Музейная педагогика в условиях детского сада
методическая разработка
Вы озабочены созданием интеллектуального
потенциала общества? Всё начинается с детства.
А. Эйнштейн.
Дошкольный возраст – время начала становления личности, формирования и развития личности человека как полноценного члена общества, поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, нравственные и эстетические качества, патриотизм; развивать их по всем ведущим направлениям: духовно – нравственному, социальному, познавательному, художественно – эстетическому, физическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика в условиях детского сада
Вы озабочены созданием интеллектуального
потенциала общества? Всё начинается с детства.
А. Эйнштейн.
Дошкольный возраст – время начала становления личности, формирования и развития личности человека как полноценного члена общества, поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, нравственные и эстетические качества, патриотизм; развивать их по всем ведущим направлениям: духовно – нравственному, социальному, познавательному, художественно – эстетическому, физическому.
По словам скульптора С. Коненкова, «детство» - это живительная чаша, из которой мы пьем благодатный напиток в течение всей нашей жизни». Для педагогов ДОУ важно наполнить эту чашу добротой, чуткостью, состраданием. Древние греки утверждали, что глядя на прекрасное, слушая о прекрасном, человек улучшается.
Таким образом, включение музея в воспитательно – образовательный процесс способствует у человека 21 века психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.
Назрела необходимость в обновлении методов и организационных форм воспитательно – образовательного процесса, т.к.:
- отсутствует сформированность семейных традиций, понимание необходимости сохранения семейной истории как части истории страны;
- невысок уровень музейной культуры и исторической памяти у детей и родителей;
- недостаточные условия для интеллектуального, духовно – нравственного развития воспитанников с учетом их природных задатков.
Решению этих проблем способствует активное внедрение средств музееведения и музейной педагогики и создание в ДОУ музейного воспитательно – образовательного пространства.
Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для новых открытий и приобретений в душах и сердцах молодого поколения.
Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его «настроения», «здоровья», от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно, воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт – Петербурга музейная педагогика стала частью воспитательного процесса. В отличие от других методик такая работа требует от педагога увлеченности, постоянного наблюдения за реакцией детей, отбора наиболее эффективных методов, приемов и форм организации. Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
Условия сегодняшней жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки. Занимаясь проблемой приобщения ребенка к миру культуры, педагоги должны стремиться:
- заложить основы гуманизма в душу каждого ребенка;
- предоставить детям возможность прикоснуться к культуре с помощью коллекций лучших музеев Санкт – Петербурга;
- обогатить духовный мир педагога и вызвать у него желание к самосовершенствованию;
- развивать уважительные взаимоотношения между родителями и детьми, сблизить детский сад и семью.
Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться, развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи.
Посредством музейной педагогики, дети лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.
Разработка программы должна быть осуществлена в соответствии с:
- Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ – «Об образовании в РФ»;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
- Приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Указом президента Российской Федерации № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг»
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13)
- Законом СПб «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 №461-83.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Развитие речи и расширения словарного запаса.
- Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
- Воспитание культуры поведения.
Так же особое внимание уделяется реализации регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования – развитие интереса к культурному наследию Санкт – Петербурга у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, что так же имеет определенные задачи:
1. Развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к городу:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально на нее откликаться;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживания деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к родному городу.
2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно – скульптурный облик города, символику Санкт – Петербурга:
- включить детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую «расшифровыванию» символов и смыслов, заложенных в архитектурно – художественных памятниках Санкт – Петербурга;
- развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;
- способствовать развитию воображения и фантазии детей в процессе восприятия архитектурно – скульптурного облика города;
- развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт – Петербурга.
3. Создать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт – Петербурга:
- сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте;
- расширять представления детей о том, что делает город красивым, о декоративном убранстве городских строений;
- познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического Санкт – Петербурга, раскрыть единство архитектурно – скульптурного облика города;
- познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых петербуржцев;
- обогащать и активизировать словарь детей за счет слов – топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.
4. Содействовать развитию художественно – творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт – Петербурге:
- способствовать отражению представлений о Санкт – Петербурге и знаменитых петербуржцах в рисунках, играх -фантазиях, сказках, загадках;
- развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт – Петербурге;
- включать детей в создание коллекций, связанных с культурным наследием Санкт – Петербурга.
Должны быть соблюдены следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. Принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
сочетание принципов научной обоснованности и практической применяемости;
3. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии дошкольников качества;
4. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
5. Комплексно — тематический принцип построения образовательного процесса;
6. Принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
7. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
8. Принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
9. Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными группами и между детским садом и начальной школой;
10. Принцип систематичности и последовательности: постановка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
11. Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным способностям (не допускается искусственное ускорение/замедление развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психологического насилия;
- поддержка руководством ДОУ родителей дошкольников семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Содержание образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности:
игровая – включает сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
коммуникативная – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
познавательно – исследовательская – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними;
восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице, конструирование из разных материалов, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация;
музыкальная – восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах;
двигательная – овладение ребенком основными движениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики в условиях МДОУ №24 г.Буденновска
Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей....
Использование музейной педагогики в условиях МДОУ №24 г.Буденновска
Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей....
Использование музейной педагогики в условиях МДОУ №24 г.Буденновска
Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей....
Использование музейной педагогики в условиях МДОУ №24 г.Буденновска
Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей....
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики»Цель: Создание условий для патриотического развития личности пут...
«Реализация проекта «Игровая карусель Поволжья» как часть музейной педагогики в условиях обновления содержания образовательного процесса»
В своей работе я использую музейную педагогику, как одно из основных направлений воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотрудничества, в котором прини...
Консультация «Музейная педагогика в условиях дошкольного образования»
Консультация «Музейная педагогика в условиях дошкольного образования»...