Программа "Растим патриотов"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Организация кружковой работы
Рабочая программа кружка
по патриотическому воспитанию детей
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
- Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель разработки - формирование социально-активной личности;
Задачи:
- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.
Срок реализация программы – 1 год
Режим занятий
Продолжительность НОД– 30 минут
Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно
образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.
Формы работы: Беседы.
Занятия.
Индивидуальная работа.
Игра.
Методы: наглядный.
исследовательский.
объяснительно-иллюстративный.
проблемно-поисковый.
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Форма проведения итогов: викторина, интегрированное НОД
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Название раздела | Темы | теория |
1 | Мой дом – моя семья | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. «Что такое генеалогическое дерево» «Мужчины и женщины в семье» | 3 |
2 | Открой себя | «Давайте познакомимся» « Поляна детства» «Мы – патриоты» | 3 |
3 | Земля наш – общий дом | «Земля – наш общий дом «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» «С чего начинается Родина?» | 3 |
4 | Родной край | «Малая родина. За что мы любим свой посёлок» «Щедрые дары природы» «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» «История возникновения герба родного посёлка» «Мое село: вчера и сегодня» | 5 |
5 | Беседы о правах ребёнка | «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» «Право ребёнка на охрану физического здоровья» « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья» «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» «Права и обязанности ребёнка» Викторина «Права ребенка» | 7 |
6 | Приобщение к истокам | «Как жили славяне» «Забавы вокруг печки» «Отражение народных традиций в национальном костюме» «Как живут в деревне? Добрые избы» «Русские народные промыслы» «Многонациональная Родина» | 6 |
7 | Защитники Отечества | «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) «Защитники земли русской» «Что такое героизм?» «Боевая слава нашего народа» «Знаменитые земляки» «День Победы» | 6 |
Итого Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина» Цель: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. |
Содержание программы дополнительного образования детей
Наименование темы (раздела) | Содержание (темы занятий, формы работы) | Сроки реализации |
1.Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи(Совместная работа детей с родителями (домашние задание), ИЗО деятельность, викторина) | 1 месяц |
2.Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.( беседы педагогические ситуации) | 2 месяца |
3.Родной край | Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. ( Игры, чтение, беседы, наблюдения, экскурсии) | 1 месяц |
4.Земля наш – общий дом | Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.( Игры, чтение, беседы, наблюдения, экскурсии) | 1 месяц |
5.Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины (Совместная работа детей с родителями (домашние задание), ИЗО деятельность) | 1 месяц |
6.Беседы о правах ребёнка | Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». (беседы, педагогические ситуации, викторина) | 2 месяца |
7.Открой себя | Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.( Игры, беседы, наблюдения, педагогические ситуации, ситуации морального выбора) | 1 месяц |
методическое обеспечение
Конспект занятия «Наша Родина — Россия, наш язык- русский.»
Образовательные цели. Углубление представлений о России. Активизация и актуализация словаря по теме "Наша Родина – Россия». Развитие диалогической речи,, зрительного восприятия, внимания, мышления, тонкой общей моторики.
Воспитательные цели. Воспитание гордости за родную страну, навыков активности, самостоятельности.
Оборудование. Карта России; картинки с изображением флага РФ, герба, березы, каравая; мяч; муз. запись хороводной песни "Во поле береза стояла"; платочки на каждого ребенка; д/игра "Я хочу. "; муз. запись "Ромашковая Русь" в исп. Шавриной; разукрашки - флаг России.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Артикуляционная гимнастика "Жил веселый язычок. "
- Как называется город в котором мы живем (Алушта) .Полуостров (Крым) .У нас есть общая, великая Родина - это страна, в которой мы живем. Как она называется? Пешком ее не обойти. Что нам поможет путешествовать по ней (самолет, корабль, велосипед, троллейбус, автобус, поезд) .
2.Упражнения. "Раздели на слоги. Подумай и объясни."
Посмотрите, на доске картинки. Назовите их (флаг, герб, береза, каравай) .Разделите эти слова на слоги. Как связанны эти картинки с нашей темой?
3.Д/И "Угадай страну."
В России много гор, рек, лесов, полей, она богата полезными ископаемыми, но самое большое богатство нашей страны - это народ.
Французы- Франция
Англичане-
Американцы-
Украинцы-
Россияне-
В России проживают люди разных национальностей (якуты, чуваши, армяне, украинцы, татары, греки, немцы и многие другие, но все они называются - россияне.
4.Игра "Скажи наоборот."
Каким же может быть человек, народ?
Трусливый - храбрый, голодный - сытый, грустный - веселый, грубый - вежливый, злой - добрый, плохой - хороший, медленный - быстрый, ленивый - трудолюбивый, бедный - богатый, глупый - мудрый, умный.
5.Упражнение "Пословицы и поговорки. "
Мудрый русский народ сочинил о своей Родине пословицы и поговорки.
-Родина - мать, умей за нее постоять.
-Родина любимая, что мать родная.
-Жить - родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей (разучивание) .
6.Подвижная игра - хоровод "Во поле береза стояла".
(Дети на ковре становятся в круг и исполняют народную песню с движениями) .
7.Д/И "Я хочу чтобы в России было. "
Дети составляют предложения с пожеланиями для своей страны.
8.Развитие тонкой моторики.
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска
Солнечный рассвет.
-Давайте вместе разукрасим флаг России. (под музыку дети разукрашивают заготовки)
9.Окончание занятия.
Как называется наша Родина? Какая наша Родина?
Беседа на тему «Малая родина. За что мы любим свое село»
Цель: Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах.
Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматически правильную речь.
Оборудование: фото родного села, герб Самарской области, кукла иностранца, дирижабль
Рассказ воспитателя
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя, Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким слово Русь!
С. Васильев
Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! И вы все уже знаете, как она называется. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя- Россия. В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Россия - наша Родина. Родина- это то что, объединяет людей, живущих в одной стране. Но у каждого из нас есть малая Родина. На большой карте Самарской области есть маленькая точка с названием, прочитав которое, мы чувствуем необыкновенную теплоту и волнение. Это наше родное село Комаровка. Комаровка-название, любимое нами с самого детства, это наша родная земля. Наша малая родина
1 ребенок
Малая Родина - островок Земли,
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Раздаётся стук в дверь, заходит иностранец.
Уважаемый сэр Ричард. Мы очень рады, что ты попал именно в наше село. И мы сейчас с ребятами расскажем тебе о нашей малой родине. Мы предлагаем тебе совершить необычную экскурсию по нашей малой родине. Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? А я вам сегодня предлагаю совершить путешествие, на необычном транспорте. А называется он дилижанс. Дилижанс, это транспортное средство для междугородной перевозки пассажиров, а также вид междугородного общественного транспорта. Многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту. В первые дилижанс был изобретен в Англии в 16 веке. А, сейчас на смену, пришел современный вид транспорта. Проходите все в дилижанс, и занимайте свои места.
В дилижанс мы дружно сели
И в окошко посмотрели
Кучер наш отдал приказ
Тронулись мы тот же час
Первая наша остановка
« Государственная».
Из наших ранее проводимых бесед, мы с вами узнали, о том, что у каждой страны, у каждого города есть свои символы, флаг и герб и гимн. И у нашего села, тоже есть своя символика. А в далекие рыцарские времена свой герб имела каждая знатная семья. Вы очень хорошо постарались и попробовали придумать и нарисовать вместе с родителями герб своей семьи. Посмотрите, какие красивые получились работы. Ребята, и у нашей группы тоже есть свой герб. Герб группы «Ромашка»..Здесь же мы видим здание РДК, где проходят массовые, культурные мероприятия.
Продолжаем наше путешествие, и следующая наша остановка,
«Экологическая»
Посторонний глаз сразу приметит, что село находится на левом берегу реки Уса. Река Уса и многочисленные смешанные леса являются украшением нашего села.
2 ребенок
Наша малая родина- это село Комаровка
И недаром так названо оно
Много здесь лесов, полей, река Уса.
