Круги Луллия
занимательные факты (старшая группа)

Тарануха Ольга Сергеевна

Круги Луллия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya_mo_1.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Центр образования на Марсовом поле»

Детский сад

«Круги Луллия - технология развития критического мышления дошкольников»

                             Подготовила:

Воспитатель 1 квалификационной          категории: Тарануха Ольга Сергеевна

Оренбург - 2020

 Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р.Луллия - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

Например:

Игра №1 «Посчитай-ка»

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность; формировать элементарные математические представления, закреплять названия геометрических фигур, научить детей соотносить количество геометрических фигур и количество предметов в пределах 6-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге геометрические фигуры. Затем, подобрать предметы на нижнем круге, которые соответствуют количеству фигур.

Например: «На верхнем круге 3 кубика, давайте найдем на нижнем круге столько же предметов, сколько кубиков» (2 круга).

Игра №2 "Мамы и их детёныши"

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Учить находить взрослому животному и птице детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его, Определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша. (2 круга)

Например: на верхнем круге нарисован поросенок, давайте на нижнем круге найдём маму поросенка.

Игра №3 "Кто что ест и где живет?"

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, и найти где обитает.

Например: На верхнем круге нарисован орех, на среднем лес, давайте на нижнем круге найдём животного, который любит кушать орехи. (3 круга)

Игра №4 "Дерево, листья и плоды»

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с изображением деревьев, листьев, плодов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения листьев и плодов.

Например: На верхнем круге нарисован банан, на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья. (3 круга)

Игра №5 «Придумай фантастическую историю или сказку». 

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.

Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности использования кругов Луллия с детьми".

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название  «Круги Луллия».На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стр...

Презентация "Самое ценное на Земле" (пособие по изготовлению игры "Круги Луллия"

Слайд №1: Необычайно сложен окружающий нас мир. Мы живём на красивейшей из планет, планете Земля. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Слайд №2: Кто мы на этой пла...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии "Круги Луллия"

Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»...

Дидактическая игра «Круги Луллия»

Дидактическая игра «Круги Луллия»Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учрежден...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Дидактическое пособие «Загадочные круги» (Круги Луллия)

Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и ...