«Патриотическое воспитание дошкольников»
материал
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила: Светлана Ивановна Кузьмина.
Воспитатель МБОУ «Родомановская средняя школа»
2022г
1.Формирование патриотизма.
2.Цели и задачи патриотического воспитания.
3.Реализация программы патриотического воспитания.
Введение
Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Следуетподчеркнуть,чтовнастоящеевремядостаточномногометодическойлитературыподанномувопросуиэтозакономерно,посколькучувствопатриотизмамногограннопосодержанию.Этоилюбовькроднымместам,игордостьзасвойнарод,иощущениесвоейнеразрывностисокружающиммиром,ижеланиесохранятьиприумножитьбогатствосвоейстраны.
Исходяизэтого,вданномнаправлениивоспитательнойработыможновыделитьцелыйкомплексзадач:
-воспитаниеуребенкалюбвиипривязанностиксвоейсемье,дому,детскомусаду,улице;-формированиебережногоотношениякприродеивсемуживому;
-воспитаниеуваженияктруду;
-развитиеинтересакрусскимтрадициямипромыслам;-расширениепредставленийославныхгородахРоссии;
-знакомстводетейссимволамигосударства(герб,флаг,гимн);
-развитиечувстваответственностиигордостизадостижениястраны.
Данныезадачирешаютсявовсехвидахдетскойдеятельности:внепосредственнообразовательнойдеятельности,виграх,втруде,вбытуонивоспитываютвребенкенетолькопатриотическиечувства,ноиформируютеговзаимоотношениясовзрослымиисверстниками.
1.Формированиепатриотизма
Патриотическоевоспитаниеребенкасложныйпедагогическийпроцесс.Восновееголежитформированиепатриотизмакакличностногокачества.
ВширокомпониманиипатриотизмтрактуетсякаколицетворениелюбвиксвоейРодине,активнаясопричастностькееистории,культуре,природе,ксовременнойжизни,еедостижениямипроблемам.
Накаждомвозрастномэтапепроявленияпатриотизмаипатриотическоевоспитаниеимеютсвоиособенности.Патриотизмприменительнокребенкудошкольноговозрастаопределяетсянамикакегопотребностьучаствоватьвовсехделахнаблагоокружающихлюдей,представителейживойприроды,наличиеуребенкатакихкачеств,каксострадание,сочувствие,чувствособственногодостоинства;осознаниесебячастьюокружающегомира.
Оттого,каконибудутсформированывпервыегодыжизниребенка,вомногомзависитвсеегопоследующееразвитие.Вэтотпериодначинаютразвиватьсятечувства,чертыхарактера,которыенезримоужесвязываютегососвоимнародом,своейстраной.Корниэтоговлияниявязыкенарода,которыйусваиваетребенок,внародныхпеснях,музыке,играх,игрушках,впечатленияхоприродеродногокрая,отруде,быте,нравахиобычаяхлюдей,средикоторыхонживет.
Подпатриотическимвоспитаниемдетеймыпонимаемвзаимодействиевзрослогоидетейвсовместнойдеятельностииобщении,котороенаправленонараскрытиеиформированиевребенкеобщечеловеческихнравственныхкачествличности,приобщениекистокам
национальнойирегиональнойкультуры,природеродногокрая,воспитаниеэмоционально-действенногоотношения,чувствасопричастности,привязанностикокружающим.
Цельвоспитанияпатриотизмаудетейстаршегодошкольноговозрастаформированиеунихпотребностисовершатьдобрыеделаипоступки,чувствосопричастностикокружающемуиразвитиетакихкачеств,каксострадание,сочувствие,находчивость,любознательность.
Содержаниепатриотическоговоспитаниядетейстаршегодошкольноговозрастараскрываетсяследующимобразом:
-приобщениедетейккультурномунаследию,праздникам,традициям,народно-прикладномуискусству,устномународномутворчеству,музыкальномуфольклору,народнымиграм.
