Конструкт по организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Путешествие по реке времени»
план-конспект занятия (старшая группа)

Терентьева Любовь Викторовна

Конструкт

По организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Путешествие по реке времени»

Тема: «История появления ложки».

Возрастная группа: старшая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид НОД: формирование целостной картины миры.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная.

Форма проведения: путешествие по «реке времени».

Форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат:

Дети умеют осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.

У детей развиты мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация.

Развивать познавательные интересы.

В процессе коллективного решения поставленных задач дети доброжелательно взаимодействуют  между собой.

Дети проявляют уважение к историческому прошлому своего народа.

Дети имеют  представления о временных отношениях на примере возникновения ложек.

Дети знают об истории возникновения и временных изменениях ложки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt._istoriya_poyavleniya_lozhki.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

Терентьевой Любовь Викторовны

По организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Путешествие по реке времени»

Тема: «История появления ложки».

Возрастная группа: старшая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид НОД: формирование целостной картины миры.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная.

Форма проведения: путешествие по «реке времени».

Форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат:

Дети умеют осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.

У детей развиты мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация.

Развивать познавательные интересы.

В процессе коллективного решения поставленных задач дети доброжелательно взаимодействуют  между собой.

Дети проявляют уважение к историческому прошлому своего народа.

Дети имеют  представления о временных отношениях на примере возникновения ложек.

Дети знают об истории возникновения и временных изменениях ложки.

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через ознакомление с историей возникновения ложки.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Развивающие:

  1. Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация

Воспитательные:

  1. Развивать познавательные интересы.
  2. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
  3. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Обучающие:

  1.  Формировать  представления о временных отношениях на примере возникновения ложек
  2. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки.

Воспитывать у Арины умение работать в группе, уважать мнение друг друга.

Развивать у Вани умение отвечать полным предложением.

Учебно-методический комплект: технология «Путешествие по реке времени» Н.А. Коротковой. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»  / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

•построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

•содействие и сотрудничество детей и взрослых.

•поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

•формирование личностного стиля взаимоотношений  со сверстниками  и педагогом;

•создание положительного эмоционального фона и атмосферы  эмоционального подъёма;

•воспитание  через  взаимодействие;

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.

Средства:

наглядные: иллюстрации с изображением ложек, раздаточный материал (картинки различных видов ложек от древности до современности), демонстрационное полотно «Река времени».

предметные: банка с вареньем, различные виды ложек, набор пластмассовых ложек, фломастеры и маркеры.

мультимедийные: компьютерная презентация «История ложки»

музыкальные: аудиозапись ансамбля ложкарей.

Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;

наглядные: рассматривание предметов, показ иллюстраций;

практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;

игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.


Этапы

Содержание деятельности

Действия,

деятельность

педагога

Действия,

деятельность

детей

Планируемый

результат

I. Обсуждение реального события.

Задача: 

сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности

Игра – приветствие

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Подарите друг другу улыбку.

Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации)

Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки? (Обсуждение с детьми культуры приёма пищи)

Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Не лопата, не совок

Что захватит, то в роток

Кашу, суп или окрошку

Вы узнали? Это…ложка.

-привлекает внимание детей с помощью игры;

Создает проблемную ситуацию;

-ведет диалог с детьми;

- поощряет детей к высказыванию;

- эмоционально

вовлекает детей в обсуждение.

-свободно располагаются в группе;

- отвечают на вопросы педагога.

Сформирована положительная мотивация к познавательно-исследовательской деятельности

II. Постановка целей

исследования.

Задачи: 

- развивать диалогическую

речь в процессе участия в беседе. Развивать познавательные интересы.

-Как Вы считаете, ложка всегда была такой разнообразной, красивой и удобной?

Ребята, а какие бывают ложки?  А хотите больше узнать о ложках? Вы знаете, история ложек  начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было?

-Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по «реке времени»,  чтобы узнать, как появилась первая ложка, и как она менялась.

- Кто хочет отправиться вместе со мной? Присоединяйтесь!

-Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке времени»?

-ведет диалог с детьми;

- комментирует высказывания.

-вводит элемент новизны;

-выстраивают

полный ответ.

-высказывают предположения;

-садятся на стулья

Проявляют

интерес к

предстоящей деятельности.

