Проект "Использование ТРИЗ технологии"
проект (младшая группа)

Федотова Светлана Юрьевна

Иновационные технологии в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_triz_rtv.docx332.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ТРИЗ-РТВ технологии в игровой деятельности детей раннего возраста»

На третьем году жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, ребенок начинает фантазировать в «уме», при этом происходят попытки использовать предметы-заместители в процессе игровой деятельности.

Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.

Работая с детьми 3-4 лет, нами систематизирован материал, который позволит педагогам решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ технологии.

№ п./п.

Название метода

Автор метода

1.

Мозговой штурм

А. Осборн (США)

2.

Круги Луллия

Р.Луллия (о. Майолика)

3.

Морфологический анализ

Ф.Цвикки (Швейцария)

4.

Синектика (прямая аналогия, эмпатия – личная аналогия)

У. Гордон (США)

5.

Типовые приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление)

Г. С. Альтшуллер

6.

Системный анализ

Г. С. Альтшуллер

Рассмотрим некоторые из них.

Метод «Мозговой штурм».

Предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций, создавая при этом условия для развития мыслительной деятельности.

Во второй младшей группе используется упрощенный вариант «Мозгового штурма». При создании проблемной ситуации мы спрашиваем у детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?», «Чем мы можем помочь герою или сказочному персонажу». Затем выслушиваем ответы, подводим итог, уточняя обсуждаемую ситуацию, а потом смотрим, кто же стучится или достаем из мешочка игрушку, смотрим, кто в домике живет, либо подводим детей к тому, чем мы можем помочь и как решить проблему.

Данный метод  может применяться при проведении НОД, в ходе игровых обучающих ситуаций по любой образовательной области программы, в ходе режимных моментов, при организации прогулок.

Круги Луллия.

Идеи Раймонда Луллия  используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.

Во второй  младшей группе используются 2 круга разного диаметра, состоящие из 4 или 6 секторов. Диаметр демонстрационных кругов может быть 70 и 50 см, а для подгрупповой и индивидуальной работы круги 40 и 30 см.

IMG_5652.JPG

Использование данного метода в работе с детьми позволяет в процессе игровой деятельности:

-  уточнять знания детей в различных предметах и объектах животного и растительного мира,

-  развивать вариативность воображаемых образов,

- развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; развивать словообразование, а также решать воспитательные задачи.

С использованием кругов Луллия мы проводим следующие серии игр.

Игра «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект-объект)

Ход игры.

1.Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:

малый  круг – картинки с изображением взрослых животных;

большой круг – картинки с изображением детёнышей.

3.Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.

4.Раскручиваем с детьми малый круг и предлагаем найти соответствие на кругах, затем объясняем закономерность соотнесения объектов.

Также можно проводить и другие виды игр:

«Предмет и его части» (Объект- часть)

Большой круг: кукла, машина, чашка, заяц, кастрюля, птица, ствол.

Маленький круг: платье, колесо, ручка, уши, крыша, крыло, дерево (Образец)

«Кто, где живет?» (Объект-место)

Большой круг: муравейник, лес, огород, дом, озеро, дерево.

Маленький круг: муравей, медведь, морковь, ребенок, яблоня.

«Что из чего сделано?» (Объект-материал)

Большой круг: дерево, бумага, стекло, ткань, нитки.

Маленький круг: пирамидка, лампочка, книга, платье, носки.

«Определи форму» (Объект-форма)

Большой круг: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Маленький круг: мяч, платок, косынка, дом.

«Определи цвет»

Большой круг: зеленый, желтый, синий, красный, оранжевый, коричневый

Маленький круг: огурец, солнце, слива, морковь, картофель

Для детей 3-4 лет при определении объектов необходимо брать постоянные значения, которые не меняются.

IMG_6909.JPG   IMG_8765.JPG

Метод «Морфологического  анализа»

Разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки также как и круги Луллия уточняет знания детей о признаках объектов материального мира, развивает способность давать большее количество вариантов  имён признаков какого–либо объекта. Применяется при проведении НОД, в игровых обучающих ситуациях, в совместной деятельности.

Для создания нового образа объекта рассматривается взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляется перебор вариантов соединения характеристик объектов.

