Консультации для воспитателей
консультация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Застенчивые дети производят двоякое впечатление. С одной стороны, они не наглые, от них мало шума, заметных проблем от них почти не возникает. С другой стороны, с ними нелегко: застенчивого дошкольника сложно включить в работу группы, в подготовку праздника
Разберитесь в причинах застенчивости у детей Застенчивость – свойство поведения ребенка, которое проявляется в социальных отношениях. Когда застенчивый ребенок взаимодействует с другими детьми или взрослыми, то испытывает чувство тревоги и стыда. Он нерешительный, робеет перед партнером по общению, боится выступать на публике. К развитию застенчивости приводят ошибки в воспитании. При гиперопеке , когда родители доминируют над ребенком, решают за него все вопросы, социальные навыки ребенка не вырабатываются.
Застенчивость может возникнуть из-за чрезмерной нормативности в воспитании, когда ребенка заставляют жестко следовать социальным нормам. В этом случае взрослые отучают ребенка от спонтанности, а именно спонтанность – враг и антипод застенчивости. Навешивание ярлыков – еще одна причина, вследствие которой ребенок может вырасти застенчивым. Нельзя называть дошкольника застенчивым, смущающимся, « стесняшкой ». Это негативное предписание, ребенок верит в него и начинает вести себя соответственно. Некоторые соматические заболевания, СДВГ, черепно-лицевые или другие аномалии также могут приводить к застенчивости. Поэтому следует быть более внимательными к таким детям. Проявить застенчивость может каждый ребенок. О застенчивости как психологической проблеме можно говорить, если такие ситуации стойко повторяются и если поведение ребенка при социальном контакте отличается сильной скованностью и напряжением.
Учитывайте сложности в работе с застенчивыми детьми Застенчивого ребенка не приходится призывать к порядку или повторять инструкции по много раз. С ним возникают другие сложности: ребенок может испугаться, потерять самоконтроль, расплакаться, если окажется в центре внимания или если воспитатель попытается организовать его взаимодействие с другими детьми. Не заставляйте такого ребенка выступать на всех утренниках, перед живой публикой или камерой, эти испытания могут усилить его застенчивость. Воспитателю следует знать, что застенчивость скрывает под собой в том числе и самоподавление .
Придерживайтесь основных правил в работе с такими детьми Воспитателю следует придерживаться основных правил в работе с застенчивыми детьми не только когда начинается подготовка к праздничным мероприятиям. Из ближайших по плану – это 23 Февраля и 8 Марта. Именно в этот период застенчивые дети испытают повышенное внимание к себе и даже давление со стороны родителей, которые хотят увидеть дочку или сына главным героем на празднике. Чтобы не провоцировать стресс, важно учитывать особенности застенчивого ребенка ежедневно, во время каждого режимного момента.
Правило 1. Адаптируйте ребенка к пространствам группы и прогулочной площадки. Застенчивых детей меньше там, где можно действовать не по команде, а спонтанно, где атмосфера и обстановка приближены к условиям спокойного семейного пребывания. Отводите детям время на свободную активность, когда они могут расходиться по группе и делать что-то по своему желанию. Застенчивым воспитанникам давайте задания, которые позволят исследовать территорию. Например, предложите: «поищи для меня в ящике игрушки, у которых есть что-то красное», «можешь найти мне веточек небольших, я придумаю с ними поделку?».
Правило 2. Используйте маски. Застенчивые дети легче принимают роль, знакомятся, говорят свое мнение от чужого лица. Купите или изготовьте однотонные картонные маски и вместе с детьми декорируйте их. Каждый день напоминайте, что желающие могут побыть в масках. Применяйте и другие средства, которые помогут ребенку ощутить себя «немножко не собой» – парики из мишуры или цветных ленточек, афрокосички , карнавальные шапочки, солнечные очки, аквагрим . В условиях пандемии можно использовать медицинские маски – предложите детям нарисовать на них, например, оскал зверя, улыбку или усы.
Правило 3. Устанавливайте шатры и укрытия. Застенчивые дети отлично взаимодействуют с остальными в шалаше. В этом случае работает тот же механизм, что и с масками: меня не видно – мне не страшно. Для укрытий подойдут, например, спальные мешки, столик, покрытый скатертью до пола («домик»), уголок уединения, а также любые игрушечные шатры, вигвамы, коробки, стены из кубиков или картона, которые могут возвести сами дети, мягкие подушки и кресла.
Правило 4. Начинайте с малого, работайте «совочком, а не лопатой». Не пытайтесь моментально раскрепостить застенчивого ребенка. Предлагайте ему небольшие и почти бессловесные роли, обязательно в маске, костюме. Не пытайтесь организовать взаимодействие застенчивого воспитанника сразу со всеми детьми группы: если смог рядом с одним ребенком поиграть – уже хорошо.
Правило 5. Хвалите. Используйте обычные ситуации вроде общения, игр, приема пищи, одевания, чтобы дать застенчивому ребенку и его родителям положительную обратную связь о его социальных умениях. Говорите в его присутствии родителям, например, так: «Сегодня Ваня с другими ребятами сделал очень интересную постройку из лего », скажите несколько слов о постройке, не говоря ничего о застенчивости. Или произнесите такую фразу: «За это время Катя стала говорить со мной громче и больше, мне это очень нравится».
Правило 6. Не забывайте о «стоке агрессии». Изготовьте листы гнева и разместите их в группе. Лист гнева закрепите на стену или шкаф, откуда ребенок может сорвать, смять, пнуть лист, когда злится. Время от времени предлагайте детям нарисовать или слепить то, что их злит, а потом мелко порвать или скомкать рисунок, сломать пластилиновую поделку, выпуская таким образом злость. Озвучивайте агрессивные переживания застенчивого ребенка, если вы их увидели: «по-моему, ты разозлен», «ты сердишься, и я это понимаю». Не запрещайте злиться.
Правило 7. Учите ребенка поддерживать самого себя. Обучите простым приемам, например: «Подними руку и погладь себя по голове. Вот молодец. Вот так», «Ты справился, молодец, ну-ка скажи сам себе: молодец, Миша, молодец». Играйте с застенчивыми детьми в игру «Имена»: каждый участник должен ласковым голосом несколько раз произнести свое имя в вариантах – например, Оля, Оленька, Олечка. Попросите детей мысленно произнести то же. Объясняйте, как важно уметь внутренне поддержать себя, говорить с самим собой как с другом. Памятку, как вести себя с застенчивым ребенком, смотрите ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...