Проект "Профессии космической индустрии"
проект (подготовительная группа)

Пятыгина Наталия Викторовна

Юных граждан обязательно нужно знакомить с многообразием профессий и на основе этих знаний формировать элементарные представления о профессиональной деятельности человека, воспитывая уважение к труду и людям, честно и ответственно выполняющим свои  профессиональные обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskie_industrii.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Методическое объединение

воспитателей детских садов городского округа  Королёв Московской области

 тема: «Профессии космической индустрии»

Подготовила

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11»

Пятыгина Наталия Викторовна

Паспорт проекта.

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

Продолжительность: 3 недели  (краткосрочный).

Участники проекта: воспитанники подготовительных групп, родители, педагоги.

Актуальность проекта:

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:

И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть,
И людям пользу приносить.

В  жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов малыша родители начинают задумываться о его будущем, внимательно следят за интересами и  увлечениями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Вот почему в старшем дошкольном возрасте необходимо уделить внимание тому, что взрослые члены семьи (родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки), кроме обязанностей по дому, ещё и работают, внося свой вклад в  благосостояние и престиж своей страны. Юных граждан обязательно нужно знакомить с многообразием профессий и на основе этих знаний формировать элементарные представления о профессиональной деятельности человека, воспитывая уважение к труду и людям, честно и ответственно выполняющим свои  профессиональные обязанности. Ранняя  профориентация  позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. 2.Тема проекта была выбрана не случайно, так как  Королёв часто неофициально называют космической столицей России, а многие жители нашего города трудятся на градообразующих предприятиях, относящихся к космической отрасли. И, конечно же, невозможно было бы достигнуть поставленной цели без активного участия родителей в образовательном процессе. Поэтому мы реализовали  наш проект «Профессии людей космической индустрии» через знакомство с профессиями родителей, чья профессиональная деятельность связана с космической отраслью. Хочется отметить, что взаимодействие с родителями в рамках данного проекта проходило с учётом требований ФГОС. Педагогами сада были разработаны индивидуальные маршруты, в которых использовался дифференцированный подход, учитывались социальный статус и микроклимат семьи, степень заинтересованности 

1.Главным богатством любой страны являются не недра, не территории, не производственные мощи, не финансы, а человеческий потенциал. От того, насколько люди нашей страны будут реализовывать свои таланты на благо общества, и зависит её процветание. Таким образом, формирование у детей представлений о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Ориентация в этом огромном океане человеческой деятельности является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. родителей в повышении культуры педагогической грамотности.

   Цель проекта:

 Социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых людей, работающих в космической индустрии.

 

   Задачи проекта:

• Формировать элементарные представления о профессии взрослых.
• Познакомить с различными рабочими инструментами.
• Закрепить умение классифицировать, анализировать и объединять профессии людей по общему признаку.
• Активизировать знания детей о том, что профессии людей космической индустрии  бывают разные, но они все важны.
• Продолжать обогащать и расширять словарь, развивать связную речь, память, мышление.
• Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает.

 • Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с многообразием профессий.
• Пробуждать интерес к профессиональной деятельности человека.
• Развивать познавательную активность и кругозор детей.
• Формировать нравственные ценности.

•Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.

•Повысить родительскую компетентность в вопросах образования и воспитания.

   

    В  ходе реализации проекта нами была проведена полномасштабная работа ,включающая в себя множество мероприятий разноцелевой направленности. Мы  собрали  интересный методический и научно-информационный материал, провели анкетирование родителей, беседы с детьми, направленные на выявление знаний по данной теме, составили индивидуальные маршруты для воспитанников и родителей, решивших участвовать в проекте на правах равных партнёров, оформили тематические  уголки, изготовили  дидактические  игры  и пособия по теме проекта. Наши воспитанники познакомились с замечательными трудовыми династиями, посвятившими жизнь становлению и процветанию космической отрасли нашей страны. Гостями нашей космической гостиной были настоящие профессионалы своего дела такие как инженер-программист Иванов Сергей Олегович, токарь-карусельщик Субботин Николай Тимофеевич, инженер по испытаниям космических аппаратов Плотников Артём Александрович, технолог пищевого производства Молокова Эльвира Михайловна, слесарь- испытатель Моисеев Михаил Николаевич и многие другие. Юные участники проекта с огромным удовольствием и интересом  постигали информацию и о таких значимых в космической индустрии профессиях как инженер –математик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, плавильщик металлов и сплавов и фрезеровщик. За время проекта наши дети обогатили знания и представления о многообразии профессиональной деятельности людей, работающих в космической индустрии, смогли обрести целостный образ на основе интеграции  личностных и профессиональных качеств, осознали значимость трудовой деятельности сотрудников космической отрасли. Нам удалось преодолеть стандартный взгляд многих родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей, так как  родители в этом проекте принимали активное участие, а заинтересованность родителей в проводимой работе  помогла нам пополнить наш мини-музей космоса новыми интересными экспонатами, фото и видеоматериалами. Благодаря нашему проекту   дети смогли понять одну важную истину ,что главным богатством любой страны являются не недра, не территории, не производственные мощи, не финансы, а люди!

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела. Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:

И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть,
И людям пользу приносить.

Мы верим, что  наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!

Результаты анкетирования родителей воспитанников:

20% опрошенных родителей не находят времени для обсуждения с ребёнком своей профессиональной деятельности

25% - считают, что рано начинать с детьми профориентационную деятельность в дошкольном возрасте

55%  родителей уверены, что дошкольный возраст является первой ступенькой для начального ознакомления с профессиями современного мира.

