ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «МАПА.РУС» ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
статья (подготовительная группа)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «МАПА.РУС»
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Прудникова Н. А.,
воспитатели МБДОУ «Детский сад №41»
В соответствии с концепцией РФ общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 года, которая определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов – «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, – необходимый элемент модернизации экономики России». Многолетние исследования ученых подтверждают тот факт, что умственные возможности людей неравны. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Одна из целей нашего учреждения – это создание условий для личностного самоопределения обучающегося. Важно то, что чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание. Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача (как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения, и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальную образовательную траекторию, исходя из его возможностей и особенностей. Это позволило выбрать тему моей статьи: «Использование цифровой образовательной среды «Мапа.рус» для выявления и поддержки одаренных детей».
Мы предлагаем рассмотреть индивидуальную образовательную траекторию как модель эффективного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении. Алгоритм работы с одарёнными детьми: 1) выявление одарённых детей; 2) разработка индивидуальной программы; 3) диагностика личностного и интеллектуального развития обучающегося (индивидуальный план); 4) консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка; 5) демонстрация интеллектуальных достижений обучающейся; 6) формирование системы самообучения одарённого ребёнка; 7) понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога.
Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).
Существует деление одаренности на четыре группы:
- Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
- Дети с высоким уровнем творческих способностей;
- Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;
- Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Принципы выявления и сопровождения детской одаренности:
- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
- защита интересов ребенка;
- индивидуальный путь развития ребенка;
- учет специфики возрастного и индивидуального развития;
- принцип диалогичности;
- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
- принцип построения развивающей работы на основе диагностики.
Сегодня одаренность рассматривается как комплексная характеристика сферы способностей, включающая:
- качественно своеобразное сочетание способностей к выдающемуся исполнению деятельности;
- интеграцию способностей, обусловливающих широту возможностей человека;
- умственный потенциал, целостную характеристику познавательных возможностей и способностей к учению;
- совокупность задатков – ярко выраженных природных предпосылок, способностей;
- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений.
По мнению О.Н. Бакаевой, каждый одаренный ребенок обладает уникальными характеристиками, но общими характеристиками одаренных детей являются: интересы, широта кругозора, наблюдательность и увлеченность любимым делом, развитое мышление, исключительная память, умение правильно излагать мысли, большой словарный запас, инициативность и ответственность. Эти дети увлечены заданиями, требующими мелкой и точной моторики, им нравятся спорт и движение. У них хорошо развита когнитивная сфера (речь, память, внимание, мышление, творчество и воображение), они быстро приобретают знания и способности к обучению и с легкостью выполняют сложные задачи.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением, умением широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Выявление потенциальной одаренности – это трудоемкая процедура, требующая тщательного изучения развития ребенка. Невозможно точно определить одаренность с помощью одноразового тестирования. Поэтому вместо того, чтобы отбирать потенциально одаренных детей сразу, следует сосредоточить усилия на систематическом, поэтапном поиске таких детей в процессе их воспитания и обучения в специальных программах или в процессе индивидуализированного образования. В этом нам помогает цифровая образовательная среда.
В 2021 году в нашем детском саду была запущенна ЦОС Мапа.рус, которая включает в себя веб-портал и мобильное приложение. ЦОС решает задачи федерального проекта по внедрению информационных систем для автоматизации процессов, повышения качества знаний и компетенций, построения индивидуального учебного плана в электронном виде. Даная модель утверждена приказом министерства просвещения РФ №649 от 02.12.2019 г. Сервис Мапа.рус включен в единый реестр российского программного обеспечения (Реестр российского ПО).
В течение дня или в свободное время, потратив не более 5 минут, можно ввести тему дня, расписание, отметить наблюдения по ребенку. Ежедневные наблюдения по категориям «Коммуникация», «Интересы», «Потребности», «Чувства и эмоции», «Поведение», «Креативность» помогают родителям лучше ориентироваться в особенностях своего ребенка, а воспитателю или психологу – взаимодействовать и с ребенком, и с родителем, наблюдая динамику изменений. Так происходит и выявление детей имеющих высокий уровень способностей.
