стало вон как много подружек, теперь она не будет грустить.
Какие у вас получились замечательные барышни, многие успели ее украсить разными узорами.
- Ребята, что мы сегодня делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Вам было сложно? (если да, то, что у тебя вызвало затруднения?)
- Вам понравилось?
- Я очень рада, что вам понравилось лепить Дымковских барышень, мы не только с вами провели очень здорово время, но и помогли главной Барышне, она вам очень благодарна.
Приложение 6
Дидактические игры:
- «Вежливо- не вежливо»
Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.
Ход игры:
Воспитатель:
Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть, не извиниться.
Помочь поднять упавшую вещь.
Громко разговаривать в общественных местах.
Обозвать обидным словом одноклассника.
Не уступить место пожилому человеку.
Отвечать на телефонный звонок во время урока.
Помочь донести сумку незнакомой старушке.
Рассказать доверенную тебе тайну.
Стараться говорить громче собеседника.
Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.
- «С кем можно так общаться?»
Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.
Ход игры:
Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"
Здравствуй!
Добрый день!
Привет!
Здорово!
Чао!
Пока!
До свидания!
Будь здоров!
До встречи!
- «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова, закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Материал: сюжетные картинки.
Приложение 7
Подвижные игры:
- «Найди себе пару» (видео)
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание игры: Играющие стоят вдоль стены или возле воспитателя. Ребятишкам дается по одной ленточке каждому. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары.
Пока звучит бубен дети разбегаются по площадке хаотично. Когда бубен замолкает дети, имеющие ленточки одинакового цвета, находят себе пару.
После 2 - 3 игр, поменялись ленточками, взяли себе другой цвет.
Вместо ленточек можно использовать платочки или флажки. А так же таблички с изображением предметов по определенной теме. Например, воробей и самолет (летают, кит и корабль (плавают) и т. д.
Чтобы дети не бегали парами, можно ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
- Подвижная игра «Передай шар»
Цель игры: Учить детей передавать шар по цепочке, бросать шар из-за головы вперед.
Материал: Разноцветные шары.
Ход игры:
Дети стоят полукругом лицом к воспитателю. Воспитатель стоит напротив детей. Он показывает детям разноцветные шары. Далее он читает отрывок из стихотворения
Я. Акима «Цветные огоньки»
Разные - разные:
Голубые,
Красные,
Желтые,
Зеленые,
Воздушные шары!
После стихотворения воспитатель говорит, что сейчас мы будем передавать друг другу по цепочке один воздушный шар. Он дает шар первому ребенку, он передает воздушный шар второму, второй передает третьему и так до последнего ребенка стоящего в полукруге. Потом воздушный шар дети также по цепочке возвращают назад. Затем воспитатель шары раздает всем детям, показывает как правильно держать их. Во время игры следит за детьми, чтобы они держали шары правильно – обхватив кистью и всеми пальчиками. Ребенок двумя руками высоко поднимает шар и бросает его вперед из-за головы. После игры воспитатель напоминает детям, что шары складывать надо на открытую полку в доступном для них месте. Дети в свободное время могут подойти и поиграть ещё раз с шарами. Игру можно проводить и на прогулке с небольшой группой детей, но с мячами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...