Информационно - творческий проект «Эта русская сторонка»
проект (подготовительная группа)
Проект «Это русская сторонка…» по расширению представлений детей подготовительной группы о быте, культуре и традициях русского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно–эстетическому воспитанию детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.
Мероприятия, предусмотренные проектом, распределены в определенной последовательности, в основе которой заложены народные календарно – обрядовые праздники и календарно – тематический план ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eta_russkaya_storonka.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа
Информационно - творческий проект
«Эта русская сторонка»
в подготовительной группе «Радуга»
Выполнила:
Версина Вера Семеновна,
воспитатель
2021г.
«Это русская сторонка»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Проект «Это русская сторонка…» по расширению представлений детей подготовительной группы о быте, культуре и традициях русского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно–эстетическому воспитанию детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.
Мероприятия, предусмотренные проектом, распределены в определенной последовательности, в основе которой заложены народные календарно – обрядовые праздники и календарно – тематический план ДОО.
Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, произведениями устного народного творчества, народной музыкой, народными подвижными и хороводными играми.
Проект рассчитан на детей 6 — 7 лет.
Актуальность.
Выбранная тема является актуальной
На современном этапе наблюдается отчуждение подрастающего поколения от социально-исторического опыта своего народа, отечественной культуры и истории. В то же время, в социуме остро ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовно-нравственной опустошенности в обществе выступает утрачивание патриотизма. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.).Основанием для разработки проекта «Это русская сторонка» послужили наблюдения за детьми, беседы с ними, которые показали, что воспитанники группы не имеют достаточных знаний по данной теме. Не секрет, что на сегодняшний день представления большинства выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Вчерашние дошкольники мало знакомы с народными традициями, праздниками и обрядами. Каковы истоки этой проблемы? Насторожили и результаты анкетирования родителей. Многие семьи мало уделяют внимание данной проблеме. Кроме того, современные родители плохо знакомы с календарно-обрядовыми праздниками, обычаями и традициями, фольклором и декоративно – прикладным искусством русского народа и в большинстве своем не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию прошлого.
В тоже время, необходимо отметить, что недостаточно разработана система педагогического просвещения родителей по данной проблеме.
Да и мы, педагоги, сами испытываем дефицит знаний о традициях и обычаях русского народа. Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - создание условий для формирования у ребенка чувства любви к Родине и гордость за культурное наследие русского народа.
Вид проекта: информационно – творческий, долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь – май.
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, сотрудники детской библиотеки , сотрудники краеведческого музея .
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности. Задачи проекта:
- Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
- Знакомить с различными образцами устного народного творчества, прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
- Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных;
- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью
- Развивать и обогащать словарный запас;
- Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа Ожидаемые результаты:
- Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;
- Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;
- Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;
- Обогащение знаниями об основных православных праздниках;
- Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую Родину, ее достижения и культуру Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор знаний родителей. Работа над проектом проходила в три этапа: Подготовительный:
постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
диагностическая беседа с детьми;
изучение методической литературы по проблеме, подбор демонстрационного и дидактического материала;
разработка дидактических игр по ознакомлению с бытом, культурой и традициями русского народа.
обогащение развивающей среды;
выявление роли родителей в приобщении детей к истокам русской культуры (анкетирование родителей);
разработка перспективного плана работы по теме проекта;
разработка и оформление материалов педагогического просвещения по теме для родителей
Основной этап:
-проведение мероприятий по теме проекта:
-непосредственно – образовательная деятельность; -совместная образовательная деятельность в режимных моментах; -самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников.
Заключительный этап:
Викторина «Как мы знаем русскую народную культуру?»
Итоговая диагностика по теме
Презентация проекта для педагогов
Реализация проекта проходит через различные виды деятельности детей и формы организации:
- рассказывание;
- рассматривание;
- слушание и исполнение русских народных песен и хороводов;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- игры;
- экскурсии,
- наблюдения
Также проект реализовывался во всех образовательных областях
Познавательное развитие
НОД «Наша Родина - Россия»
НОД «Русский национальный костюм»
НОД «У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем»
НОД «Символы России»
НОД «Народные праздники на Руси»
НОД «Русские богатыри. На героя и слава бежит»
НОД «Проводы зимы»
НОД «Русская изба»
НОД «Русские обычаи»
Социально-коммуникативное развитие
- Беседы
«Хлеб да капуста лихого не допустят»
«Русский национальный костюм»
«Обряд чаепития на Руси»
«Синичкины именины» — знакомство детей с традициями проведения праздника на Руси
«Быт русских людей».
«Русская изба».
«Пришла Коляда накануне Рождества»
«Народные промыслы России»
«Это русская сторонка, это – Родина моя»
- Дидактические игры
«Подбери профессию», «Мой адрес»
«Назови праздник»
«Буду служить России», «Моя семья», «Копилка добрых дел»
«Предметы быта»
- Сюжетно-ролевые игры
«Русская ярмарка»
«В гости к бабушке в деревню»
«Семейный праздник»
«Крестины малыша»
«Русское чаепитие»
Речевое развитие
Чтение
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве, загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта).
