Формирование у дошкольников целостной картины мира посредством тактильной книги.
материал (младшая группа)

Сафошина Яна Руслановна

Развивающая книжка — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_temu_taktilnaya_kniga.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

на тему: «Формирование у дошкольников целостной

 картины мира посредством тактильной книги»

Воспитатель:

Сафошина Я.Р.

г. Железногорск, 2021г.

«Формирование у дошкольников целостной картины мира посредством тактильной книги».

Актуальность проблемы.                                                                                         Книга издавна является источником знаний, однако сегодня, в условиях информатизации, дети мало интересуются ею. Поэтому очень актуальна проблема воспитания у детей любви к книге, как одному из источников формирования целостной картины мира. Уникальность тактильных книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре. Эти книги полны сюрпризов, яркие, привлекающие детское внимание. Дошкольники с большим интересом и восхищением их рассматривают, трогают, ощупывают, в то время как обычные книги просто перелистывают. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объёмную аппликацию, картинки-конструкции, для создания которых используются самые различные, подручные и натуральные  природные материалы.                                        Многократное обследование аппликационных изображений приводит к полноте представлений и развитию творческого воображения. Читая тактильную книгу и ощупывая предметы пальчиками, ребёнок знакомится с окружающим миром.                                                 Главное – при рассматривании книги обязательно необходимо обращать внимание ребенка не только на сюжет произведения, но и на каждый персонаж, предлагать ему найти названный персонаж, описать его и, по возможности, выразить свое отношение. Часто при самостоятельном просмотре книги, дети акцентируют своё внимание не столько на сюжете, сколько на рассматривании понравившихся поверхностей, поэтому при проведении занятий с детьми необходимо учитывать этот момент.                                                                         Значение тактильной книги в воспитании детей.                                                Тактильная книга способствует зрительному восприятию ребенка –       наблюдения. При работе с тактильной книгой уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. В этом участвуют зрение, осязание, движение рук. Рука, пальцы, ладошки – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют мысленно сравнивать различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения у ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.                        Непосредственное, наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами в тактильной книге, составляет область сенсорного воспитания. Формирование представлений о предметах с необходимостью требуют усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положения в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, тактильная книга содействует сенсорному воспитанию, развития наглядно-образного мышления.                                                                                                При создание тактильной книги используют различные нетрадиционные методы аппликации – это способствует развитию эстетического восприятия – восприятия того, что красиво. Это становится возможным только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красоту, является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства – волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным.                                        Тактильную книгу также можно использовать для формирования навыков обследования у дошкольников. Благодаря заинтересованности, дети охотнее упражняются в обследовании изображений, что способствует развитию мелкой моторики, культуры осязания и повышает различительную способность. Так же развитие мелкой моторики происходит при создание тактильных книг детьми.                                                                                Тактильная книга способствует хорошей работе пальцев рук. А развитие движений пальцев рук тесным образом связано с нормальным развитием речи. Это определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Заключение.

Наблюдая за нашей совместной работой с детьми, родители заинтересовались тактильными книгами, брали их домой, с удовольствием рассматривали и выполняли задания с детьми. Таким образом, в группе появилась своеобразная мини-библиотека умных книг. Наблюдение за детьми показало, что у них повысился познавательный интерес, знания об окружающем стали более полными и устойчивыми. Дошкольники демонстрируют желание читать книги, создавать книги, узнавать из них что-то новое. Благодаря проведенной работе у воспитанников повысилось внимание, улучшились память, мыслительные процессы и речь. Они освоили упражнения для снятия зрительного напряжения после работы с книгой. В свою очередь навыки пользования тактильными книгами научили родителей приемам работы с иллюстрациями в обычных книгах. Неподдельный интерес и восторг, которые вызывают у детей эти книги, подтолкнули меня к решению оформлять новые тактильные книги совместно с родителями воспитанников, которые разделяют мнение о том, что «Книги для детей стоит создавать!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей познавательного интереса посредством тактильной книги

В данной статье рассказывается о роли тактильных книг в развитии ребенка, особенно о их коррекционной роли в воспитании и развитии  детей с нарушениями зрения....

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий посредством современных образовательных технологий

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. ...

«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...

План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».

План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия» для младшей группы...

Отчет по плану самообразования«Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».

Отчеь по плану самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия»....

Памятка "Развитие мелкой моторики посредством тактильных книг"

Развивающая книга — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранит в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно....