Профессиональное мастерство педагога в современных условиях развития образования
статья

Бутенко Инна Алексеевна

В статье изложены этапы становления профессионального мастерства, современные требования к образованию в стране, а также к личности педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня модернизация образования требует повышения качества профессионального мастерства педагогов. В современных условиях идёт смена требований к профессионально-педагогической компетенции и статусу

педагога. Развитие инновационного стиля, совершенствование профессионализма и мобильность невозможны без саморазвития и повышения уровня профессионального мастерства.

«Профессиональное развитие» – это, своего рода, прогрессивное изменение личности, в рамках профессиональной деятельности, социальной среды, а также собственной активности человека. По мнению некоторых авторов (Л.М. Митина, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер и др.), «профессиональное становление» определяется как наличие взаимосвязанных стадий, включающих в себя переходы от формирования профессиональных намерений до абсолютной реализации личности в профессиональном труде.

Психолог А.К. Маркова в своих исследованиях «профессионализацию»

рассматривает как непрерывный процесс развития личности как профессионала с момента выбора профессии до завершения трудовой деятельности.

Профессиональное развитие педагога – это процесс, который длится на

протяжении всей профессиональной жизни личности и не ограничивается лишь одним периодом. Одной из основных целей профессионального развития личности является профессиональное мастерство. Мастерство – это своего рода уровень, при котором профессиональное «ремесло» становится искусством. При достижении профессионального мастерства личность выходит за привычные грани деятельности, что способствует профессиональному росту и достижению успехов в своей деятельности.

В непрерывно меняющейся окружающей действительности появляется потребность в педагогах-мастерах, обладающих способностью к саморазвитию и самообновлению. Новый подход к процессу профессионального роста специалистов образования создает установку, готовность к проблемным ситуациям, умению находить адекватные способы решения разного рода проблем.

Для повышения педагогического мастерства педагогов ДОО необходимо смоделировать образовательный процесс и чётко определить цель, задачи, достигаемые в результате деятельности, составить перечень принципов, форм, методов, средств, необходимых для получения ожидаемого позитивного результата, тем самым мотивируя педагогов на повышение своей компетенции и мастерства.

Социальный заказ заключается в потребности социума в современной образовательной системе дошкольного образования, способной оказывать образовательные услуги высокого уровня с использованием форм и средств работы с детьми, а также применение современных психологических и дидактических методов. Поэтому основной целью моделируемого процесса является повышение педагогического мастерства специалистов дошкольных учреждений.

Достижение данной цели требует решения ряда задач:

- повышать интерес к нововведениям и мотивацию к совершенствованию педагогической деятельности;

- формировать желание у педагога на саморазвитие;

- вырабатывать потребность в профессиональном самовоспитании и стремлении к совершенствованию;

- повышать уровень инновационных методик и технологий обучения;

- развивать проектное мышление, творческие и аналитические способности;

- работать над мастерством и стилем педагогического общения, речевой культурой.

Процесс повышения педагогического мастерства специалистов дошкольного учреждения может осуществляться в различных формах: лекции-дискуссии, видео-лекции, семинары-дискуссии, деловые игры; создание проектов, круглые столы; метод креативного решения проблем; конкурсы, метод «мозгового штурма», деловые игры и многое другое.

Итак, рассмотрим возможные пути формирования педагогического мастерства:

1. Самообразование и самовоспитание. Педагог, перед тем как приступить к работе над собой, анализирует свою работу за определённый период времени, собирает рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Выявляет свои ошибки в работе и работает над ними.

2. Повышение квалификации и переподготовка. На этом этапе устанавливается соответствие между уровнем готовности педагога к реализации задач, которые стоят перед образовательной организацией, непрерывно растущими социальными требованиями к личности и деятельности самого педагога.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Это одно из основных условий формирования профессионального мастерства педагога. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки. На методических семинарах педагог имеет возможность не только ознакомиться с опытом своих коллег, но и поделиться своими навыками и умениями. Это даёт ему возможность расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое.

4. Педагогическая аттестация. Даёт дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в организации, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.

5. Инновационная педагогическая деятельность. Это своего рода осмысление практического педагогического опыта, которая ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения лучших результатов, получение новых знаний, формирование качественно иной педагогической практики.

6. Научно-исследовательская деятельность. Способствует профессиональной деятельности педагога на уровне научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.

7. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний – это своеобразный момент рефлексии. Педагог систематизирует свои знания и опыт, выделяет главное в работе, и в итоге получается статья, разработка или программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.

Также успешному повышению профессионализма способствуют конкурсы педагогического мастерства. Такие конкурсы дают педагогу возможность, в условиях состязания стать значимым в профессиональном сообществе, способствовать реализации своего профессионального «Я».

Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, предусматривает анализ деятельности, систематизацию наработанного опыта, умение его обобщить и описать.

Решение поставленных задач реализуется посредством механизмов конкурсного движения, позволяющего выявить, систематизировать и представить педагогическому сообществу опыт работы, создать условия для его дальнейшего развития и распространения, стимулировать инициативу, активность и творческую самостоятельность педагогических кадров.

Участие в профессиональных конкурсах дает учителю возможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе.

Принимать участие в конкурсах необходимо на всех уровнях: на уровне ДОО, а также на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Каждая ступень очень важна для успешного роста педагогического мастерства. И не важно, победил педагог или нет, стал призёром или лауреатом, важно то, что он, прежде всего, стал сильнее в профессиональной

деятельности, повысил свою компетенцию, зарекомендовал себя как смелый

и решительный педагог, умеющий отстаивать свою точку зрения.

Рис. Пирамида успеха

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

 Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Суммируя все вышеизложенное, можно выстроить пирамиду успеха, ведь успех – это умиротворённое состояние разума, которое является непосредственным результатом удовлетворения собой и осознания человеком того, что он сделал всё возможное, чтобы стать лучше в своём деле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корчагина, С. А. Конкурсы как эффективный способ повышения профессионализма воспитателя и условие повышения качества образования в

ДОО / С. А. Корчагина, Л. Н. Егорова // Реализация ФГОС дошкольного и начального общего образования: опыт прошлого - взгляд в будущее: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск, 2019. – С. 450-452.

2. Артюхина, А. И. Опыт школы педагогического мастерства: воспитание воспитателей / А. И. Артюхина, С. В. Третьяк, В. В. Великанов // Образовательный вестник Сознание. – 2021. – Т. 23. – № 4. – С. 17-24.

3. Трацевская А. В. Профессиональное мастерство педагога - воспитателя как основное условие преобразования воспитательного процесса / А. В. Трацевская // Вестник Костромского государственного университета Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-masterstvo pedagogavospitatelyakak-osnovnoe-uslovie-preobrazovaniya-vospitatelnogo-protsessa (дата обращения: 02.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной культуры и творческого потенциала педагога в современных условиях непрерывного образования.

Аннотация: анализируя современную образовательную политику, очевидно, что сегодня человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек. В...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.

Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

открытый микрофон «Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОО»

laquo;Открытый микрофон» способствует развитию навыков, искусства выступать перед аудиторией, формирует умение высказывать своё от­ношение к реально существующим проявлениям жиз­ни...

САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...

Система методического сопровождения педагогов в современных условиях развития дошкольного образования

Статья посвящена проблеме внедрения современных методических методов и приемов в практику дошкольных учреждений, Обосновывается необходимость повышения педагогической компетентности воспитателей на ос...