 

III. Анализ-сравнение,

активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.

Задачи:

- формировать представления о временных отношениях на примере

появления и "развития" ложки;

- расширять

знания о различных видах ложек;

- развивать                        зрительную память,

произвольность внимания.

Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение.

Я  вас приглашаю в волшебное путешествие по времени. Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «река времени». Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. На нашей реке есть три остановки - древность, старина и наше время. В нашем времени люди живут в современных домах, построенных из кирпича или дерева. И остановка на реке времени, где картинка с современным многоэтажным домом – это наше время. В старину жили бабушки, дедушки. Дома у них были в основном из дерева. А на реке времени остановка с деревянным одноэтажным домом – это старина. В древности люди жили в пещерах. Картинка пещеры – это остановка древность.

 Как вы думаете, на каком транспорте можно попасть в далекое прошлое? А хотите отправиться на необычном транспорте – на машине времени?

Звучит музыка, на слайде1 мигает анимация.

Машину времени заведем,

В древность все мы  попадем.

Слайд2.  В древности, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды.

Слайд 3. Когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки?

ЭКСПЕРИМЕНТ

Вот у меня есть ракушки, возьмите и представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные.  А чего не хватает?

Слайд 4.  Время шло. Люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки? Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев, из камня. Слайд 5.

 Слайд 6. Со временем они научились вытачивать из камня инструменты, добывать и сохранять огонь.

Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными.

В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку.  ЭКСПЕРИМЕНТ

Вот у меня есть дощечки, возьмите и представьте, что вы кушаете борщ. Удобно вам? Почему?  

Вот так в древности появилась посуда, и самая первая ложка. Слайд 7.

Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?

Слайд 8.Посмотрите, на изображение. Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре. Ребята, вот ложка из соленого теста, похожая на глиняную. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?

А сейчас давайте переместимся в старину.

Звучит музыка, на слайде9 мигает анимация.

Машину времени заведем,

В древность все мы  попадем.

Слайд 10.

Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов,

Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси?

Слайд 11.На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи.

Слайд 12. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники.

Слайд 13. Мастера ложечники  изготовляли и расписывали  разными узорами ложки. Так же их дарят как подарок - сувенир.

 А как ещё использовали ложки на Руси?

Слайд 14. На Руси ложку использовали как музыкальный инструмент.

Хотите послушаем ансамбль ложкарей? Кто хочет, может подвигаться под музыку. А еще можете взять вот это деревянные ложки и попробовать на них сыграть. Звучит аудиозапись ансамбля ложкарей.

Слайд15.А короли пользовались ложками из серебра и золота. Слайд 16.  

Слайд17.Ребята, вот мы и побывали в старине. 

Нам пора перемещаться в наше время.

 Звучит музыка, на слайде18 мигает анимация.

Машину времени  заведем

И домой мы  попадем.

Ну, вот мы и в детском саду. Слайд19

Рассказывает историю ложек древних времен;

-использует наглядные, информационные средства;

-вовлекает в совместную деятельность;

- вовлекает в слушание;

- стимулирует интерес детей;

 

Рассказывает историю ложек старины.

-инициирует общее обсуждение;

-вовлекает в совместную деятельность

-поощряет детей к высказыванию;

-стимулирует любознательность, интерес;

-комментирует высказывания;

-поощряет детей к высказыванию;

-слушают рассказ воспитателя;

-высказывают предположения

-смотрят презентацию;

- узнают виды ложек  разных времен;

-определяют на ощупь;

-делают вывод;

-выполняют действие с предметами.

-выстраивают полный ответ, предложение;

Дети слушают аудиозапись ансамбля ложкарей, танцуют и играют на ложках.

демонстрируют физическую активность;

-высказывают предположения, опираясь на личный опыт;

-выполняют задание, опираясь на ранее полученные знания.

-озвучивают информацию из личного опыта;

Проявляют интерес к истории возникновения ложки.

Проявляют произвольность внимания в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Дети расслаблены, отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности.

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Задачи: 

- воспитывать у детей умение работать в группе;

- дискутировать, уважать мнение друг друга;

- развивать логическое мышление.

Мы с вами побывали в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

Что за коробка у нас на пути?  Заглянем  в неё? 

В коробке лежат   картинки  ложек  разных времён. Все картинки могут найти своё место  на «реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разместим и потом посмотрим на результат нашей работы.