р.н.с. «Колосок», «Мужик и медведь», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко»
р.н.с. «Крошечка-Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Царевна-Несмеяна», «Иванушка-дурачок»
р.н.с. «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк», «Мороз и заяц», «Морозко», «Рукавичка»
Рассматривание
сюжетных картин: «Уборка урожая», «Рождество»,
«Воскресная служба в храме», «Русская ярмарка»
«Красная площадь»
Заучивание
заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
заклички «Солнышко-ведрышко»
Загадывание загадок о приметах зимы
Загадывание загадок о предметах народного быта
Загадывание загадок о весне
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
«Дымковская игрушка»
«Городецкие доски»
«Городецкие солонки»
«Золотая хохлома»
«Русская красавица»
«Русская матрешка»
«Гжель»
Лепка
«Блюдо с пирожками»
«Самовар»
«Свистулька»»
«Коромысло с ведрами»
«Золотые купала»
«Кулич»
«Кувшин»
Аппликация
«Одеяло для матрешки»
«Узор на окне»
«Русская рубаха-косоворотка
«Кокошник»
«Пасхальное яйцо»
Конструирование из строительного материала «Русская изба»
Физическое развитие
Народная игра «Бирюльки», хороводная игра «Теремок», «Колпачок»
Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон», «Бабка Яга».
Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Бубенцы», «Золотые ворота»
игра-хоровод «Мороз», народные подвижные игры «Штурм крепости»
Русские народные игры и хороводы «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки»
Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки»
Русские народные игры «Перетяжки», «Салки», «Лошадки»
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей.
Родительское собрание: «Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?».
Участие родителей в фольклорном празднике «Осенние посиделки».
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной куклы «Желанницы».
Совместное творчество детей и родителей: выставка «Волшебница Осень».
консультации «Русский народный фольклор в жизни старших дошкольников», «Эти забытые игры», «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»)
папки-передвижки: «Народная игрушка в жизни дошкольника».
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Приобщение к истории, традициям и культуре России»,
План работы над проектом:
Этапы проекта | Деятельность педагога | |
Подготовительный | постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; диагностическая беседа с детьми; изучение методической литературы по проблеме, подбор демонстрационного и дидактического материала; разработка дидактических игр по ознакомлению с бытом, культурой и традициями русского народа. обогащение развивающей среды; выявление роли родителей в приобщении детей к истокам русской культуры (анкетирование родителей); разработка перспективного плана работы по теме проекта; разработка и оформление материалов педагогического просвещения по теме для родителей. | |
Деятельность педагога | Совместная деятельность с детьми | |
Основной | Практическая деятельность с детьми для выполнения поставленных задач |
НОД по развитию речи (приобщение к художественной литературе): «Потешный игровой фольклор». НОД по познавательному развитию: «Как хлеб на стол пришел» НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Празднование Нового года на Руси». НОД Познавательное развитие. «Как на святки в вечерок девицы гадали». НОД по художественно — эстетическому развитию (аппликация). «Рождественские ангелы» НОД по познавательному развитию: «Празднование Вербного воскресения на Руси НОД по художенственно – эстетическому развитию (рисование): «Пасхальное яйцо» НОД по художенственно – эстетическому развитию (лепка): «Пасхальный кулич».
«Хлеб да капуста лихого не допустят» «Русский национальный костюм» «Обряд чаепития на Руси» «Синичкины именины» — знакомство детей с традициями проведения праздника на Руси «Быт русских людей». «Русская изба». «Новый год за собой Рождество ведет». «Зимние забавы русского народа». «Умей в гости звать, умей и угощать».
Народная игра «Бирюльки», хороводная игра «Теремок», «Колпачок» Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон», «Бабка Яга». Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Бубенцы», «Золотые ворота» игра-хоровод «Мороз», народные подвижные игры «Штурм крепости» Русские народные игры и хороводы «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки» Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки» Русские народные игры «Перетяжки», «Салки», «Лошадки»
|
Заключительный | Подводит итоги, анализирует проведенную работу. | Итоговая диагностика Презентация проекта среди коллег Викторина «Как мы знаем русскую народную культуру?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-информационный, творческий проект "Русская берёзка"
Воспитание любви к природе родного края через ознакомление с березой, как одним из главных символов нашей Родины - России...
Информационно - творческий проект по хореографии "Русский хоровод"
Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его ...
Информационно - творческий проект «Русская изба»
Информационно - творческий проект «Русская изба» Тип проекта: Информационно - творческий.Вид проекта: Групповой.Участники проек...
Информационно-творческий проект "Богатыри земли русской" для среднего дошкольного возраста
laquo;Богатырская тема» понятна и интересна детям.Постепенный переход от сказки к былинам открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный инт...
Информационно-творческий проект "Русские народные сказки"
Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда,...
Информационно - творческий проект в средней группе №1 «Жар-птица» «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)
Информационно - творческий проект в средней группе №1 «Жар-птица» «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)...
- Мне нравится (1)