Проект Времена года. Осень
проект (подготовительная группа)

Краткосрочный проект  Времена года. Осень для детей подготовительной к школе группы и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx69.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ВРЕМЕНА ГОДА: ОСЕНЬ»

Участники проекта педагоги ДОУ,

родители,

дети подготовительной к школе

                                                         группы.

Москва 2022 г

Осень! Роща золотая!

Золотая, синяя,

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются,

С дальним озером, полями

Навсегда прощаются.

(А.Пришелец)

Актуальность проблемы:

в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ расширить знания детей:

  1. о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы, животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты);
  2. о сельскохозяйственных работах людей;
  3. осенний праздник и особенности его проведения;
  4. применение приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности;
  5. развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей;
  6. совместная деятельность детей, родителей, педагогов способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Тип проекта: 
познавательно-творческий.

Вид проекта: 
краткосрочный (сентябрь 2022 г. - ноябрь 2022 г.)

Состав участников:  групповой.

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, родители,  педагоги группы.

Цель: расширять и систематизировать знания детей об осени, как времени года, её признаках и явлениях.

Задачи:

  1. Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных, птиц, насекомых к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период);
  2. Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды);
  3. Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной,  игровой, театрализованной, умственной);
  4. Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  5. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  6. Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
  7. Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц;
  8. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;
  9. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них;
  10. Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Предполагаемый результат:

 

- углублять и расширять знания детей об осени;

- пополнять словарный запас;

- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

- развивать художественно-творческие навыки.

Условия реализации проекта:

- создание интереса у детей к сезонным изменениям в природе;

- участие родителей в реализации проекта;

- подбор игр, стихотворений, пословиц, бесед об осени.

Форма проведения:

- занятия, игровая деятельность, беседы;

- выставка «Осенняя сказка»;

- изготовление поделок;

- показ сказки «Наш огород» (педагоги, дети, родители),

- родительское собрание, проведение праздника, досугов.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

- недостаток знаний у дошкольников о  сезонных изменениях в природе в осенний период;
- единый подход  в работе семьи и детского  сада.

Используемые виды деятельности:

- НОД;
- Игровая;

- Чтение художественной литературы;

- Изобразительная;

- Труд;

- Конструирование из природных материалов.

Продукт проектной деятельности:

- Развитие речи во всех видах деятельности.

- Выставка поделок из природного материала «Осенняя сказка»;

- Праздник осени.

План реализации проекта
1 Этап проекта.


Предварительная работа 

Поисковая работа по подбору:
- иллюстративного материала;
- литературных произведений; 
- репродукций картин;
- мультфильмов;
- дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, строительных игр.

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Осенняя сказка».

2 Этап проекта. 
Продуктивный.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
Виды совместно-партнёрской деятельности:

Художественно-речевая:
 -  чтение художественной литературы: Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»; Л.Н.Толстой «Старик и яблоня», «Косточка»; народная сказка в обработке К.Ушинского «Вершки и корешки»; В.Катаев «Грибы», В.Сутеев: «Мешок яблок», «Под грибом», «Яблоко»; Я.Тайц «По грибы», М. Волошин «Осенью», С. Городецкий «Первый снег», Т.А. Шорыгина: «Насекомые.Какие они?», «Какие месяцы в году?», «Деревья. Какие они?», «Кустарники. Какие они?», «Овощи. Какие они?», «Фрукты. Какие они?», «Птицы. Какие они?», «Ягоды. Какие они?», «Грибы. Какие они?», «Домашние животные. Какие они?»,«Какие звери в лесу?»;

-  заучивание стихотворений: «Осень наступила» А.Плещеева, «Осень», «Унылая пора» А.С.Пушкина, «Сентябрь уборкой велик», «Собрались и полетели» Е.Головина, «Фрукты – радость для ребят», «Зонтики» (см Приложение №1)

-  признаки осени (см Приложение №2)

-  пословицы и поговорки об осени (см Приложение №3);

-  загадки про осень (см Приложение №4);

- рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень» (см Приложение №5), В. Волков «Осень», В. Поленов «Золотая осень», А. Герасимов «Дары осени», И. Шишкин «Осенний пейзаж».

