Открытое занятие на тему: «Знакомство с татарской культурой»
план-конспект занятия (средняя группа)
Тема: Знакомство с татарской культурой.
Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с культурой татарского народа.
2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента.
3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка.
4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.
5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.
Материал: Картинки с изображением татарских национальных костюмов, запись татарской музыки, куклы, тюбитейка,
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Пальчиковая гимнастика: «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, милый мой дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .
Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны) .
Где верны друзьям все. (обнять себя руками)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живём?
Дети: (В России)
Воспитатель: Правильно, Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия.
Воспитатель: А в какой республике мы с вами живем?
Дети: (Башкортостан).
Воспитатель: Правильно, Башкортостан. Но в нашей стране есть еще и другие республики, это наши соседи.
Воспитатель: Дети, как называется соседняя группа?
Дети: (Младшая группа. «Воробушки»)
Воспитатель: Правильно. Эта группа «Воробушки»
- А кто такие соседи?
Дети: (Соседи это люди, которые живут рядом с нами.)
Воспитатель: Правильно. Это люди живущие рядом с нами. У каждого из нас есть соседи?
Дети: Да.
Воспитатель: А как должны вести себя соседи? (Дружить, ходить в гости, помогать.)
Воспитатель: Правильно. А вы дружите со своими соседями?
- Да.
Воспитатель: Молодцы. Есть соседние квартиры, соседные группы, соседние города. У нашей республики Башкортостан тоже есть соседи, и одна из них эта Республика Татарстан.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, которые помнит и чтит.
Воспитатель:
-Ребята у татарского народа как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают когда закончены полевые работы, в конце мая-начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют "майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба "кереш", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана. Альмир, хочет нам рассказать стихотворение об этом празднике:
Альмир:
-После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
Воспитатель:
А теперь послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.
Буген безде Сабантуй
Эшлереннен барын куй!
Тизрек йегер мейданга,
Байрам башлана анда.
Воспитатель:
Понравилось вам стихотворение?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.
(Включается отрывок песни Сабантуй.)
-Понравилась вам песня? Какая она?
Дети:
-Веселая, задорная.
Физминутка «Татарская плясовая».
Воспитатель:
-А давайте мы с вами немножко потанцуем под эту веселую музыку…
-Молодцы ребята, весело потанцевали.
Воспитатель:
-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть как выглядит татарский национальный костюм? Вот, посмотрите, сегодня я и некоторые наши дети одеты в национальные костюмы. (пригласить детей в национальных костюмах и продемонстрировать)
(Демонстрация картинок)
-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы,тюльпаны, листья,веточки.
Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.
(Стук в дверь)
-Ребята, а к нам в гости пришли куклы Ляйсен и Азат. У них красивые татарские имена. И по национальности они татары. Давайте поздороваемся с ними на татарском. Кто знает, как здравствуйте, на татарском?
Дети:
-Исянмесес.
Воспитатель:
-Во, что они одеты?
Дети:
-В татарские национальные костюмы.
Воспитатель:
- Ребята, кто скажет, что у Ляйсан на голове?
Дети:
-Калфак.
Воспитатель:
-Что у нее одето поверх платья?
Дети:
-Камзул.
Воспитатель:
-Как называются сапоги у Ляйсен?
Дети:
-Ичеги.
Воспитатель:
-Ребята куклы хотят поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется ''Тюбетейка".
(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)
-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?
Дети:
-Да.
Заключительная часть:
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы узнали на занятии?
-Какие новые слова узнали?
-Как называется любимый татарами праздник?
Дети:
-Сабантуй.
Воспитатель:
-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?
Дети:
-Калфак и тюбетейка.
Воспитатель:
-Ребята куклам понравилось у нас на занятии, но им нужно собираться домой. Давайте скажем им до свидания, на татарском.
Дети:
-Саубулыгыз!
Воспитатель:
- Ребята вы все хорошо поработали на занятии, куклы говорят вам спасибо и прощаются. И они вам оставляют маленький подарок. (раскраска )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_tatar_kulturoy_1.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с татарской культурой.
Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с культурой татарского народа.
2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента.
3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка.
4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.
5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.
Материал: Картинки с изображением татарских национальных костюмов, запись татарской музыки, куклы, тюбитейка,
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Пальчиковая гимнастика: «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, милый мой дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .
Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны) .
Где верны друзьям все. (обнять себя руками)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живём?
Дети: (В России)
Воспитатель: Правильно, Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия.
Воспитатель: А в какой республике мы с вами живем?
Дети: (Башкортостан).
Воспитатель: Правильно, Башкортостан. Но в нашей стране есть еще и другие республики, это наши соседи.
Воспитатель: Дети, как называется соседняя группа?