Сердцу здесь уютно и тепло.
- ребенок
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- ребенок
Речка зиму всю спала,
Подо льдом она была.
И во сне она мечтала,
Чтоб весна скорей пришла.
- ребенок
Дождались, весна пришла,
Речка наша ожила.
Солнце растопило лед,
Радуйся речной народ!
Воспитатель
В центре нашего села расположена территория для отдыха. Это замечательное место для культуры и отдыха. Здесь есть замечательная детская площадка, а так же, детский стадион. Деревья и кустарники, позволяют укрыться людям в знойную погоду.
Ходит осень В нашем парке, Дарит осень Всем подарки: Бусы красные – Рябине, Фартук розовый – Осине, Зонтик желтый – Тополям, Фрукты осень Дарит нам:
Продолжаем наше путешествие. Остановка
« Архитектурная».
Воспитатель
Это что за чудо-сад?
Здесь не зреет виноград,
Не растет малина,
Здесь живет Марина,
А еще Дениска, Маша и Борис.
Если ты подрался,
Сразу помирись!
Потому что ссориться
В садике нельзя.
Здесь растут не злючки,
Не злючки, не колючки,
А верные друзья!
- ребенок
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Потому, что дружно в нем
Мы одной семьей растем!
Оттого и говорят:
— В этом доме детский сад!
Воспитатель
А это, здание нашего детского сада Ромашка. В этом году он отмечал 35 летний юбилей. В детском саду работает и воспитывает детей, очень дружный коллектив.
Воспитатель
Библиотека - слово то какое,
Оно почти как Библия - святое
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".
А это уважаемый сэр Ричард, здание районной библиотеки.
Мы в книжках ищем мудрые советы,
Когда не знаем, как нам поступить.
И до сих пор не найдено ответа
На каверзный вопрос "так быть или не быть".
Библиотека, в том ее значение,
В котором она издревле была,
Что находили в ней мы вдохновенье,
И чтоб душа раскрыться здесь могла.
Воспитатель
Пакет хочу послать я срочный —
Заклею, побегу на почту.
Слова вам главные сказать хочу —
Возьму бумагу, настрочу.
Хочу поздравить свою маму —
Несу на почту телеграмму.
И разговор я заказать
Могу, чтоб новость рассказать.
Посылки детям отправляем,
Подписку там же оформляем.
Вас всех в день ваш, почтовики,
Благословляют старики,
А также взрослые и дети.
Как жить без почты на планете?
Что находится в это здании?
Воспитатель
На территории нашего села расположена больница. Где трудится фельдшер и фармацевт.
Если вдруг ты заболел,
то на помощь прилетит
очень добрый, милый доктор,
- ребенок
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
9 ребенок
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа
Воспитатель
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
- ребенок
Здесь больница, школа, церковь.
Маслозавод и детские сады.
Словом все, что сердцу дорого.
Всё что нужно для души.
Воспитатель
Ребята, в нашем селе много разных улиц. Многие улицы названы именами знаменитых людей. Какие названия улиц вы знаете?
(Пушкина, Гагарина).
Есть улицы центральные высокие и важные
С витринами зеркальными с гирляндами огней
А мне милей не шумные милей одноэтажные
От их названий ласковых становится светлей
Пройду по Абрикосовой сверну на Виноградную
И на Тенистой улице я постою в тени
Вишневые Грушевые
Зеленые Прохладные
Как будто в детство давнее ведут меня они
Воспитатель
А мы движемся дальше, и последняя наша остановка
« Историческая»
На площади героев тишина
Под плитами могильными уснули
Сыны отечества.
Но среди бела дня
Мне кажется, что словно в карауле
Они стоят у каменной плиты
И берегут покой родного края.
И люди все несут сюда цветы
В день февраля, апреля или мая!
Воспитатель
Много наших земляков не вернулось с полей сражения. В их честь установлен памятник. В день победы, 9 мая, проходят митинги, к памятнику возлагают цветы.
- Ребенок
Сын доблестный края родного!