-знакомствоссемьёй,историей,членамисемьи,родственниками,предками,родословной,семейнымитрадициями;сдетскимсадом,играми,игрушками,традициями;
-сселом,егоисторией,традициями,выдающимисягорожанами,селянамипрошлогоинастоящеговремени,достопримечательностями;
-организациятворческойпродуктивной,игровойдеятельностидетей,вкоторойребенокпроявляетсочувствие,заботуочеловеке,растениях,животныхвразныесезоныгодавсвязисприспособлениемкновымжизненнымусловиямиежедневнопонеобходимости.
2.Целиизадачипатриотическоговоспитания
Реализацияпатриотическоговоспитаниянаправленанарешениеследующихзадач:
1.Повыситьпедагогическуюкомпетентностьпедагоговпоорганизацииработывданномнаправлении.
2.Ориентироватьродителейнапатриотическоевоспитаниедетейпутемприкосновениякисториисвоейсемьи.
3.Воспитыватьлюбовьиуважениексвоемуселу,краю,Родине,гордостьзапринадлежностькгражданамРоссии.
4.Прививатьчувствогордости,глубокогоуваженияипочитаниясимволовРоссийскойФедерациигерба,Гимна,Флага.
5.Воспитыватьличностьгражданина-патриота.
Главнойцельюданнойработыявляетсясозданиеоптимальныхусловийдлявсестороннегоразвитиянравственно-патриотическогопотенциаладошкольника.
Дошкольныеобразовательныеучреждения,являясьначальнымзвеномсистемыобразования,призваныформироватьудетейпервоепредставлениеобокружающеммире,отношениекроднойприроде,малойРодине,своемуОтечеству.
ЧувствоРодиныуребенканачинаетсяслюбвиксамымблизкимлюдям–отцу,матери,бабушке,дедушке.Ироднойдом,двор,гдеоннеразгулял,ивидизокнасвоегодомаидетскийсад,гдеонполучаетрадостьотобщениясосверстниками,ироднаяприрода–всеэтоРодина.Сколькооткрытийделаетежедневноребенок.Ихотямногиееговпечатленияещеимнеосознанны,всеначинаетсясвосхищениемтем,чтовидитпередсобоймаленькийчеловек.
Оченьважнымдлявоспитанияпатриотическихчувствиисторическиезнания.Знаниеисториинеобходимодляформированиягражданскойпозициирастущегочеловека,воспитаниялюбвик«малой»РодинеиОтечеству,гордостизалюдей,трудамииталантамикоторыхславнаРоссия,чувствасопричастностикпрошлому,настоящемуибудущемусвоегонарода.
ФормированиелюбвикРодиненужнопрививатьсучетомвозраста:
∙
вмладшемвозрастеидётчерезлюбовькприродеичерезэмоциональнуюотзывчивостькэстетическойсторонеокружающегомира
∙
всреднемвозрастепроходитчерезпознаниемирачеловека,мираприроды,черезформированиепредпосылокморальногоразвитияребёнка
∙
встаршемдошкольномвозрастечерезпознавательноеотношениекмиру,черезразвитиеосновэкологическойкультуры,череззакладываниеосновуважительногоотношениякдругимкультурам,ксвоейОтчизне,черезпозициюсозидателяитворца,черезэмоциональнуюотзывчивостькэстетическойсторонеокружающейдействительности.
Патриотическоечувствоневозникаетулюдейсамопосебе.Эторезультатдлительногоцеленаправленноговоспитания,начинаяссамогораннеговозраста.Работаэтатребуеттворческихусилийипоисков.Дляуспешногоосуществлениятакойсложнойзадачиважналичнаязаинтересованностьпедагога,постоянноепополнениесвоихзнаний,инебудучипатриотомсам,педагогнесможетивребёнкепробудитьчувстволюбвикРодине.Именнопробудить,аненавязать,таккаквосновепатриотизмалежитдуховноесамоопределение.
Именнопоэтомуроднаякультура,какотециматьдолжнастатьнеотъемлемойчастьюдуширебёнка,началомпродолжающимличность.