-  беседы по картинам: «Что купила белочка в магазине?», «Что происходит с листьями?», «Таня и Ваня собирают лесные и садовые ягоды», «Ёж – грибник», «Последовательность смены времён года», «Приметы времён года, «Какую пользу приносят деревья и кустарники человеку и животным?», «Деревья и кустарники, какие они?», «Помогаем повару готовить», «Яблонька», «Богатый урожай капусты», «Где растут ягоды?», «Грибники», «Как белки к зиме готовятся?», «Откуда люди берут шерстяные нитки», «Ласточка – хлопотунья»;

-  беседы по ОБЖ: 

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью»

- цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

- за красотой и богатством осенних красок;

- за цветником;

- за перелётными птицами;

- за насекомыми;

- за деревьями, растущими на территории детского сада.

- целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

-  рассматривание фотографий.

Игровая деятельность:

- Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Сложи картинку-Времена года», «Приметы осени», «Один-много», «Чьи листья?», «Дары осени», «Когда это бывает?», «Съедобное-несъедобное», «Что лишнее», «Раскрась на слух».

- Подвижные игры: «Собери шишки», «Сортируем овощи», «Накорми друга»  «Собери сорняки», «Собери листочки», «Собери ложкой картошку», «Перейди лужу в калошах», «Перевези с поля урожай», «Паровозик», «Фрукты на верёвочке», «Назови, что это?», «Чего не хватает?», «Собери грибы», «Курочки и петушки»,    «Репка» (см Приложение №6)
-
Сюжетно-ролевые игры:  «Овощной магазин», «Магазин цветов», «Путешествие в лес», «Осенняя ярмарка», «В лесу», «Собираем урожай»,  «Семья – собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Запасы зверей».

- Строительные игры: «Моя деревня», «Ферма».
-
Театрализованные игры: «Весёлый старичок-Лесовичок», «Репка», «Под грибом», «Гадкий утёнок», «У страха глаза велики»; драматизация  сказки «Наш огород».

- Физкультминутки (см Приложение №7)

Творческая деятельность:


- выставка рисунков «Овощи», «Фрукты»; «Грибы – ягоды», «Осень на опушке», «Насекомые», «Животные».
- художественное творчество с детьми по теме проекта
( см Перспективный план

работы с детьми по ознакомлению с временем года – осень)

Культурно–досуговая деятельность

- разучивание песен «Осень – прекрасная пора» О.Девочкина; «Дождик» муз. М.Парцхаладзе сл.Н Соловьёвой; «Журавушка» муз. Е.Зарницкой сл. А Вольского, «Золотая песенка сл.З.Петровой муз. Г.Вихаревой;

- слушание П.И.Чайковский «Времена года», Э.Григ «Утро»;
- праздник «Осень»; досуги: «Грустный дождик» (музыкальный досуг), «Палочка-выручалочка» (литературная викторина по книгам В.Сутеева),  «В гостях у  Лесовичка»), «Планета Земля в опасности» (экологический досуг);

- просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Яблоко» (по сказкам В.Сутеева); «Листопадничек» (по сказке Соколова-Микитова), уроки Тётушки совы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Серая шейка», «Вершки и корешки», «Лягушка-путешественница»

Сказка: «Наш огород».

Трудовая деятельность

- сбор природного материала на прогулке;

- уборка опавшей листвы;

- подготовка клумбы группового участка к зиме;

- укрывание корней деревьев опавшей листвою;

- участие в акции «Чистый город» (30 ноября 2022г.)

Сотрудничество с семьёй:

- Консультации для родителей:

 «Осень – прекрасная пора»; «Как сделать осеннюю прогулку интересной»; «Рекомендации для заботливых родителей».

- Папки-передвижки на тему «Осенний месяцы».

- Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам.

- Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенняя сказка».

- Родительское собрание: «Игры всей семьёй»

3  этап проекта

Заключительный этап

-  экологическая викторина «Осень золотая» (см Приложение №8).

        - рекомендации родителям (см Приложение №9)        

   - презентация проекта – «Праздник осени»

Перспективный план работы с детьми

по ознакомлению с временем года – осень.

Виды деятельности

Названия тем

Задачи

Развитие речи

Насекомые. Пауки.

Осень. Деревья.

Овощи. Огород.

Фрукты. Сад.

Перелётные птицы. Водоплавающие птицы.

Ягоды. Грибы

Домашние животные

Дикие животные леса. Подготовка к зиме.

Познакомить детей с разнообразием насекомых и пауков; выделить их отличия, общие признаки.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; закрепить названия деревьев, их строение.

