Открытое занятие на тему: «Знакомство с татарской культурой»
план-конспект занятия (средняя группа)

Ахмадуллина Альмира Рафаэлевна

Тема: Знакомство с татарской культурой.

Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.

Задачи:

1. Познакомить детей с культурой татарского народа.

2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента.

3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка.

4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.

5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.

Материал: Картинки с изображением татарских национальных костюмов, запись татарской музыки, куклы, тюбитейка,

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.

Пальчиковая гимнастика: «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)

Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)

Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)

Здравствуй, милый мой дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .

Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны) .

Где верны друзьям все. (обнять себя руками)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живём?

Дети: (В России)

Воспитатель: Правильно, Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия.

Воспитатель: А в какой республике мы с вами живем?

Дети: (Башкортостан).

Воспитатель: Правильно, Башкортостан. Но в нашей стране есть еще и другие республики, это наши соседи.

Воспитатель: Дети, как называется соседняя группа?

Дети: (Младшая группа. «Воробушки»)

Воспитатель:  Правильно. Эта группа «Воробушки»

- А кто такие соседи?

Дети:  (Соседи это люди, которые живут рядом с нами.)

Воспитатель: Правильно. Это люди живущие рядом с нами. У каждого из нас есть соседи?

Дети:  Да.

Воспитатель: А как должны вести себя соседи? (Дружить, ходить в гости, помогать.)

Воспитатель: Правильно. А вы дружите со своими соседями?

- Да.

Воспитатель: Молодцы. Есть соседние квартиры, соседные группы, соседние города. У нашей республики Башкортостан тоже есть соседи, и одна из них эта Республика Татарстан.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, которые помнит и чтит.

Воспитатель:

-Ребята у татарского народа как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают когда закончены полевые работы, в конце мая-начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют "майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба "кереш", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана. Альмир, хочет нам рассказать стихотворение об этом празднике:

Альмир:

-После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Воспитатель:

А теперь послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.

Буген безде Сабантуй

Эшлереннен барын куй!

Тизрек йегер мейданга,

Байрам башлана анда.

Воспитатель:

Понравилось вам стихотворение?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.

(Включается отрывок песни Сабантуй.)

-Понравилась вам песня? Какая она?

Дети:

-Веселая, задорная.

Физминутка «Татарская плясовая».

Воспитатель:

-А давайте мы с вами немножко потанцуем под эту веселую музыку…

-Молодцы ребята, весело потанцевали.

Воспитатель:

-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть как выглядит татарский национальный костюм? Вот, посмотрите, сегодня я и некоторые наши дети одеты в национальные костюмы. (пригласить детей в национальных костюмах и продемонстрировать)

(Демонстрация картинок)

-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментомПреобладает растительный орнамент: цветы,тюльпаны, листья,веточки.

Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.

(Стук в дверь)

-Ребята, а к нам в гости пришли куклы Ляйсен и Азат. У них красивые татарские имена. И по национальности они татары. Давайте поздороваемся с ними на татарском. Кто знает, как здравствуйте, на татарском?

Дети:

-Исянмесес.

Воспитатель:

-Во, что они одеты?

Дети:

-В татарские национальные костюмы.

Воспитатель:

- Ребята, кто скажет, что у Ляйсан на голове?

Дети:

-Калфак.

Воспитатель:

-Что у нее одето поверх платья?

Дети:

-Камзул.

Воспитатель:

-Как называются сапоги у Ляйсен?

Дети:

-Ичеги.

Воспитатель:

-Ребята куклы хотят поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется ''Тюбетейка".

(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)

-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?

Дети:

-Да.

Заключительная часть:

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы узнали на занятии?

-Какие новые слова узнали?

-Как называется любимый татарами праздник?

Дети:

-Сабантуй.

Воспитатель:

-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?

Дети:

-Калфак и тюбетейка.

Воспитатель:

-Ребята куклам понравилось у нас на занятии, но им нужно собираться домой. Давайте скажем им до свидания, на татарском.

Дети:

-Саубулыгыз!

Воспитатель:

- Ребята вы все хорошо поработали на занятии, куклы говорят вам спасибо и прощаются. И они вам оставляют маленький подарок. (раскраска )

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tatar_kulturoy_1.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с татарской культурой.

Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.

Задачи:

1. Познакомить детей с культурой татарского народа.

2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента.

3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка.

4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.

5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.

Материал: Картинки с изображением татарских национальных костюмов, запись татарской музыки, куклы, тюбитейка,

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.

Пальчиковая гимнастика: «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)

Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)

Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)

Здравствуй, милый мой дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .

Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны) .

Где верны друзьям все. (обнять себя руками)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живём?

Дети: (В России)

Воспитатель: Правильно, Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия.

Воспитатель: А в какой республике мы с вами живем?

Дети: (Башкортостан).