Во второй  младшей группе характеристики  объекта заносятся на «волшебную» дорожку, расположенную горизонтально. Это может быть цвет, форма, размер, части. На вертикальной  - расположены объекты природного, рукотворного или сказочного мира.  Берём один вертикальный показатель. Например, нарисовать необычный цветок и дать ему название.

Или берем картинку петушка. Детям предлагается творческое задание – сделать красивым петушка, отправив его гулять по «волшебной» дорожке. Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Такое задание уточняет знания детей о некоторых цветах и оттенках; побуждает  фантазировать на основе изменения цвета.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2017/08/morfologicheskaya-tablica.jpg

Типовые приёмы фантазирования.

Автор метода  - Г. С. Альтшуллер. Он предложил для развития творческого воображения типовые приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение, дробление – объединение, оживление – окаменение, специализация – универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот».

С детьми  младшей группы используются следующие типовые приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение, деление – объединение, оживление. С помощью таких приёмов дети учатся делать фантастические преобразования объекта и его признаков.

Чтобы изменить объект к детям приходят  волшебники  Великан или Кроха, которые дотрагиваясь до объекта, увеличивают  или уменьшают его в размере. Детям предлагается ответить на проблемные вопросы. Нужен ли нам такой объект? Хорошо или плохо будет такому объекту? Дети объясняют практическое применение изменённого объекта.

После прикосновения волшебника Дробления к объекту (машина), он распадается на части. Какие? (кабина, кузов, колёса). С волшебником Объединения дети знакомятся во второй половине года. Этот волшебник объединяет части. Здесь дети учатся определять части и целое у объекта, фантазировать, меняя их местами.

С помощью волшебника Оживления дети самостоятельно учатся преобразовывать объекты и решать проблемные ситуации. Волшебник Оживления дотронулся до стула (чайник)  и стул побежал (заговорил). Покажите, как побежал стул. Как на нём можно сидеть? (Как налить воду из говорящего чайника?)

Среди других методов ТРИЗ, автором, которого является Г. С. Альтшуллер, используемых в работе с детьми первой младшей группы, можно назвать системный анализ.

Системный анализ.

Идея метода заключается в том, что окружающий мир устроен системно, где все элементы системы  связаны между собой определённым образом и обладают свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Метод «системного анализа» способствует формированию системного мышления, позволяет выделять функцию, признаки объекта, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможности преобразования во времени.

Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление.

Правила игры:

Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

Ход игры:

Ведущий — педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети — вагончики. Выстраивается «поезд времени».

В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.

Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее. (При ознакомлении с понятиями система сейчас, «система в прошлом», «система в будущем») . (При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).

В: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зеленой окраской и так далее).

Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.

В: Какое сейчас время года? Д: Зима. В: Что происходит зимой? Д: Снег идет, мороз. В: Это хорошо? Д: На санках можно кататься. В: На санках кататься плохо почему? Д: Упасть можно и удариться. В: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идет, на коньках катаются. Какое время года будет следующим? Дети выбирают картинки.

Примечание: Для детей старшего дошкольного возраста можно выстраивать более сложный «поезд времени». Берется объект из неживой системы: машина — как вид транспорта или как средство для перевоза груза.

В: Сейчас мы будем выстраивать «поезд времени» машины. На чем раньше ездили люди? Д: Телега, карета…В: А в будущем, на чем будет ездить человечество? Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в «поезд».

Использование в работе с детьми раннего возраста элементов ТРИЗ – РТВ технологии позволяют нам добиться положительных результатов. Мониторинг показал, что использование ТРИЗ – РТВ технологии благоприятно влияет на развитие познавательных способностей детей раннего возраста.

У детей в процессе игровой деятельности отмечается мыслительная активность, совершенствуется речь, дети становятся более раскованными, уверенными в себе, легче идут на контакт с взрослыми.

Использование ТРИЗ – РТВ технологий помогает нам применять принципы развивающего обучения, сделать образовательный процесс эффективным и познавательным.

Наряду с положительными сторонами данных технологий есть и трудности в подборе материала. Готовых игр нет. На составление картотеки, подбор иллюстрированного материала требуется длительное время. Необходимо время для адаптирования к особенностям восприятия детей раннего возраста. Ведь предметная картинка должна быть яркая, реальных контрастных цветов и не должна быть перегружена деталями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...