Закрепить обобщающее понятие  «овощи»; названия различных овощей; познакомить с заготовками овощей.

Закрепить обобщающее понятие  «фрукты»; названия различных фруктов; познакомить с заготовками.

Обобщить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах; закрепить названия частей тела; воспитывать доброе отношение к ним.

Закрепить знания о ягодах и грибах; учить классифицировать их по группам; учить выделять съедобные и несъедобные грибы.

Закрепить названия домашних животных и их детёнышей; знания об их назначении и пользе для человека.

Закрепить названия диких животных и их детёнышей; чем они питаются; польза для человека.

Рисование

«Бабочка-красавица»

«Осень на опушке»

«Овощи»

«Фрукты в корзине»

«Серая шейка»

«Грибы и ягоды»

«Помоги зайцу найти друзей»

Учить детей выбирать самостоятельно цвета красок для работы; раскрашивать бабочку методом «тычка».

Учить рисовать техникой «печать растений»; самостоятельно выбирать цвета для работы.

Учить закрашивать овощи самостоятельно выбранными цветами карандашей в одном направлении.

Учить раскрашивать фрукты кистью в одном направлении; самостоятельно выбирать цвета для закрашивания корзины.

Учить рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей; дополнять работу деталями.

Учить закрашивать изображение карандашами в одном направлении; самостоятельно выбирать цвета для работы.

Закреплять умение рисовать животных способом тычка., развивать чувство композиции

Лепка

«Паучок на паутинке»

«Снежноягодник»

«Овощи на тарелке»

«Весёлый ёжик»

«Лебединое озеро»

«Земляничка»

«Забавные котята»

«Животные леса»

Отрабатывать приём раскатывания; развивать навыки работы со стекой.

Закреплять приём рисования пластилином веревочек и шариков.

Учить лепить овощи; самостоятельно выбирать цвета для работы.

Учить лепить ёжика, используя природный материал – шишку; дополнять изображение деталями.

Учить лепить птицу, используя знакомые приёмы лепки и дополняя деталями.

Осваивать приёмы размазывания, надавливания, раскатывания.

Учить делить пластилин на три части, придавать нужную форму, соединять детали.

Учить самостоятельно лепить животных, дополнять изображение деталями.

Аппликация

«Пчёлка»

«Берёзка»

«Овощи»

«Фрукты на тарелке»

«Ласточка»

«Гриб-боровик»

«Кошечка»

«Заяц»

Учить детей вырезать детали, доводить свой замысел до конца.

Учить работать с бумагой, вырезать по контуру.

Учить самостоятельно выбирать цвет бумаги для работы, закрепить метод обрыва.

Учить работать с мятой бумагой, развивать фантазию.

Учить вырезать детали птицы по контуру.

Учить работать с разными видами круп, развивать моторику.

Учить вырезать детали кошечки из геометрических фигур.

Учить вырезать детали, составлять изображение из составных частей.

Развитие речи

«Божья коровка»

«Деревья»

«Осень»

«Фрукты – радость для ребят»

«Перелётные птицы»

«Ягодки как шарики»

«Клубок ниток»

«Животные леса»

Выучить с детьми стихотворение.

Учить детей творческому рассказыванию.

Выучить с детьми стихотворение.

Выучить с детьми стихотворение.

Учить пересказу.

Выучить с детьми стихотворение.

Пересказ рассказа.

Рассказ по серии картин.

Конструктивно-модельная деятельность

«Пчёлка»

«Волшебный лес»

«Забавные поделки из природного материала»

«Забавные фрукты»

«Лебедь»

«Постройки для животных из Простоквашино»

«В грибном лесу»

«Заяц»

Учить детей работать с бросовым материалом, развивать фантазию.

Учить детей строить деревья с помощью счётных палочек.

Учить самостоятельно подбирать материал для работы.

Учить работать с бросовым материалом, развивать фантазию.

Оригами. Учить работать с бумагой по инструкции.

Развивать навыки конструирования из конструктора по схемам и по представлению.

Учить работать с природным материалом.

Оригами. Учить работать с бумагой.

Приложение №1

Стихи

Осень наступила

Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит,

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в тёплые края.

                        А.Плещеев

Осень

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый – кленовый.

Унылая пора

Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятная мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А. С. Пушкин

Сентябрь уборкой велик

Сентябрь уборкой велик

Он дремать не велит:

Собирайся народ,

Взрослые и дети,

Выходи на огород,

Пока солнце светит.