Пользуясь мобильным приложением, родители видят результаты мониторинга достижений своего ребенка, имеют возможность скорректировать свои дополнительные занятия, беседовать с малышом на те же темы и таким образом осуществлять преемственность образовательного процесса дома. У родителей появилась уникальная возможность получать информацию о своем ребенке на протяжении всего его пребывании в детском саду. Они могут узнать о достижениях и победах. В программу Мапа.рус входит: наблюдения, посещаемость, питание, меню, режим дня, расписание занятий, сон, прогулка, общение с воспитателем, а самое главное мониторинг развития ребенка. Целевые ориентиры для мониторинга берутся из программы «От рождения до школы». Система поддерживает все существующие модели проведения педагогической диагностики и индивидуально подстраивается под потребности сада.
По результатам проведенного мониторинга, воспитатель видит, что у ребенка на высоком уровне, например, познавательное развитие ФЭМП и намечает шаги индивидуальной работы с этим ребенком по развитию способностей.
Невозможно использовать только один мониторинг, чтобы определить, является ли ребенок одарённым или нет, мы применяем комплексный подход. Следующим шагом происходит уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение наблюдения и работа с родителями. Воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В детском саду проводится психолого - педагогический консилиум, на который приглашают также и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.
По проведенному мониторингу и наблюдению в нашей группе выявили детей, которые показали высокий уровень в различных видах искусства. С этими детьми построены индивидуальные образовательные маршруты, воспитатели и узкие специалисты проводят с ними дополнительные мероприятия на развитие сенсорных и познавательных способностей, расширение знаний и умений в различных областях. С родителями проводятся консультации о развитии ребенка вне детского сада, даются рекомендации родителям об участии ребенка в секциях, конкурсах, олимпиадах на уровне сада и города, в том числе и через приложение Мапа.рус.
На данном этапе проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.
На протяжении учебного года воспитатели продолжают вести мониторинг в ЦОС Мапа.рус. и фиксировать наблюдения на платформе. Все изменения также отображаются у родителя в приложении, за счет чего индивидуальный маршрут имеет гибкий характер и меняется под особенности развития ребенка.
Мониторинг качества образования, то есть прогресс освоения ребенком образовательной программы и аналитика доступная как родителю, так и педагогу. Своевременная коррекция и формирование индивидуальных образовательных траекторий детей обеспечивает новый уровень педагогического подхода
Список литературы
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827)
- Бакаева О. Н. Структура детской одаренности в контексте гносеологического подхода //Гносеологические основы образования. – 2017. – С. 422-426.].
- Баркан А.И. Одаренный ребенок в детском саду //Одаренный ребенок.-2015.-№5.-С.6.
- Панов В.И. Одаренные дети: теория и практика // Материалы рос. конф., Москва, Дополнительный выпуск. 2001. 208 с.
- Педагогический энциклопедический словарь, НИ «Большая Российская энциклопедия», М., 2003 г.
- Сиротюк А. Л. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности. – ООО ДиректМедиа, 2021.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение как основа выявления одаренности дошкольника / Сборник Психология способностей и одаренности. Материалы Всероссийской конф. под. ред. проф. В.А. Мазилова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019.-С.242-244.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности Источник: Российская педагогическая энциклопедия.
Спасибо всем за внимание !
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление и поддержка одаренных детей через народную куклу
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...
Семинар "Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ"
Семинар для воспитателей...
Руководство секцией музыкальных руководителей ДОУ в составе ресурсного методического центра «Выявление и поддержка одаренных детей»
Педагогический музыкальный опыт в широком смысле - это такое мастерство музыкальных руководителей, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании дошкольников, в развитии конкретног...
протокол №3 РМЦ "Выявление и поддержка одаренных детей"
Использование интегративного подхода в процессе художественно-эстетического развития младших дошкольников...
Доклад на тему: "Выявление и поддержка одаренных детей в ДОУ"
Материал является методической копилкой для воспитателей ДОУ....
Протокол №5 Ресурсного методического центра "Выявление и поддержка одаренных детей"
Протокол №5 Ресурсного методического центра "Выявление и поддержка одаренных детей"...
"Выявление и поддержка одаренных детей"
В соответствии с Рабочей концепцией одарённости 2003 года, разработанной Министерством образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети».Одарён...