Анализ результатов опроса детей показал, что большинство воспитанников не ориентируются в многообразии профессий родителей. Из 60 детей

15 человек – знают точное название профессии, владеют достаточной информацией об особенностях профессиональной деятельности родителей;

25 человек – ответили,  что «родители работают на заводе делают ракеты»

11 человек сказали, что их родители «работают в Москве начальниками», конкретизировать сказанное не смогли.

От 6 человек детей был получен ответ: «Папа и мама работают на работе, зарабатывают денежки»

А  3 человека уверенны, что их родители «целый день играют в компьютер и больше ничего не делают»

2.Основной.

В познавательно - развивающие беседы, чтение художественной литературы и энциклопедических источников, просмотр видео и фотоматериалов,  работа с детьми и взрослыми по индивидуальным маршрутам (консультирование и помощь в подготовке презентационных материалов), организация встреч с людьми, работающими в космической отрасли, проведение физкультурного досуга «Чтоб ракета полетела - надо ловким быть и смелым!» и интеллектуально-развивающей игры «Для космической работы все профессии нужны, все профессии важны!», также участниками проекта  совместно с музыкальным руководителем была показана театральная постановка «Незнайка – космонавт».

3.Заключительный.

На этом этапе проводилось обобщение результатов проектной работы с представлением семейных презентаций «Космические профессии моих родителей», была организована творческая выставка «Мы работаем на космос», где дети представили рисунки и поделки, выполненные на основе полученной информации в ходе проекта, педагогами сада была оформлена фото выставка «Наши самые важные гости», которая  помогла надолго оставить  в памяти  прекрасные  познавательные встречи с интересными людьми космической индустрии, а у юных участников проекта было взято импровизированное интервью «Лучшая космическая профессия», в котором воспитанники не только поделились впечатлениями и полученными знаниями, но и дали аргументированный ответ на заданный вопрос. По  мнению  воспитанников,  лучшими профессиями космической индустрии стали: программист-15 человек, инженер-конструктор-10 человек, испытатель - 7 человек, космонавт-5человек.

    Рефлексия:

В ходе реализации проекта все участники обогатили знания и представления о многообразии профессиональной деятельности людей, работающих в космической индустрии, смогли обрести целостный образ на основе интеграции  личностных и профессиональных качеств, осознали значимость трудовой деятельности сотрудников космической отрасли. Нам удалось преодолеть стандартный взгляд многих родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей, так как  родители в этом проекте принимали активное участие. Заинтересованность родителей в проводимой работе  помогла нам пополнить мини-музей космоса новыми экспонатами, фото и видеоматериалами. Китайская  мудрость гласит: «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше». Проект закончился, но эта тема  оказалась интересной всем: детям, родителям, педагогам, поэтому мы не  останавливаемся на достигнутом, а будем продолжать работу в этом направлении дальше.

       

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме.  Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ  не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить,  кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно.  Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации  о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Мы верим, что  наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!

получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие  в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

    Труд способствует развитию  способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

    Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач  общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

    Ранняя  профориентация  позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

   Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги  используют разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них

  • Наглядные (живые образы), к которым относятся:
  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей
  • Словесные, которые включают:
  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения
  • Практические – это:
  • трудовые поручения
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры
  • Игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской  деятельности. Это:

  • показ
  • объяснение
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • обсуждение труда и его результатов
  • оценка

Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!

 Приложение №1.

Анкета  для родителей. "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

 Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные  книги, бываем в музеях, на выставках. 
3. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
4. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
5. Я никогда бы не выступил (а) с рассказом о своей профессии и работе перед  детьми  и взрослыми.       
6. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, трудовые навыки, полученные им в саду  и дома, пригодятся в жизни.
7. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
8. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
9. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел (а) дома постоянное посильное  поручение.
10. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в  жизни, потому что он должен впоследствии  решить
 этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (а) еще успеет в жизни наработаться.
12. Я знаю, какие учебные  занятия  больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
13. Я считаю, что можно наказывать трудом за
 проступки  и поощрять деньгами и подарками  за хорошо выполненное поручение.

 Приложение №2.

 Вопросы для беседы с детьми в ходе подготовительного этапа:

1.Как называется профессия мамы, папы?

2.Знаешь ли ты, где находится место их работы? Бывал ли ты там?

3.Знаешь ли ты, что твои родители делают на работе? Какое используют оборудование, материалы и т.д.?

4.Как ты думаешь, труд твоих родителей важен для нашего города, для страны? Почему? А что может случиться, если родители не пойдут на работу или поменяют её?

5.Рассказывают ли твои родители дома о своей работе, о друзьях по работе?

6.А ты хотел бы иметь такую же профессию  как мама, папа, почему?

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Консультация. "Приобщение детей к книге. Виды книг выпускаемые книжной индустрией"

Привыкание ребенка раннего возраста к книге, к процессу чтения должно начинаться в семье.Еще  до появления ребенка следует продумать над тем, какие книги он будет слушать и рассматривать, а...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

«С математикой в космический полет»в космический полет»

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе...

Проект творческая Индустрия

Акция «Библионочь»в Красносельском районе г. Санкт-Петербурга.Форма организации: Ежегодная всероссийская акция.Характеристика мероприятия: социально-культурная акция образовательного, прос...

Мастер-класс по изготовлению аппликации «Космическая ракета» с элементами конструирования ко Дню космонавтики Тема: «Космическая ракета».

Задачи:- продолжать расширять знания детей, связанные с Днём Космонавтики;- учить складывать ракету в технике оригами из квадратного листа бумаги;- развивать творчество в оформлении звездного неба и с...

Первый в мире полёт человека в космическое пространство. Советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» выполнил один оборот вокруг Земли; Конспект занятия "Мы первые"

Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к своей истории, создание плаката «Мы первые! Первый полёт в космос»....