картотека дидактических игр по развитию речи
картотека
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе по развитию речи
Тема: Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце»
Цели: развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Задачи:
Образовательные: формировать грамматически правильный строй речи; учить отвечать на вопросы по тексту; уточнить лексическое значение новых слов.
Развивающие: развивать умение логично и содержательно строить высказывания; развивать интерес к творчеству писателя.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к людям ближайшего окружения, побуждать желание подражать хорошим поступкам героев произведения.
Образовательная область – речевое развитие
Интегрирование областей: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы: практические (совместная деятельность воспитателя и детей);
Наглядные (демонстрация иллюстраций к произведению, активные действия детей);
Словесные (разговор, пояснения, ответы детей)
Мотивация – сюрпризный момент (находка драгоценного камешка)
Ход образовательной деятельности
- Организационная часть
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы сегодня пришли в детский сад, рада, что вы все здоровые и бодрые. Надеюсь, что у всех хорошее настроение? С плохим настроением заниматься трудно, так что улыбнитесь друг другу, чтобы настроение у всех стало хорошее. Поздоровайтесь с нашими гостями, и начнём работать.
П. Основная часть
1. Сюрпризный момент
- Ребята, шла я на работу и вдруг на тротуаре что-то блеснуло. Думала, что так красиво блестит снег под фонарём, а когда подошла поближе, блеск стал ярче. Наклонилась я и увидела маленький предмет, похожий на драгоценный камень Я принесла его с собой. Хотите посмотреть?
Тогда сидите тихонько. Вот, смотрите. (показываю «камешек»)
Я очень удивилась находке. Как вы думаете, откуда этот камешек мог появиться?
(высказывания детей).
Помните, мы с вами читали сказ?
«По сугробам, среди сосен,
Козлик мчится быстро очень.
Где копытцем постучал,
Там весь снег искриться стал».
А вдруг Серебряное копытце пробегал и мимо нашего садика? Как вы думаете, возможно такое? Давайте попробуем выяснить. А для этого нам нужно вспомнить, какое произведение мы читали и кто его герои.
- Беседа по содержанию произведения.
Как называется произведение, которое мы читали? «Серебряное копытце»
Кто автор произведения? Павел Петрович Бажов
Почему произведение называется «сказ», не сказка, не рассказ?
Сказ – это такое произведения, в котором повествуется о жизни народа особенной речью – народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом – вымышленные, сказочные.
Давайте назовём главных героев произведения.
- старик Кокованя; Опишите внешность старика (большой, бородатый).
- Чем он занимался? (Он охотник знатный (умелый), мастер сказки сказывать, зимой за козлом бегал, летом пески промывал, золото добывал.)
- Какой был старик? (Добрый, ласковый, веселый)
- девочка Даренка; Какая была Даренка? (Девочка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любопытная, трудолюбивая, добрая.)
-Чем занималась Даренка? (В избе прибирала, похлебку да кашу варила; любила сказки слушать.)
А как жили Кокованя и Дарёнка? Как автор красиво рассказал об их житье-бытье:
Жили –поживали, на житьё не плакались, и у каждого дело было.
Почему Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
- Серебряное копытце. (Козёл особенный был: ножки тоненькие, головка лёгонькая, на каждом рожке по пять веточек; на правой передней ножке серебряное копытце, когда он им топнет ,то вылетали камни драгоценные: один раз ударит – один камень, два раза – два камня, а ножкой бить станет – груда каней (много)
А в жизни может так козёл делать? обычные животные так не могут делать, в этом и есть волшебство. Значит, волшебный козлик не пробегал, очень жаль.
А вам бы хотелось увидеть Серебряное копытце? Почему?
А что мы можем сказать о кошке Муренке (кошка бурая, маленькая, худая да ободранная –такой мы увидели кошку в начале. Затем автор говорит, что кошка поправилась, большая да здоровая стала -не простая, видно была, умела разговаривать: «Правильно говоришь, правильно»)
Физкультминутка « У Оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучит!
Тук-тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка-зайка забегай лапу мне давай.
Давайте вспомним добрые поступки героев. (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка пожалела кошку Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; кошка попросила Серебряное копытце одарить девочку и старика) – есть такая пословица «Добро оплачивается добром» - каждый добрый поступок героя вернулся к нему добром.
Д/игра: «Пойми слово»
- Ребята, во время чтения сказки нам встретились непонятные слова, народные. Давайте вспомним, что они означают. Кто знает, поднимайте руки.
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание).
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь.
Пособник – помощник.
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством).
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.
Горюн – горевать.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Балаган – временная легкая деревянная постройка.
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.
Душной – запах, идущий от животного.
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Несподручно – неудобно, неловко.
Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
Лукаво – хитро.
Солонина – засоленное мясо.
Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.
Многие слова в речи уже не используются, они устарели, но без них не получился бы сказ. Произведение не будет звучать, как народное. Поэтому автор их и использовал.
Выборочное чтение.
Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказа, вы внимательно послушайте и подумайте :
О какой черте характера Дарёнки говорится? (не жадная, не завистливая, ей важнее, что она видела Серебряное копытце) Отрывок зачитать
А какие качества вы хотели бы в себе воспитать? (ответы детей)
Я думаю, если вы обязательно станете добрыми, смелыми, умными, трудолюбивыми, если с детства будете стремиться к своей цели.
Ш. Заключительная часть.
- Занятие подошло к концу.
-О чем мы сегодня с вами беседовали?
-Как называется сказ? Кто автор?
Скажите, а можно это произведение считать новогодним? ( Событие произошло зимой, Зимой мы встречаем новый год; в новый год мы ждём чудес, и девочка ждала чудо и оно произошло)
Вы очень старались все.
А что же нам делать с камушком? (предложения детей)
Давайте оставим его в группе, будем любоваться и вспоминать Серебряное копытце.
А ещё я приготовила для вас вот такие новогодние раскраски с козликами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"
ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...