Проект "Профессии космической индустрии"
проект (подготовительная группа)
Юных граждан обязательно нужно знакомить с многообразием профессий и на основе этих знаний формировать элементарные представления о профессиональной деятельности человека, воспитывая уважение к труду и людям, честно и ответственно выполняющим свои профессиональные обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskie_industrii.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
воспитателей детских садов городского округа Королёв Московской области
тема: «Профессии космической индустрии»
Подготовила
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11»
Пятыгина Наталия Викторовна
Паспорт проекта.
Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.
Продолжительность: 3 недели (краткосрочный).
Участники проекта: воспитанники подготовительных групп, родители, педагоги.
Актуальность проекта:
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть,
И людям пользу приносить.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов малыша родители начинают задумываться о его будущем, внимательно следят за интересами и увлечениями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Вот почему в старшем дошкольном возрасте необходимо уделить внимание тому, что взрослые члены семьи (родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки), кроме обязанностей по дому, ещё и работают, внося свой вклад в благосостояние и престиж своей страны. Юных граждан обязательно нужно знакомить с многообразием профессий и на основе этих знаний формировать элементарные представления о профессиональной деятельности человека, воспитывая уважение к труду и людям, честно и ответственно выполняющим свои профессиональные обязанности. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. 2.Тема проекта была выбрана не случайно, так как Королёв часто неофициально называют космической столицей России, а многие жители нашего города трудятся на градообразующих предприятиях, относящихся к космической отрасли. И, конечно же, невозможно было бы достигнуть поставленной цели без активного участия родителей в образовательном процессе. Поэтому мы реализовали наш проект «Профессии людей космической индустрии» через знакомство с профессиями родителей, чья профессиональная деятельность связана с космической отраслью. Хочется отметить, что взаимодействие с родителями в рамках данного проекта проходило с учётом требований ФГОС. Педагогами сада были разработаны индивидуальные маршруты, в которых использовался дифференцированный подход, учитывались социальный статус и микроклимат семьи, степень заинтересованности
1.Главным богатством любой страны являются не недра, не территории, не производственные мощи, не финансы, а человеческий потенциал. От того, насколько люди нашей страны будут реализовывать свои таланты на благо общества, и зависит её процветание. Таким образом, формирование у детей представлений о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Ориентация в этом огромном океане человеческой деятельности является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. родителей в повышении культуры педагогической грамотности.
Цель проекта:
Социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых людей, работающих в космической индустрии.
Задачи проекта:
• Формировать элементарные представления о профессии взрослых.
• Познакомить с различными рабочими инструментами.
• Закрепить умение классифицировать, анализировать и объединять профессии людей по общему признаку.
• Активизировать знания детей о том, что профессии людей космической индустрии бывают разные, но они все важны.
• Продолжать обогащать и расширять словарь, развивать связную речь, память, мышление.
• Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает.
• Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с многообразием профессий.
• Пробуждать интерес к профессиональной деятельности человека.
• Развивать познавательную активность и кругозор детей.
• Формировать нравственные ценности.
•Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.
•Повысить родительскую компетентность в вопросах образования и воспитания.
В ходе реализации проекта нами была проведена полномасштабная работа ,включающая в себя множество мероприятий разноцелевой направленности. Мы собрали интересный методический и научно-информационный материал, провели анкетирование родителей, беседы с детьми, направленные на выявление знаний по данной теме, составили индивидуальные маршруты для воспитанников и родителей, решивших участвовать в проекте на правах равных партнёров, оформили тематические уголки, изготовили дидактические игры и пособия по теме проекта. Наши воспитанники познакомились с замечательными трудовыми династиями, посвятившими жизнь становлению и процветанию космической отрасли нашей страны. Гостями нашей космической гостиной были настоящие профессионалы своего дела такие как инженер-программист Иванов Сергей Олегович, токарь-карусельщик Субботин Николай Тимофеевич, инженер по испытаниям космических аппаратов Плотников Артём Александрович, технолог пищевого производства Молокова Эльвира Михайловна, слесарь- испытатель Моисеев Михаил Николаевич и многие другие. Юные участники проекта с огромным удовольствием и интересом постигали информацию и о таких значимых в космической индустрии профессиях как инженер –математик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, плавильщик металлов и сплавов и фрезеровщик. За время проекта наши дети обогатили знания и представления о многообразии профессиональной деятельности людей, работающих в космической индустрии, смогли обрести целостный образ на основе интеграции личностных и профессиональных качеств, осознали значимость трудовой деятельности сотрудников космической отрасли. Нам удалось преодолеть стандартный взгляд многих родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей, так как родители в этом проекте принимали активное участие, а заинтересованность родителей в проводимой работе помогла нам пополнить наш мини-музей космоса новыми интересными экспонатами, фото и видеоматериалами. Благодаря нашему проекту дети смогли понять одну важную истину ,что главным богатством любой страны являются не недра, не территории, не производственные мощи, не финансы, а люди!
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела. Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть,
И людям пользу приносить.
Мы верим, что наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!
Результаты анкетирования родителей воспитанников:
20% опрошенных родителей не находят времени для обсуждения с ребёнком своей профессиональной деятельности
25% - считают, что рано начинать с детьми профориентационную деятельность в дошкольном возрасте
55% родителей уверены, что дошкольный возраст является первой ступенькой для начального ознакомления с профессиями современного мира.