Воспитатель: Правильно, Башкортостан. Но в нашей стране есть еще и другие республики, это наши соседи.

Воспитатель: Дети, как называется соседняя группа?

Дети: (Младшая группа. «Воробушки»)

Воспитатель:  Правильно. Эта группа «Воробушки»

- А кто такие соседи?

Дети:  (Соседи это люди, которые живут рядом с нами.)

Воспитатель: Правильно. Это люди живущие рядом с нами. У каждого из нас есть соседи?

Дети:  Да.

Воспитатель: А как должны вести себя соседи? (Дружить, ходить в гости, помогать.)

Воспитатель: Правильно. А вы дружите со своими соседями?

- Да.

Воспитатель: Молодцы. Есть соседние квартиры, соседные группы, соседние города. У нашей республики Башкортостан тоже есть соседи, и одна из них эта Республика Татарстан.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, которые помнит и чтит.

Воспитатель:

-Ребята у татарского народа как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают когда закончены полевые работы, в конце мая-начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют "майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба "кереш", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана. Альмир, хочет нам рассказать стихотворение об этом празднике:

Альмир:

-После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Воспитатель:

А теперь послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.

Буген безде Сабантуй

Эшлереннен барын куй!

Тизрек йегер мейданга,

Байрам башлана анда.

Воспитатель:

Понравилось вам стихотворение?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.

(Включается отрывок песни Сабантуй.)

-Понравилась вам песня? Какая она?

Дети:

-Веселая, задорная.

Физминутка «Татарская плясовая».

Воспитатель:

-А давайте мы с вами немножко потанцуем под эту веселую музыку…

-Молодцы ребята, весело потанцевали.

Воспитатель:

-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть как выглядит татарский национальный костюм? Вот, посмотрите, сегодня я и некоторые наши дети одеты в национальные костюмы. (пригласить детей в национальных костюмах и продемонстрировать)

(Демонстрация картинок)

-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментомПреобладает растительный орнамент: цветы,тюльпаны, листья,веточки.

Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.

(Стук в дверь)

-Ребята, а к нам в гости пришли куклы Ляйсен и Азат. У них красивые татарские имена. И по национальности они татары. Давайте поздороваемся с ними на татарском. Кто знает, как здравствуйте, на татарском?

Дети:

-Исянмесес.

Воспитатель:

-Во, что они одеты?

Дети:

-В татарские национальные костюмы.

Воспитатель:

- Ребята, кто скажет, что у Ляйсан на голове?

Дети:

-Калфак.

Воспитатель:

-Что у нее одето поверх платья?

Дети:

-Камзул.

Воспитатель:

-Как называются сапоги у Ляйсен?

Дети:

-Ичеги.

Воспитатель:

-Ребята куклы хотят поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется ''Тюбетейка".

(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)

-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?

Дети:

-Да.

Заключительная часть:

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы узнали на занятии?

-Какие новые слова узнали?

-Как называется любимый татарами праздник?

Дети:

-Сабантуй.

Воспитатель:

-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?

Дети:

-Калфак и тюбетейка.

Воспитатель:

-Ребята куклам понравилось у нас на занятии, но им нужно собираться домой. Давайте скажем им до свидания, на татарском.

Дети:

-Саубулыгыз!

Воспитатель:

- Ребята вы все хорошо поработали на занятии, куклы говорят вам спасибо и прощаются. И они вам оставляют маленький подарок. (раскраска )

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

                                                                 

Открытое занятие на тему:

«Знакомство с татарской культурой»

Воспитатель: Ахмадуллина А.Р.

с. Бижбуляк

2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие на тему «Знакомство с английским языком»

Программное содержаниеI Образовательные задачи:1)    Ввести в активный словарь речевые образцы Hello, I am, Good Bye;2)    Познакомить с англоязычными странами (Англия, А...

Конспект открытого занятия по обучению русскоязычных детей татарскому языку "Разноцветная посуда".

Материал может быть полезен воспитателям при обучении русскоязычных детей татарскому языку....

Конспект открытого занятия на тему «Знакомство с профессией повара»

Цель:  расширять и конкретизировать представления детей о профессиях.Задачи:I. Продолжать учить детей принимать поставленную игровую задачу и самостоятельно ее решать.2. Активизировать и об...

Открытое занятие на тему "Знакомство коровы с теленком"

Открытое занятие по познавательно - исследовательской деятельности "Знакомство коровы с теленком"...

Конспект открытого занятия на тему: «Знакомство со стихотворением Е. Благининой «Посидим в тишине»

Цель: Знакомство с произведением Е. Благининой  «Посидим в тишине»Задачи: Познакомить детей со стихотворением Е. Благининой  «Посидим в тишине» посредством драматизац...

методическая разработка открытого занятия на тему "знакомство с тестом"

Конспект открытого занятия по теме "хлеб всему голова"...