Музейная педагогика в условиях детского сада
методическая разработка

Моисеева Мария Юрьевна

Вы озабочены созданием интеллектуального

 потенциала общества? Всё начинается с детства.

А. Эйнштейн.

Дошкольный возраст – время начала становления личности, формирования и развития личности человека как полноценного члена общества, поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, нравственные и эстетические качества, патриотизм; развивать их по всем ведущим направлениям: духовно – нравственному, социальному, познавательному, художественно – эстетическому, физическому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в условиях детского сада

Вы озабочены созданием интеллектуального

 потенциала общества? Всё начинается с детства.

А. Эйнштейн.

Дошкольный возраст – время начала становления личности, формирования и развития личности человека как полноценного члена общества, поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, нравственные и эстетические качества, патриотизм; развивать их по всем ведущим направлениям: духовно – нравственному, социальному, познавательному, художественно – эстетическому, физическому.

По словам скульптора С. Коненкова, «детство» - это живительная чаша, из которой мы пьем благодатный напиток в течение всей нашей жизни». Для педагогов ДОУ важно наполнить эту чашу добротой, чуткостью, состраданием. Древние греки утверждали, что глядя на прекрасное, слушая о прекрасном, человек улучшается.

Таким образом, включение музея в воспитательно – образовательный процесс способствует у человека 21 века психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.

Назрела необходимость в обновлении методов и организационных форм воспитательно – образовательного процесса, т.к.:

  • отсутствует сформированность семейных традиций, понимание необходимости сохранения семейной истории как части истории страны;
  • невысок уровень музейной культуры и исторической памяти у детей и родителей;
  • недостаточные условия для интеллектуального, духовно – нравственного развития воспитанников с учетом их природных задатков.

Решению этих проблем способствует активное внедрение средств музееведения и музейной педагогики и создание в ДОУ музейного воспитательно – образовательного пространства.

Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга  безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для  новых открытий и приобретений в душах  и сердцах молодого поколения.

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная  жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его «настроения», «здоровья», от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно,  воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные  ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга  (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт – Петербурга музейная педагогика стала частью воспитательного процесса. В отличие от других методик такая работа требует от педагога увлеченности, постоянного наблюдения за реакцией детей, отбора наиболее эффективных методов, приемов и форм организации. Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Условия сегодняшней жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки. Занимаясь проблемой приобщения ребенка к миру культуры, педагоги должны стремиться:

  • заложить основы гуманизма в душу каждого ребенка;
  • предоставить детям возможность прикоснуться к культуре с помощью коллекций лучших музеев Санкт – Петербурга;
  • обогатить духовный мир педагога и вызвать у него желание к самосовершенствованию;
  • развивать уважительные взаимоотношения между родителями и детьми, сблизить детский сад и семью.

Музейная педагогика позволяет решать  основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться, развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи.

Посредством музейной педагогики, дети лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.

Разработка программы должна быть осуществлена в соответствии с:

  • Законом  РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ –  «Об образовании в РФ»;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
  • Приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Указом президента Российской Федерации № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг»
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13)
  • Законом СПб «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 №461-83.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Развитие речи и расширения словарного запаса.
  • Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
  • Воспитание культуры поведения.

Так же особое внимание уделяется реализации регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования – развитие интереса к культурному наследию Санкт – Петербурга у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, что так же имеет определенные задачи:

1. Развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к городу:

  • развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально на нее откликаться;
  • содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
  • развивать чувство гордости, сопереживания деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к родному городу.

2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно – скульптурный облик города, символику Санкт – Петербурга:

  • включить детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую «расшифровыванию» символов и смыслов, заложенных в архитектурно – художественных памятниках Санкт – Петербурга;
  • развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные  с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;
  • способствовать развитию воображения и фантазии детей в процессе восприятия архитектурно – скульптурного облика города;
  • развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт – Петербурга.

3. Создать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт – Петербурга:

  • сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте;
  • расширять представления детей о том, что делает город красивым, о декоративном убранстве городских строений;
  • познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического Санкт – Петербурга, раскрыть единство архитектурно – скульптурного облика города;
  • познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых петербуржцев;
  • обогащать и активизировать словарь детей за счет слов – топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.

4. Содействовать развитию художественно – творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт – Петербурге:

  • способствовать отражению представлений о Санкт – Петербурге и знаменитых петербуржцах в рисунках, играх  -фантазиях, сказках, загадках;
  • развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт – Петербурге;
  • включать детей в создание коллекций, связанных с культурным наследием Санкт – Петербурга.

Должны быть соблюдены следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2. Принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

сочетание принципов научной обоснованности и практической применяемости;

3. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии дошкольников качества;

4. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

5. Комплексно — тематический принцип построения образовательного процесса;

6. Принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

7. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

8. Принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

9. Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными группами   и между детским садом и начальной школой;

10. Принцип систематичности и последовательности: постановка  задач  воспитания и               развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»,       «от                хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

 11. Принцип цикличности: построение  содержания программы с постепенным    усложнением и расширением от возраста к возрасту.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным способностям (не допускается искусственное ускорение/замедление развития детей);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психологического насилия;
  • поддержка руководством ДОУ   родителей дошкольников  семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Содержание образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности:

игровая – включает сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;

коммуникативная – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

познавательно – исследовательская – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними;

восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный  бытовой труд в помещении и на улице,  конструирование из разных материалов, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация;

музыкальная – восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах;

двигательная – овладение ребенком основными движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в условиях МДОУ №24 г.Буденновска

Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей....

Использование музейной педагогики в условиях МДОУ №24 г.Буденновска

Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей....

Использование музейной педагогики в условиях МДОУ №24 г.Буденновска

Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей....

Использование музейной педагогики в условиях МДОУ №24 г.Буденновска

Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей....

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики»Цель: Создание условий для патриотического развития личности пут...

«Реализация проекта «Игровая карусель Поволжья» как часть музейной педагогики в условиях обновления содержания образовательного процесса»

В своей работе я использую музейную педагогику, как одно  из  основных направлений  воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотрудничества, в котором прини...

Консультация «Музейная педагогика в условиях дошкольного образования»

Консультация «Музейная педагогика  в условиях дошкольного образования»...