Анализ результатов опроса детей показал, что большинство воспитанников не ориентируются в многообразии профессий родителей. Из 60 детей
15 человек – знают точное название профессии, владеют достаточной информацией об особенностях профессиональной деятельности родителей;
25 человек – ответили, что «родители работают на заводе делают ракеты»
11 человек сказали, что их родители «работают в Москве начальниками», конкретизировать сказанное не смогли.
От 6 человек детей был получен ответ: «Папа и мама работают на работе, зарабатывают денежки»
А 3 человека уверенны, что их родители «целый день играют в компьютер и больше ничего не делают»
2.Основной.
В познавательно - развивающие беседы, чтение художественной литературы и энциклопедических источников, просмотр видео и фотоматериалов, работа с детьми и взрослыми по индивидуальным маршрутам (консультирование и помощь в подготовке презентационных материалов), организация встреч с людьми, работающими в космической отрасли, проведение физкультурного досуга «Чтоб ракета полетела - надо ловким быть и смелым!» и интеллектуально-развивающей игры «Для космической работы все профессии нужны, все профессии важны!», также участниками проекта совместно с музыкальным руководителем была показана театральная постановка «Незнайка – космонавт».
3.Заключительный.
На этом этапе проводилось обобщение результатов проектной работы с представлением семейных презентаций «Космические профессии моих родителей», была организована творческая выставка «Мы работаем на космос», где дети представили рисунки и поделки, выполненные на основе полученной информации в ходе проекта, педагогами сада была оформлена фото выставка «Наши самые важные гости», которая помогла надолго оставить в памяти прекрасные познавательные встречи с интересными людьми космической индустрии, а у юных участников проекта было взято импровизированное интервью «Лучшая космическая профессия», в котором воспитанники не только поделились впечатлениями и полученными знаниями, но и дали аргументированный ответ на заданный вопрос. По мнению воспитанников, лучшими профессиями космической индустрии стали: программист-15 человек, инженер-конструктор-10 человек, испытатель - 7 человек, космонавт-5человек.
Рефлексия:
В ходе реализации проекта все участники обогатили знания и представления о многообразии профессиональной деятельности людей, работающих в космической индустрии, смогли обрести целостный образ на основе интеграции личностных и профессиональных качеств, осознали значимость трудовой деятельности сотрудников космической отрасли. Нам удалось преодолеть стандартный взгляд многих родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей, так как родители в этом проекте принимали активное участие. Заинтересованность родителей в проводимой работе помогла нам пополнить мини-музей космоса новыми экспонатами, фото и видеоматериалами. Китайская мудрость гласит: «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше». Проект закончился, но эта тема оказалась интересной всем: детям, родителям, педагогам, поэтому мы не останавливаемся на достигнутом, а будем продолжать работу в этом направлении дальше.
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.
И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Мы верим, что наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!
получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них
- Наглядные (живые образы), к которым относятся:
- экскурсии
- наблюдения
- дидактические пособия
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
- просмотр видеозаписей
- Словесные, которые включают:
- художественное слово
- рассказ воспитателя
- беседы
- малые фольклорные формы
- проблемные ситуации
- высказывания и сообщения
- Практические – это:
- трудовые поручения
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- игровые обучающие ситуации
- сюжетно-ролевые игры
- Игровые, к которым относятся:
- дидактические игры
- игровые упражнения
- игры с правилами
- словесные игры
- игры-воображения
- игры-шутки
- сюжетно-ролевые игры
- сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:
- показ
- объяснение
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- обсуждение труда и его результатов
- оценка
Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!
Приложение №1.
Анкета для родителей. "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии" |
Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет". |
Приложение №2.
Вопросы для беседы с детьми в ходе подготовительного этапа:
1.Как называется профессия мамы, папы?
2.Знаешь ли ты, где находится место их работы? Бывал ли ты там?
3.Знаешь ли ты, что твои родители делают на работе? Какое используют оборудование, материалы и т.д.?
4.Как ты думаешь, труд твоих родителей важен для нашего города, для страны? Почему? А что может случиться, если родители не пойдут на работу или поменяют её?
5.Рассказывают ли твои родители дома о своей работе, о друзьях по работе?
6.А ты хотел бы иметь такую же профессию как мама, папа, почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...
Консультация. "Приобщение детей к книге. Виды книг выпускаемые книжной индустрией"
Привыкание ребенка раннего возраста к книге, к процессу чтения должно начинаться в семье.Еще до появления ребенка следует продумать над тем, какие книги он будет слушать и рассматривать, а...
Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"
Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...
«С математикой в космический полет»в космический полет»
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе...
Проект творческая Индустрия
Акция «Библионочь»в Красносельском районе г. Санкт-Петербурга.Форма организации: Ежегодная всероссийская акция.Характеристика мероприятия: социально-культурная акция образовательного, прос...
Мастер-класс по изготовлению аппликации «Космическая ракета» с элементами конструирования ко Дню космонавтики Тема: «Космическая ракета».
Задачи:- продолжать расширять знания детей, связанные с Днём Космонавтики;- учить складывать ракету в технике оригами из квадратного листа бумаги;- развивать творчество в оформлении звездного неба и с...
Первый в мире полёт человека в космическое пространство. Советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» выполнил один оборот вокруг Земли; Конспект занятия "Мы первые"
Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к своей истории, создание плаката «Мы первые! Первый полёт в космос»....