НОД по ИЗО "Развиваем чувство ритма"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
на тему: «Развитие чувства ритма на занятиях по изобразительной деятельности» (старшая группа)
Задачи:
1. Учить детей: рисовать узоры, чередуя элементы в заданном ритме; соотносить ритмический рисунок с движениями и с ритмическими звуками.
2. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; общую и мелкую моторику. Упражнять: в рисовании тычком; в умении выкладывать ритмический узор из геометрических фигур.
3. Воспитывать: отзывчивость, желание оказывать помощь, навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом.
Оборудование:
фартуки и ленточки для волос (по одному на каждого ребёнка); часы; аудиозапись: «биения сердца» для пальчиковой игры «Рисование»; парные карточки с изображением ритмических узоров; карточки с изображением ритмических узоров - 3 шт. и 1 - с хаотично расположенным ритмическим рисунком; д/и «Выложи узор» - 6 шт.; кастрюли - 7 шт.; ложки - 14 шт.; образцы; тычки, подставки, салфетки, бумажные тарелки, баночки с водой
Ход занятия
1. Вводная часть
Дети с воспитателем входят в группу. На столах расставлена посуда, украшенная разнообразными узорами.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в мастерскую, а мастерская это не простая. Здесь расписывают посуду. Посмотрите, нас встречает мастер-художник.
Мастер: Здравствуйте, ребятушки, рад вас видеть в своей мастерской. Посмотрите, сколько посуды я украсил - расписал. Много узоров я знаю, хочу и новым научиться. Вот мои друзья - художники и пригласили меня в гости: свои узоры показать, да на другие посмотреть. Только не могу я поехать - много работы, видите, сколько тарелок не украшено. Вот были бы у меня помощники, они бы меня выручили - тарелочки расписали бы.
Воспитатель: Ребята, давайте выручим мастера; станем его помощниками.
Мастер: Вот спасибо, тогда своим помощникам я раздам фартуки, чтобы не испачкались, и, повязки, чтобы волосы в работе не мешали. Совсем как у меня. (Воспитатель и мастер помогают детям надеть костюмы.)
Мастер: Молодцы, ребятушки, теперь я спокойно могу отправиться в гости. До встречи, я спешу.
Воспитатель: Подожди, мастер, а как же нам расписывать твои тарелочки.
Мастер: Как украсить тарелочки вам подскажут ваши добрые сердечки.
2. Основная часть
Беседа воспитателя с детьми
Воспитатель: да, ребята, задал нам задачку мастер. Присаживайтесь на ковёр.
- Что это, мастер, сказал про ваши сердечки?
- Где у нас находится сердце? (слева)
- Положите руку на сердце, послушаем, как оно бьётся (звучит аудиозапись биения сердца).
- Сердце бьётся в определённом порядке что будет, если этот порядок нарушится? (человек заболеет)
- У меня есть часы, послушаем, как они тикают. Что будет, если они станут тикать не правильно? (часы сломаются)
- Подумайте, а во временах года есть свой порядок. Назовите времена года по порядку! (ответы детей)
- Может этот порядок измениться? Почему? (ответы детей)
- Мы с вами выяснили, что в природе, в человеческом организме есть свой порядок, и он измениться не может.
- Такой порядок называется ритм.
Воспитатель: Вставайте, подойдите к мольберту. Поиграем в игру «4-й лишний».
Инструкция: Внимательно посмотрите на узоры. Какой из них лишний? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Выходите на ковёр. У меня есть карточки с ритмическими узорами, они парные.
Дидактическая игра «Парные картинки»
Инструкция: Посмотрите на карточки и встаньте парами.
Воспитатель: У каждой пары на карточках нарисован свой ритм. Подойдите к столу, поиграем в игру «Выложи узор»
Инструкция: Выложите свой узор на кувшинах с помощью разноцветных кругов.
Чтобы ваши пальчики были ловкими, поиграем в игру «Пальчики» (аудиозапись)
(Ладони детей расположены на поверхности стола, пальцы раздвинуты. Поочередно, одноименными пальцами обеих рук они отстукивают ритм песни.)
Инструкция: Выполняйте задание.
Проверка: сравнение карточек с получившимися узорами.
Воспитатель: Подойдите к мольберту. Ритм можно не только рисовать и выкладывать, но его можно и отстукивать. В этом нам помогут кастрюли и ложки (раздаются кастрюли и ложки). Присаживайтесь на ковёр. Поиграем в игру: «Музыкальные инструменты»
Инструкция: Красный цветок заменим ударом - ложку о ложку, а синий цветок - хлопком по кастрюле. Проиграем узор (воспитатель указкой дирижирует, дети играют на посуде).
Воспитатель: Ритмический узор можно показать в движениях. Вставайте полу- кругом возле мольберта, поиграем в подвижную игру «Танцевальные узоры».
Инструкция: красный цветок заменим хлопком в ладоши, синий - притопом (под аудиозапись дети выполняют движения, воспитатель указкой показывает их на узоре).
Воспитатель: Много мы играли, пора за работу приниматься. Подойдите к мольберту; посмотрите на тарелочки с узорами, их оставил мастер. (см. Рис. 11). Как вы думаете, чем нарисованы цветы? (тычками
Подойдите к столу и проверьте всё, что понадобиться вам для работы (дети проверяют рабочие места). А готовы ли ваши пальчики к работе? Встаньте в круг друг за другом. Поиграем в игру «Рисование» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа).
(Дети стоят в кругу, друг за другом. Они выполняют движения по тексту пальцами на спинах друг у друга)
Мы кружок нарисовали (круговые движения указательными пальцами обеих рук)
Наши пальчики устали (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.
Мы черту нарисовали (движения указательными пальцами сверху вниз)
Наши пальчики устали (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.
Мы волну нарисовали (указательными пальцами «рисуем» волну)
Наши пальчики устали (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.
Точки мы нарисовали (постукивание кончиками пальцев обеих рук)
Наши пальчики устали (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.
3. Выполнение работы
Инструкция: Ещё раз рассмотрите образцы и украсьте края тарелок ритмическими узорами. Вспомните, что обязательно нужно проверить?
4. Итог
В группу входит мастер.
Мастер: Вот спасибо, помощники, выручили меня. Какие красивые тарелочки получились. Да узоры то ритмические
Воспитатель: Да, мастер, мы не только рисовать ритмические узоры научились, но и можем эти узоры станцевать и простучать на ложках и кастрюлях.
Мастер: Очень интересно. А мне покажите? (Дети показывают мастерство)
Воспитатель: Вот и всё, мастер, ребятам пора уходить, Попрощаемся (дети прощаются).
Мастер: До свидания, ребята, приходите ещё, а ленточки и фартучки оставьте себе, таким умельцам они ещё не раз пригодятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2019-2020 . Памятка для родителей, которые хотят развивать у детей чувство ритма. "Игры, развивающие чувство ритма у детей"
Интересный материал для родителей...
Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».
laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....
Интерактивная музыкально-дидактическая игра на развите чувства ритма "Весенние ритмы"
Интерактивная музыкально-дидактическая игра на развите чувства ритма "Весенние ритмы" для старших дошкольниковРитмослоги:Задание для детей:1.Прохлопай и произнеси ритмослогами ритмические ка...
«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...
Ритм. Ритмические схемы. Развитие чувства ритма
Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм неречевых звуков, что является шагом к развитию фонематического восприятия. Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи должно б...
Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.
Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...