картотека дидактических игр по развитию речи
картотека

Сергеева Алевтина Анатольевна

картотека игр по развитию речи для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

                     НОД  в старшей группе по развитию речи

Тема:  Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце»

     Цели: развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Задачи:

Образовательные: формировать грамматически правильный строй речи;  учить отвечать на вопросы по тексту; уточнить лексическое значение новых слов.

Развивающие: развивать умение логично и содержательно строить высказывания; развивать интерес к творчеству писателя.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к людям ближайшего окружения,  побуждать желание подражать хорошим поступкам героев произведения.

Образовательная область – речевое развитие

Интегрирование областей: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приёмы: практические (совместная деятельность воспитателя и детей);

Наглядные (демонстрация иллюстраций к произведению, активные действия детей);

Словесные (разговор, пояснения, ответы детей)

Мотивация – сюрпризный момент (находка драгоценного камешка)

                            Ход образовательной деятельности

  1. Организационная часть

-  Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы сегодня пришли в детский сад, рада, что вы все здоровые и бодрые.  Надеюсь, что у всех хорошее настроение? С плохим настроением заниматься трудно, так что улыбнитесь друг другу, чтобы настроение у всех стало хорошее. Поздоровайтесь с нашими гостями, и начнём работать.

П. Основная часть

1. Сюрпризный момент

- Ребята, шла я на работу и вдруг на тротуаре что-то блеснуло. Думала, что так красиво блестит снег под фонарём, а когда подошла поближе, блеск стал ярче. Наклонилась я и увидела маленький предмет, похожий на драгоценный камень Я принесла его с собой. Хотите посмотреть?

Тогда сидите тихонько. Вот, смотрите.   (показываю «камешек»)

Я очень удивилась находке. Как вы думаете, откуда этот камешек мог появиться?

(высказывания детей).

Помните, мы с вами читали сказ?

  «По сугробам, среди сосен,

Козлик мчится быстро очень.

Где копытцем постучал,

 Там весь снег искриться стал».

А вдруг Серебряное копытце пробегал и мимо нашего садика? Как вы думаете, возможно такое? Давайте попробуем выяснить. А для этого нам нужно вспомнить, какое произведение мы читали и кто его герои.

  1.  Беседа по содержанию произведения.

 Как называется произведение, которое мы читали?   «Серебряное копытце»

Кто автор произведения?   Павел Петрович Бажов

Почему произведение называется «сказ», не сказка, не рассказ?

Сказ – это такое произведения, в котором повествуется о жизни народа особенной речью – народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом – вымышленные, сказочные.

 Давайте назовём главных героев произведения.

старик Кокованя;  Опишите внешность старика (большой, бородатый).

- Чем он занимался? (Он охотник знатный (умелый), мастер сказки сказывать, зимой за козлом бегал, летом пески промывал, золото добывал.)

- Какой был старик? (Добрый, ласковый, веселый)

девочка Даренка; Какая была Даренка? (Девочка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любопытная, трудолюбивая, добрая.)

-Чем занималась Даренка? (В избе прибирала, похлебку да кашу варила; любила сказки слушать.)

А как жили Кокованя и Дарёнка? Как автор красиво рассказал об их житье-бытье:

Жили –поживали, на житьё не плакались, и у каждого дело было.

Почему Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

- Серебряное копытце. (Козёл особенный был: ножки тоненькие, головка лёгонькая, на каждом рожке по пять веточек;  на правой передней ножке серебряное копытце, когда он им топнет ,то вылетали камни драгоценные: один раз ударит – один камень, два раза – два камня, а ножкой бить станет – груда каней (много)

А в жизни может так козёл делать?  обычные животные так не могут делать, в этом и есть волшебство. Значит, волшебный козлик не пробегал, очень жаль.

А вам бы хотелось увидеть Серебряное копытце? Почему?

 А что мы можем сказать о кошке Муренке (кошка  бурая, маленькая, худая да ободранная –такой мы увидели кошку в начале. Затем автор говорит, что кошка поправилась, большая да здоровая стала -не простая, видно была, умела разговаривать: «Правильно говоришь, правильно»)

Физкультминутка « У Оленя дом большой»

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь ему стучит!

Тук-тук дверь открой,

Там в лесу охотник злой,

Зайка-зайка забегай лапу мне давай.

Давайте вспомним добрые поступки героев.  (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка пожалела кошку Муренку;  Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку;  кошка попросила Серебряное копытце одарить девочку и старика) – есть такая пословица «Добро оплачивается добром» - каждый добрый поступок героя вернулся к нему добром.

Д/игра: «Пойми слово»

- Ребята, во время чтения сказки нам встретились непонятные слова, народные. Давайте вспомним, что они означают. Кто знает, поднимайте руки.

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание).
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь.
Пособник – помощник.
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством).
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.
Горюн – горевать.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Балаган – временная легкая деревянная постройка.
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.
Душной – запах, идущий от животного.
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Несподручно – неудобно, неловко.
Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
Лукаво – хитро.
Солонина – засоленное мясо.
Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.

Многие слова в речи уже не используются, они устарели,  но без них не получился бы сказ. Произведение не будет звучать, как народное. Поэтому автор их и использовал.

Выборочное чтение.

Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказа, вы внимательно послушайте и подумайте :

О какой черте характера Дарёнки говорится?  (не жадная, не завистливая, ей важнее, что она видела Серебряное копытце)  Отрывок зачитать

А  какие качества вы хотели бы в себе воспитать? (ответы детей)

Я думаю, если вы  обязательно станете добрыми, смелыми, умными, трудолюбивыми, если с детства будете стремиться к своей цели.

Ш. Заключительная часть.

- Занятие подошло к концу.

 -О чем мы сегодня с вами беседовали?

-Как называется сказ? Кто автор?

 Скажите, а можно это произведение считать новогодним? ( Событие произошло зимой, Зимой мы встречаем новый год; в новый год мы ждём чудес, и девочка ждала чудо и оно произошло)

 Вы очень старались все.

А что же нам делать с камушком? (предложения детей)

Давайте оставим его в группе, будем любоваться и вспоминать Серебряное копытце.

А ещё я приготовила для вас вот такие новогодние раскраски с козликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...