Тебя среди нас уже нет,
Но все ж задушевное слово
Тебе посвящает поэт.
- ребенок
Твое имя по праву
Живет в наших верных сердцах,
И песни мы сложим во славу
Бессмертного дела бойца
Вот и подошло к концу наше путешествие по малой родине. Слова Ричарда. И мы с ребятами хотим подарить тебе фильм, о нашем замечательном селе.
Конспект занятия «Есть такая профессия – Родину защищать»
Цели:
Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;
Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину;
Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки, пограничники…), об армии, службе в мирное время;
Воспитывать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и слайдов о Великой Отечественной войне;
Чтение детской художественной литературы;
Беседы с солдатами из воинской части.
Оборудование:
Группа украшена совместными рисунками детей и их родителей на тему «День Победы», плакатами, иллюстрациями, флажками и шарами.
На каждом столике лежит конверт с названием воинской части. В конверте игра-пазл.
Ход занятия:
Дети проходят в группу под музыку и останавливаются в свободном построении лицом к присутствующим.
Воспитатель: «Ребята, сегодняшнее наше занятие посвящено годовщине со дня разгрома немецко-фашистских захватчиков, которые 22 июня 1941 года напали на нашу страну:
« Война! Жестче нет слова!
Война! Печальней нет слова!
Война! Святее нет слова
В тоске и славе этих лет!
Земли немало кровью оросили,
И вечно будет помнить мир о том,
Как шли сыны и дочери России
Сквозь гром войны
К победе над врагом!»
«Многие города нашей страны захватили фашисты. Трудно и тяжело было всем жителям нашей страны. Погибало очень много людей, но никто не сдавался. »
Воспитатель: «Ребята! А как вы думаете, кто защищает нас и нашу Родину?»
Дети: «Солдаты.»
Воспитатель: «Солдаты – наши защитники. Они охраняют границу, небо, море… Мы с вами совершим небольшую экскурсию по воинским частям, чтобы узнать, какие роды войск защищали нашу Родину в годы войны.
Первыми Великую Отечественную войну встретили пограничники.
Ребята, хотите узнать, как выглядит пограничник? Для этого вам необходимо открыть конверт с заданием. Из пазлов нужно сложить картинку. (Дети выполняют задание).
Что же это за воин?»
Дети: «Пограничник.»
«На ветвях заснули птицы,
Звезды в небе не горят,
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа.
Наше море, нашу землю
У границы сторожат».
Воспитатель:
А как вы думаете, каким должен быть пограничник? (Ответы детей…)
А какие верные друзья помогают пограничникам охранять границу? (Собаки)
Вспомните, пожалуйста, какое произведение про пограничника и его друга мы с вами читали? ( «Пограничный пес Алый»)
Следующая воинская часть, в которой мы побываем – лётная. Чтобы узнать, как выглядит летчик, выполните задание. (Дети выкладывают из пазлов картинку с изображением летчика).
Воспитатель. «Вот, посмотрите: летчики охраняют небо.»
«У пилота на фуражке
Золотятся крылья птицы
И, как небо голубое,
И погоны, и петлицы».
Как вы думаете, каждый человек может быть летчиком?
А каким видом транспорта управляют летчики?
Как называется военный самолет? (Ответы детей…)
Воспитатель: «Очень важна и ответственна служба танкистов, поэтому следующей воинской частью, которую мы посетим, будет танковая часть.»
Дети так же собирают картинку из пазлов и получают изображение танкиста.
«Я танкистом смелым буду,
Проведу свой танк повсюду».
Каким должен быть танкист? (Смелым, отважным…)
Как вы думаете, как называется боевая машина, которой управляет танкист? (Танк)
Незнающий человек сможет управлять танком? (Чтобы управлять танком, нужно хорошее зрение, и знание сложных приборов)
Воспитатель: «А кто в нашей армии охраняет морские границы?»
Дети. «Моряки.»
«Верно, поэтому мы с вами побываем и в военно-морской части. Предлагаю вам выполнить задание с разрезными картинками.» (Дети выкладывают моряка из пазлов).