Дергай свёклу,

Чтобы не засохла,

Репу убирай.

Картошку копай-

Собирай урожай!

Собрались и полетели

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу,

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов в тетерке сонной

Пробирается лиса

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне-снегири.

                Е.Головин

Зонтики

Нам теперь не страшен дождь

Пусть теперь он день и ночь.

Все мы взяли зонтик свой.

Зонтик яркий, расписной.

Но, вдруг, ветер налетел

Он зонты отнять хотел.

Высоко над головой

Закружился зонтик мой.

Фрукты -  радость для ребят!

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины

И бананы, и гранаты-

Витаминами богаты.

Фрукты радость для ребят,

Их в садах для нас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье,

Джем, повидло, мармелад,

Чтоб порадовать ребят!

Приложение №2

Признаки осени

Все изменения в природе зависят от солнца.

Осенью природа готовится к зиме.

Осенью солнце ниже, чем летом, греет меньше.

Дни становятся короче, чем летом.

Снижается температура воздуха.

Основные осадки-дожди, а в конце осени- снег.

Вода в водоёмах охлаждается.

У растений идёт созревание плодов и семян.

Желтеют и отмирают наземные части трав.

Листья сначала становятся жёлтыми или красными, а позже наступает листопад.

Исчезают насекомые.

Птицы улетают в тёплые края.

Много зверей начинают линять, у них образуется подшёрстка.

Труд людей: осенью убирают урожай, обрабатывают землю, заготавливают корм для домашних животных; дети помогают взрослым в уборке урожая.

Осень

1.09-23.09 – начало осени

24.09-14.10 – золотая осень

15.10-22.10 – глубокая осень

23.110-26.11 – предзимье

\                                        

Приложение №3


Пословицы и поговорки:

Как лето со снопами, так и осень – с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень – всё на дню погод восемь.
Вешний дождь растит, а осенний гноит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень – к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям – это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто – готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Осень – запасиха, зима – подбериха.
Осень-то матка: кисель да блины; а весна – мачеха: сиди да гляди.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Отложил бы на осень, а там бы и бросил.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Придет осень, да за всё спросит.
Брюзжит, как худая муха в осень.
В осенью и у вороны копна, а не только у тетерева.
Весна говорит: уклочу, а осень говорит: как захочу.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил.
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
Летом поём, осенью воем.
На будущую осень, годков через восемь.
Не плачь, овес, что осенью продавать повез, - втридорога заплачу да весной ворочу.


Приложение №4

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года?  (Осень)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я   (Осень)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят…
И летят, летят, летят  (Осень)

Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин (Осень)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я  (Осень)

Я – в царстве луж, в краю огней и вод.
Я – в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года? (Осень)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает? (Осенью)

Приложение №5

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана

«Золотая осень»

Цель:

вызвать у детей эмоциональное отношение к природе.

Задачи:

- развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы,

- пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Предложить детям рассмотреть репродукцию картины, обращая внимание на цветовое многообразие осенних листьев, любуясь переливами цвета.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.

Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень.

Предварительная работа:

1.Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

2.Экскурсия в соседний парк рядом с д/с.

3.Рисование осенних деревьев, кустов

4.Лепка овощей, фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.

5.Использование дидактических игр на темы: «Осень», «Овощи фрукты», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.

Материал: Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Ход разговора с детьми

Воспитатель (В):Дети, сейчас очень красивое время года. Знаете ли, как оно называется?

Дети (Д): Осень

В: Мы вчера с вами были в парке. Что вам там понравилось?

Д: Очень красивые деревья, нарядные, с желтыми, красными разноцветными листьями.

В: (обобщает ответы детей): Да, мы видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Да, очень красиво сейчас в парках, в лесу. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины, которую написал Исаак Ильич Левитан.

Открывается репродукция картины и дается возможность детям самим полюбоваться ей (В это время можно поставить фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Музыка должна звучать не очень громко).

В: Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

В: Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года. Хочется побыстрее покинуть город и уехать на природу. Чтобы полюбоваться ее прощальной красотой.

Послушайте, как об этом времени года сказал поэт.

И. Бунин                      Лес точно терем расписной,

отрывок                     Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной

В: О чем эта картина?

Д: Об осени.