Дети: (Младшая группа. «Воробушки»)
Воспитатель: Правильно. Эта группа «Воробушки»
- А кто такие соседи?
Дети: (Соседи это люди, которые живут рядом с нами.)
Воспитатель: Правильно. Это люди живущие рядом с нами. У каждого из нас есть соседи?
Дети: Да.
Воспитатель: А как должны вести себя соседи? (Дружить, ходить в гости, помогать.)
Воспитатель: Правильно. А вы дружите со своими соседями?
- Да.
Воспитатель: Молодцы. Есть соседние квартиры, соседные группы, соседние города. У нашей республики Башкортостан тоже есть соседи, и одна из них эта Республика Татарстан.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, которые помнит и чтит.
Воспитатель:
-Ребята у татарского народа как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают когда закончены полевые работы, в конце мая-начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют "майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба "кереш", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана. Альмир, хочет нам рассказать стихотворение об этом празднике:
Альмир:
-После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
Воспитатель:
А теперь послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.
Буген безде Сабантуй
Эшлереннен барын куй!
Тизрек йегер мейданга,
Байрам башлана анда.
Воспитатель:
Понравилось вам стихотворение?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.
(Включается отрывок песни Сабантуй.)
-Понравилась вам песня? Какая она?
Дети:
-Веселая, задорная.
Физминутка «Татарская плясовая».
Воспитатель:
-А давайте мы с вами немножко потанцуем под эту веселую музыку…
-Молодцы ребята, весело потанцевали.
Воспитатель:
-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть как выглядит татарский национальный костюм? Вот, посмотрите, сегодня я и некоторые наши дети одеты в национальные костюмы. (пригласить детей в национальных костюмах и продемонстрировать)
(Демонстрация картинок)
-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы,тюльпаны, листья,веточки.
Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.
(Стук в дверь)
-Ребята, а к нам в гости пришли куклы Ляйсен и Азат. У них красивые татарские имена. И по национальности они татары. Давайте поздороваемся с ними на татарском. Кто знает, как здравствуйте, на татарском?
Дети:
-Исянмесес.
Воспитатель:
-Во, что они одеты?
Дети:
-В татарские национальные костюмы.
Воспитатель:
- Ребята, кто скажет, что у Ляйсан на голове?
Дети:
-Калфак.
Воспитатель:
-Что у нее одето поверх платья?
Дети:
-Камзул.
Воспитатель:
-Как называются сапоги у Ляйсен?
Дети:
-Ичеги.
Воспитатель:
-Ребята куклы хотят поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется ''Тюбетейка".
(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)
-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?
Дети:
-Да.
Заключительная часть:
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы узнали на занятии?
-Какие новые слова узнали?
-Как называется любимый татарами праздник?
Дети:
-Сабантуй.
Воспитатель:
-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?
Дети:
-Калфак и тюбетейка.
Воспитатель:
-Ребята куклам понравилось у нас на занятии, но им нужно собираться домой. Давайте скажем им до свидания, на татарском.
Дети:
-Саубулыгыз!
Воспитатель:
- Ребята вы все хорошо поработали на занятии, куклы говорят вам спасибо и прощаются. И они вам оставляют маленький подарок. (раскраска )
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Открытое занятие на тему:
«Знакомство с татарской культурой»
Воспитатель: Ахмадуллина А.Р.
с. Бижбуляк
2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие на тему «Знакомство с английским языком»
Программное содержаниеI Образовательные задачи:1) Ввести в активный словарь речевые образцы Hello, I am, Good Bye;2) Познакомить с англоязычными странами (Англия, А...
конспект открытого занятия на тему: "Знакомство с цифрой 6" в старшей группе
Конспект открытого занятия в старшей группе...
Конспект открытого занятия по обучению русскоязычных детей татарскому языку "Разноцветная посуда".
Материал может быть полезен воспитателям при обучении русскоязычных детей татарскому языку....
Конспект открытого занятия на тему «Знакомство с профессией повара»
Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях.Задачи:I. Продолжать учить детей принимать поставленную игровую задачу и самостоятельно ее решать.2. Активизировать и об...
Открытое занятие на тему "Знакомство коровы с теленком"
Открытое занятие по познавательно - исследовательской деятельности "Знакомство коровы с теленком"...
Конспект открытого занятия на тему: «Знакомство со стихотворением Е. Благининой «Посидим в тишине»
Цель: Знакомство с произведением Е. Благининой «Посидим в тишине»Задачи: Познакомить детей со стихотворением Е. Благининой «Посидим в тишине» посредством драматизац...
методическая разработка открытого занятия на тему "знакомство с тестом"
Конспект открытого занятия по теме "хлеб всему голова"...