Объединитесь в пары, договоритесь между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность.

Все согласны, где расположены картинки?

Проверьте расположение картинок друг друга.

Дети выбирают картинки, обсуждают выбор.

- вовлекает детей в совместную деятельность;

- согласовывает с детьми действие, их последовательность;

- способствует групповой работе детей;

- напоминает;

- включает детей в самостоятельную деятельность;

- наблюдает за детьми во время выполнения задания.

- переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность;

- наблюдают за преобразованием предмета;

- выражают собственное суждение;

-осваивают последовательность размещения видов обуви на «реке времени»;

- практикуются в осуществлении выбора.

Умеют подбирать ложки на карточках, соответствующие периодам «реки времени».

Умеют делать логические выводы.

Умеют следовать правилам.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Задача:   развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Если вы готовы, можно наклеить свои картинки на «реку времени».

После обсуждения дети приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «реки времени»

-Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными ложками некоторые из них дошли до наших дней.

-Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какие ложки самые красивые, удобные и прочные? Какую бы вы выбрали?

-Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним, чье предположение было верным.

-Напротив каждого вида ложек мы будем отмечать, есть ли такое качество.

-Ракушки, они красивые? Значит, отметим зеленым кружком.

-Они прочные? Отметим черным кружком. Удобные? Отметим черным кружком.

-Первые ложки из глины - дощечки, они красивые? Каким кружком отметим?

-Они прочные? Каким кружком отметим? Удобные? Почему? -

-Отметим черным кружком.

-Деревянные ложки, они красивые? Каким кружком отметим?

-Они прочные? Почему? Каким кружком отметим? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?

-А современные ложки, они красивые? Каким кружком отметим?

-Они прочные? Почему? Каким кружком отметим? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?

-Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшей ложкой будет та, у которой больше зеленых кружков. (Анализ таблицы).

- наблюдает за детьми во время выполнения задания.

-организовывает обсуждение.

-включает детей в самостоятельную деятельность;

-способствует индивидуализации детей;

-согласовывает с детьми действия, их последовательность

- переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую;

- выражает собственное суждение;

-проявляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе познавательно-исследовательской деятельности

VI.Вывешивание таблицы на

стене группового помещения.

Задача: подвести итог совместной деятельности.

- А что сегодня для вас было самым интересным?

- Какие трудности вы испытывали? Трудно ли вам было выбирать

картинки?

- Вы довольны своей работой?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

- Теперь мы можем поместить нашу реку времени на групповую стену.

- привлекает детей к подведению итогов,

-делятся впечатлениями;

к рефлексии (самоанализу);

- предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».

-выражают собственные

чувства к проделанной работе;

- планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

- высказывают эмоциональный отклик.

Оценивают результат своей деятельности;

Делают выводы

VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Задача: развивать умение выполнять задания в соответствии с приобретенным опытом.

Кому бы вы хотели показать ленту времени?

-Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место.  Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, в будущем мы будем пользоваться ложками?  Какие они будут?

-Давайте,  вы попробуете нарисовать, какими   будут ложки в будущем.

Мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать. Вы можете добавить нашу ленту времени сами, когда захотите. А сейчас мы возьмем наши ложки и я угощу вас вареньем.

- привлекает детей к подведению итогов

-делятся впечатлениями;

- предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».

-выражают собственные

чувства к проделанной работе;

- планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

- высказывают эмоциональный отклик.

Делают выводы, планируют самостоятельную (совместную) деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Веселое путешествие» первая младшая группа (2-3 лет)

Технологическая картаорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиВоспитатель: Авдеенко Алла ВладимировнаДОУ: МБДОУ «Детский сад  № 52» АГОТема:  «Веселое путе...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"...

КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ» организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «История создания книги»

Конспект содержит историю создания книги в доступной форме для детей старшего и подготовительного возраста....

Технологическая карта Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по технологии «Тико – конструирование»

ТЕМА: «Домашние и дикие животные»Возрастная группа: средняя группа (4 – 5 лет)Разработчик: Платонова С. Г.Форма организации деятельности детей: фронтальная (утренний сбор, итоговый с...

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Путешествие на остров сокровищ»

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Путешествие на остров сокровищ». Подготовительная группа. Плавание....