В: Какая же здесь нарисована осень?

Д: Нарядная, золотая, веселая, красивая.

В: Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

Д: приводят свои ответы

В: Да, художник назвал эту картину «Золотая осень). А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?

Д: приводят свои ответы

В: Какие цвета он использовал?

Д: Много желтых, оранжевых красок

В: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Д: Теплые, радостные веселые.

В: Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Д: Лес, луг, речку.

В: Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

Д: Художник нарисовал несколько деревьев.

В: Что это за деревья?

Д: Березки

В: Расскажите о них. Какие они?

Д: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

В: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите?

Д: Видна группа березок.

В: Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Д: Нет

В: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

В: А какого цвета трава на лугах?

Д: Зеленого.

В: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

В: А речка какого цвета? (Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая?

Д: Беловато-голубая.

В: Почему? (Ответы детей)

В: Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.

В: А чего больше – теплых красок или холодных?

Д: Теплых

В: А посмотрите на небо на картине. Какое оно?

Д: Голубое, с легкими белыми облачками

В: А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!

Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

В: Давайте эту замечательную репродукцию картины вставим в рамочку и найдем ей место в нашей группе, чтобы любоваться ее красотой! (Помещаем в уголок природы)

Вывод: Картина вызвала эмоциональный отклик у детей. Дети с большим желанием включились в диалог. Каждый готов рассказать о своих впечатлениях.

Приложение №6

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Цель: расширение и совершенствование представлений детей о природе.

Задачи:

-  закреплять представления детей об осенних явлениях в природе;

-  учить детей работать коллективно, оценивать себя и других, развивать коммуникативные способности и креативное мышление.

-   развивать физические качества (скорость, силу, ловкость, выносливость и координацию);

-  формировать потребность в двигательной активности;

-  воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«ПАРОВОЗИК»

В игре участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по «извилистой тропинке» (каждый ребёнок держится за плечи вперед! Стоящего). Считается победителем та команда, которая не уронила ни один гриб, не потеряла HI одного участника и быстрее оказалась у финиша.

«ФРУКТЫ НА ВЕРЁВОЧКЕ»

У противоположной стены зала ставят две стойки с натянутой между ними верёвкой. На веревку за черенки привязаны яблоки и груши. Ребёнку завязывают глаза. Он должен дойти до стоек, срезать ножницами любой плод и угадать его на ощупь.

«НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?»

Дети встают в круг, в центре круга – водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребёнку i говорит одно из слов: «Овощ», «Ягода» или «Фрукт». Ребёнок, поймав мяч, быстро называет со ответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся

- выходит из игры.

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

На планшете нарисованы фрукты в несколько рядов (например: яблоко, груша, апельсин). I каждом ряду фрукты расположены в разном порядке. Ведущая закрывает в любом ряду любой фрукт и спрашивает: «Чего не хватает?» Дети должны назвать фрукт, который закрыт. Варианты: вместо фруктов — овощи, ягоды, грибы, листья деревьев.

«СОБЕРИ ГРИБЫ»

Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты разнообразных съедобных грибов (из картона). Дети собирают грибы в корзинки. Но прежде, чем поло жить гриб в корзинку, его нужно назвать. Выигрывает тот, кто больше собрал грибов.

«РЕПКА»

Участвуют две команды по шесть детей. Они изображают персонажей сказки «Репка»: деда, бабку, Жучку, внучку, кошку и мышку. У противоположной стены зала два стульчика. На каждом стульчике сидит «репка» — ребёнок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к «репке», обегает её и возвращается. За него цепляется (берёт его за талию] бабка, и они продолжают бег вдвоём. Вновь огибают «репку» и бегут назад. Затем к ним присоединяется внучка и т. Д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

«КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ»

Три пары детей, изображающие курочек и петушков, в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают та пара, которая больше всего собрала зёрен.

 «СОБЕРИ ШИШКИ»

В игре участвуют два человека. Они берут по корзине. На пол рассыпаются 10—12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберёт больше шишек.

«СОРТИРУЕМ ОВОЩИ»

Играют два человека. В руках у них корзинки для сбора овощей. В одной стороне зала стоя' два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Дети заранее договариваются, какой овощ каждый из них будет собирать в свою корзинку. По сигналу каждый ребёнок с корзиной бежит к ведрам, набирает овощи в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполни' задание, тот и победил.