Вдошкольномдетствепатриотическоевоспитаниесвязаносэстетическим,вчастности,смузыкальным.Проведениемузыкальныхтематическихзанятийсослушаниемпесенвоенныхлет,ороднойсторонеспособствуетразвитиюудетейпатриотическихчувств,положительныхэмоций,вызываетинтерескобычаям,традициям,культуресвоегонарода.Вдоступнойформеможнознакомитьдошкольниковсисториейсозданиянашегогосударства.
Важноеместосрединихзанимаютпроизведенияустногонародноготворчества.Фольклор–однаизсамыхяркихформвыражениянародомглубокогочувствалюбвиипривязанностикроднойземле,языку,культуре.
Необходимоширокоиспользоватьвсевидыфольклора(сказки,песенки,пословицы,поговорки,хороводыит.д.).Вустномнародномтворчествекакнигдесохранилисьособенностичертрусскогохарактера,присущиеемунравственныеценности,представлениеодобре,красоте,правде,храбрости,трудолюбии,верности.ПонятнымиценнымввоспитаниидетейвсехвременявляютсяпословицыоРодине,матери,родномязыке,роднойприроде.Главное,отбираяданныепословицы,необходимоучитывать,чтобыонибылидоступнымипониманиюдетейдошкольноговозраста.
Встаршихгруппахужеможнотакстроитьработу,чтобыкаждыйребенокпрониксяславойродногокрая,почувствовалсвоюпричастностькместнымобщественнымсобытиям.Чтобыдети,узнаваякакие-токонкретныефакты,наблюдаяокружающуюжизнь,моглипутёмпростейшегоанализа,обобщениявпечатленийлучшепредставитьсебе,чтоихроднойгородилиселоявляетсячастьюстраны,Родины.
Духовный,творческийпатриотизмнадопрививатьсраннегодетства.Ноподобнолюбомудругомучувству,патриотизмобретаетсясамостоятельноипереживаетсяиндивидуально.Онпрямосвязансдуховностьючеловека,еёглубиной.
3.Реализацияпрограммыпатриотическоговоспитания
Работаподанномунаправлениюпатриотическоговоспитанияреализуетсяпотремнаправлениям:
1.Работасдетьми.
2.Работасродителями.
3.Методическоесопровождение.
Каждоеизнаправленийсвязаномеждусобойивключаетвсебя:1.Знакомствосроднымселом,егоисторией.
2.ЗнакомствосроднымкраемиРоссией.
3.Знакомствоснаиболеезначимымиисторическимисобытиямисвоейстраныинарода.4.Знакомствосбылиннымигероямииихподвигами.
5.Знакомствосгосударственнойсимволикойгорода,республики,стран.
Впроцессереализацииработысдетьмииспользуются:игры–занятия,игры–развлечения,праздники,художественныепостановки,экскурсии,чтениехудожественнойлитературы.
Формированиепатриотическихчувствпроходитэффективновтеснойсвязиссемьёй.Воспитателиорганизуютпредметно-развивающуюсреду:подготавливаютподборкухудожественнойлитературы,разрабатываютконспектызанятийисценарииразвлечений.
Взаключении,мнехотелосьбысказать,чточувстволюбвикРодинесродничувствулюбвикродномудому.Объединяетэтичувстваединаяоснова–привязанностьичувствозащищенности.Значит,еслимыбудемвоспитыватьудетейчувствопривязанности,кактаковое,ичувствопривязанностикродномудому,топрисоответствующейпедагогическойработесовременемонодополнитсячувствомлюбвиипривязанностиксвоейстране.
Намойвзгляд,сутьпатриотическоговоспитаниясостоитвтом,чтобыпосеятьивзраститьвдетскойдушесеменалюбвикроднойприроде,кродномудомуисемье,кисторииикультурестраны,созданнойтрудамиродныхиблизкихлюдей,тех,когозовутсоотечественниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Нравственно- патриотическое воспитаниедошкольников" "
Доклад по патриотическому воспитанию...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
родительское собрание в старшей группе на тему "Экологическое воспитаниедошкольников"
проблемы экологического воспитания дошкольников...