«Смотрите: матрос
В полосатой тельняшке,
Матрос в бескозырке
И якорь на пряжке!»
Какими должны быть моряки? (Внимательными, зоркими, меткими…)
А как называются боевые корабли, на которых моряки несут службу? (Катера, крейсеры, миноносцы).
Воспитатель: «Итак, мы с вами познакомились с различными родами войск, которые защищали нашу Родину в годы войны и охраняют наши границы сейчас.»
Предлагаю вам немного отдохнуть.
Проводится физкультминутка.
игра-викторина «Что в военном пакете?»
Дети делятся на две команды: «Летчики» и «Танкисты».
Воспитатель достает из пакета карточки с вопросами. За правильный ответ каждому участнику выдается фишка.
Как называется государственная награда за заслуги перед Родиной? (Медаль)
Какой великий праздник отмечает наша страна и все мы 9 Мая? (День Победы)
Дети, кто видел праздничный салют? Расскажите, какой он?
Какие улицы городов названы в честь героев Великой Отечественной войны? (Конева, Ватутина, Попова, Апанасенко)
Какие исторические военные памятники вы знаете? ( Вечный огонь , Аллея героев, парк Победы)
Чем закончилась Великая Отечественная война? (Разгромом фашистов)
Вспомните и расскажите стихотворения про войну. (Дети рассказывают четверостишия на военную тему).
Подводятся итоги игры. «Побеждает» дружба.
Воспитатель. «Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
А сейчас посмотрим выставку наших рисунков, которые вы нарисовали с родителями
В конце занятия воспитатель награждает детей медалями-сувенирами.
Дети завершают занятие следующими словами:
«Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну.
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!»
Физкультминутка
Бьёт копытом у ворот, На ветру играет гривой, Пышной, сказочной, красивой. Быстро на седло вскочу, Не поеду – полечу. Цок, цок, цок, цок. Цок, цок, цок, цок. Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой. | Руки за спиной сцеплены в замок, ритмичные поочерёдные поднимания согнутых в колене ног; покачивание головой; подскоки на месте, руки полусогнуты в локтях перед собой. |
Викторина «Права ребенка»
Цель. Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материал. Кукла . Детские портреты (на листах ватмана) и рисунки - символы. Клеевой карандаш - на каждого ребёнка. В «волшебном сундучке» - вырезанное из бумаги сердце, букварь, свидетельство о рождении, конверт, игрушечная тигрица с детёнышем и домик.
Ход занятий
Воспитатель. Здравствуйте! Рассаживайтесь поудобнее. Наш маленький друг сегодня опять с нами. Хотите услышать о его новых приключениях? Однажды маленький человечек купил себе в магазине новую шляпу. Но шляпа была такая большая, что в ней он мог уместиться весь. День был жаркий. Маленький человечек дотащил шляпу почти до самого дома и присел под ней отдохнуть. В это время мимо проходил какой - то гражданин. Он увидел шляпу, осмотрелся вокруг и быстро надел её себе на голову, а вместе с ней и маленького человечка. Потом пошёл дальше. Шел он между тем на собрание, которое организовали большие люди города. «Дорогие граждане! - сказал большой человек. - В последнее время в нашем городе происходят беспорядки, виной которым некий маленький человечек. Он всё время говорит о своих правах, а завтра захочет сесть нам на голову и будет доказывать, что он маленький и ему всё можно!» Тут гражданина что-то стукнуло по голове. Удивлённый гражданин снял шляпу, и все ахнули: на голове у него сидел маленький человечек! « Прошу прощения,- вежливо сказал маленький человечек. - Я бы никогда не оказался здесь, если бы уважаемый выступающий не надел меня вместе с моей шляпой. И если я случайно сел вам на голову, вы имеете право потребовать, чтобы я её покинул. Ведь большие люди имеют такие же права, как и маленькие. Никто не имеет права садиться вам на голову!»
Речь маленького человечка так понравилась всем собравшимся, что они долго передавали его из рук в руки, говоря при этом: « Вы слышали, как он здорово сказал? Никто не имеет права садиться нам на голову!» Так на руках горожан маленький человечек в своей шляпе добрался до дома.