«НАКОРМИ ДРУГА»

В игре можно использовать яблоки или морковку. Двое играющих детей садятся на стульчики друг против друга. Им завязывают глаза и дают по яблоку. Они должны накормить друг друга яблоком. Выигрывает тот, кто быстрее съел яблоко.

«СОБЕРИ СОРНЯКИ»

В игре участвуют три человека. По залу рассыпают сорные травы (бумажные вьюны, васильки и листья одуванчика). Детям дают по ведёрку. По сигналу они должны собрать сорняки в вёдра: один ребёнок собирает вьюны, другой листья, третий — васильки. Побеждает ребёнок выполнивший задание быстрее других.

«СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ»

В игре участвуют два ребёнка. На двух подносах лежит по одному большому бумажному кленовому листу, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям ли сточек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частей.

«СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ»

В игре участвуют два человека. На пол рассыпают шесть—восемь картофелин. У каждого ребёнка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой по одной штуке и класть её в корзинку. Побеждает ребёнок, собравший больше картошки за определённое время.

«ПЕРЕЙДИ ЛУЖУ В КАЛОШАХ»

Участвуют по два ребёнка. «Лужа» — это ковёр в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра на другой и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.

«ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ»

В одной стороне зала стоят две детские машины (грузовики), в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свёклы и картофеля, по две штуки каждого. Играют по два человека. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.

Приложение №7

Физкультминутки:

«Клён»

- Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою  клён.

«Листопад»

- Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»

- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил  (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу)

Приложение №8

Сценарий экологической викторины «Осень золотая!»

                     

Задачи:

- Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе.                                                  

- Учить детей давать правильные и точные ответы, обсуждая их в команде.

- Развивать способности общения между сверстниками.

- Воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов.

- Развивать чувства товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

                                             

Воспитатель:      

«За окошком так красиво -                                                                                

Это осень в сад пришла!                                                                                  

 Все деревья нарядила,                                                                                    

 Всем одежды раздала.                                                                                  

Листьев ярких стало много                                                                              

Жёлтых, красных, золотых.                                                                              

Собрала я их в букет -                                                                                      

Это осени подарок,                                                                                          

От неё вам всем привет».

                                                               

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, поиграем в викторину, узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы, и выясним, какая команда самая эрудированная.

Воспитатель: Итак, у нас присутствует две команды, представьтесь.

Дети представляет свою команду, капитанов.

Воспитатель представляет жюри.

Воспитатель: Напомню правила игры. Я вам буду задавать вопросы, ответы вы должны обсуждать со своей командой, а отвечать первой будет та команда, чей капитан быстрее ударит в бубен.

Воспитатель: Итак, команды готовы?(да). Тогда начнём с разминки.

Разминка.

– Кто назовёт имена осенних месяцев?  (сентябрь, октябрь, ноябрь).

-  Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь – запевала осени, октябрь – листопад, ноябрь – ворота зимы).

Воспитатель: Разминка прошла успешно, жюри приступает к оценке.

Воспитатель: А теперь первое задание «Ответь правильно».

- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).

- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).

- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).                                             –Какие деревья сбрасывают на зиму листья?(лиственные)                .      

- Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели).

Воспитатель: Я вам подскажу.

«Почему не спится ёлкам с наступленьем осени?

Почему они иголки на зиму не сбросили?

Им зимою не до сна – вдруг заблудится весна?

Снег кружится над землёй, тропки занесённые.

               Вот и светятся зимой огоньки зелёные».  

-Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.

Ребёнок читает стихотворение.                                                                                                                                                                                                            

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В  сердце только грустнее.

Стаи птиц улетает

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.  (К.Бальмонт).

Воспитатель: Жюри объявляет оценки конкурса.

Воспитатель: Итак, следующий конкурс.

«Перелётные и зимующие птицы».

Среди изображённых на картинках птиц, дети находят и называют зимующих и перелётных птиц.

Воспитатель: Жюри подводит итог конкурса.

                                                                                                                                  Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.

Проводится игра «Собери и назови осенний цветок».

Из каждой команды выходят по два ребёнка и  собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.          

Воспитатель: Жюри подводит итоги. Я знаю, что вы знаете много песен про осень.  Давайте споём одну из них.  Дети исполняют песню «Ах, какая осень» муз. З.Роот, сл. М. Сидорова.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинки и назовите, какие животные не впадают в спячку.

Игра: «Кто лишний».  (картинки: медведь, ёж, лягушка, лиса, волк).

Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).

«Зверька узнаем мы с тобой                                                                                              По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой

 А в шубе рыжей летом». (Белка).

- А кто из животных  запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки).

Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.

«Далеко ещё зима,

Но не для потехи.

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи.

Знает маленький зверёк

Запасы надо делать впрок».

Воспитатель: Жюри подводит итоги конкурса о животных.

Воспитатель: А теперь самая сложная часть наших осенних соревнований – отгадывание загадок. Я  хочу проверить, кто из вас наблюдательный.

Загадки.

  1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья…(осень).

2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).

3. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осень с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

4. Рыжий Егорка

Упал в озёрко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (лист).

5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).

6. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стаи?  (птицы).

Жюри подводит итоги конкурса.

Воспитатель: Следующий конкурс тоже очень сложный.  Но вы ведь справитесь? (да).

 -Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем!

Следующий конкурс «Урожайный».

Воспитатель:

Всем известно: без труда

Не вынешь рыбку из пруда.

В огороде и в саду, на болоте и в лесу,

Ждут мои подарки вас,

Собирайте про запас!

Не ленитесь, а зимой

Пригодится дар вам мой.

Ребята, назовите, что за овощи, ягоды и фрукты дарит нам осень.

Игра – соревнование «Чья команда больше назовёт овощей, ягод и фруктов поспевающих осенью».  

Дети по очереди называют овощи, побеждает та команда, которая последняя назовёт фрукт или овощ.

Жюри подводит итоги конкурса.  

Воспитатель:

Урожай у нас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста.

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьёзный спор.

Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?

Воспитатель: А как вы думаете, ребята.  Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? (да). Конечно, каждый овощ полезен по-своему и хорош.

Воспитатель: Ну, что же. Все вы показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях, о животных. Молодцы!

Понравился ли вам наш праздник? (да) Давайте попросим жюри объявить победителей и вручим им грамоту «Знатоки природы».

Приложение №9

Рекомендации родителям.

Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас: 

-  Прочитать детям произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето», М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
-  выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
-  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
-  погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
-  составить букет из осенних листьев(для дома)
-  посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
-  сходить в лес за грибами;
-  заучить приметы и загадки об осени;
-  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
-  собрать семена разных растений;
-  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
-  сделать фотографию  со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
-  сделать поделки из природного материала;

 

Литература:

  1. Шорыгина Т.А. «Насекомые.Какие они?», «Какие месяцы в году?», «Деревья. Какие они?», «Кустарники. Какие они?», «Овощи. Какие они?», «Фрукты. Какие они?», «Птицы. Какие они?», «Ягоды. Какие они?», «Грибы. Какие они?», «Домашние животные. Какие они?», «Какие звери в лесу?» Издательство ГНОМ и Д., 2003-2004
  2. Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 6 -7 лет с ОНР (Мир растений. Мир животных)  Издательство ГНОМ, 2012.
  3. Бабушкина Т.М. Окружающий мир. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. – Волгоград: ИТД « Корифей», 2010 г.
  4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание старших  дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  5.  Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 г.
  6.  Фисенко М. А. Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группа, Волгоград ИТД «Корифей», 2007 г.
  7.  Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I. – М.: ООО Издательство « Скрипторий 2003», 2009 г.
  8. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: - М.: Просвещение, 2001.
  9. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009.  (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ).
  10. Зверева О. Х., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М. : Т. Ц. Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Времена года. Осень."

Детям сложно запомнить признаки и название межсезонья, для решения этой проблемы был разработан проек совместно с музыкальным руководителем. Проект расчитан на неделю. К нему прилагаются конспек...

Итоговое мероприятие по проекту « Времена года» « Осенний калейдоскоп»

Сценарий итогового мероприятия по проекту " Времена года" - " Осенний калейдоскоп"...

Проект Времена года « Осень золотая в гости к нам пришла»

В этом методическом материале подняты проблемы воспитания детей....

Проект "Времена Года" . Осень (Результаты работы)

Проект по экологическому воспитанию дошкольников. В доступной форме мы прививаем любовь к окружающей природе....

Экологический проект: "Время года - осень".

Экологический проект: "Время года - осень"...

Проект "Времена года. Осень."

Проект "Времена года. Осень."...

Проект "Время года - осень"

Проект "Время года - осень"...