- Вам понравилось то, что сказал маленький человечек?
- Согласны вы с тем, что все люди имеют равные права?
- Кто из знакомых вам людей имеет такие же права, как вы?
Сегодня мы ещё раз вспомним, что это за права. Но сначала
давайте сделаем небольшую разминку.
Игра- разминка « Всё будет хорошо».
Дети встают в круг, берутся за руки, делают 2-3 глубоких
вздоха, произносят стихотворные строки и выполняют
движения:
В небе солнышко взошло.
(Поднимают руки - вздох.)
И всем улыбнулось.
(Опускают руки - выдох.)
Нам вдруг стало хорошо.
(Поднимают руки - вдох.)
И больше не взгрустнулось.
( Опускают руки - выдох.)
Воспитатель. Да и зачем грустить, если впереди столько всего интересного. Вот, например, прямо сейчас вы узнаете секрет нарисованных вами портретов.
Раздаёт детям портреты, рисунки-символы прав, клеевые карандаши.
Воспитатель У меня в руках волшебный сундучок, который подарил нам маленький человечек. Давайте посмотрим, что в нём.
Дети по очереди достают из сундучка предметы, символизирующие знакомые им права человека. Каждое право по очереди обсуждается.
Воспитатель (показывая свидетельство о рождении). -Что это за документ?
- О каком праве он вам напоминает? -Как вы изобразили это право?
- Что означает иметь право на имя?
- Как вы должны обращаться друг к другу?
- Как следует обращаться к взрослым людям?
Наклейте ваш рисунок-символ « Имя» рядом со своим портретом.
- Какое право может обозначать сердечко?
- Что значит забота?
- Кто о вас заботится?
- О ком вы заботитесь?
Наклейте рисунки-символы рядом с вашими портретами. -Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? (Потому что он напоминает о праве на имущество.)
- Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь?
- Почему нельзя?
- Как люди должны относиться к своему дому?
- Почему?
Наклейте рядом со своим портретом рисунок-символ « Право на имущество». Воспитатель показывает конверт.
- О чем вам напомнил этот конверт? {Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать друг за другом.)
- Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма? Наклейте рисунок-символ этого права рядом с вашим портретом. Узнаёте эту книгу? ( Это букварь.)
- О каком праве детей он напоминает? (О праве на учёбу.)
- Почему это право необходимо?
Наклейте рисунок-символ этого права рядом с вашим портретом. Воспитатель показывает игрушечных тигрицу с тигрёнком.
- Почему маленький человечек положил в сундучок этих зверюшек?
- О каком праве ребёнка вы вспомнили, глядя на них? (О праве быть вместе с мамой.)
Наклейте рисунок-символ этого права рядом с вашим портретом.
Посмотрите, вы все такие разные - и в жизни, и на рисунках. Но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Давайте положим ваши рисунки в кружок. Посмотрите, на что похож этот круг? ( На солнышко.) Солнышко как будто светит всем людям. Каждый из вас -солнечный лучик, который может отдать своё тепло другим людям, согреть кого-то.
А что же наш маленький человечек? Однажды он исчез из города. И никто его больше не видел. Может, он ходит по своей огромной стране? Или отправился в другие страны? А может, он просто вырос? Почему бы и нет? Ведь у людей, которые знают свои права и чувствуют себя свободными, Распрямляют плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше. Маленькие люди постепенно превращаются в больших.
Дети встают, выпрямляются, смотрят на себя в зеркало.
Воспитатель. Вот так и идите по жизни- с гордой осанкой и улыбкой на лице. В счастливый путь!
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растим патриотов
формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому...
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...
Материал для родителей "Воспитываем патриотов"
Республика Башкортостанг. Стерлитамак 2012 годМБДОУ - детский сад № 61Материал для родителей "Воспитываем патриотов"Разработала: ...
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...
"Растим патриотов России - патриотов своего района"
музей Корскинского горного техникума...
Воспитать патриота может только патриот!
О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...