Проект "Юный ученый"
проект (подготовительная группа)

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью проекта является изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по теме «Химия»; для повышения профессиональной компетенции педагогов в области экспериментально – исследовательской деятельности и приобщения родителей совместной деятельности с детьми.

 В результате реализации проекта у детей сформируется более высокий уровень познавательной активности, творческих способностей, практических навыков и умений. Сформируется уверенность в своих действиях, дети научатся проявлять активность и любознательность.

В проекте предоставлены: перспективный план работы, консультации для родителей, конспекты НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_uchenyy.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №101»

Познавательно-практический проект

на тему:

«Юный ученый»

Подготовили воспитатели:

Баранова Надежда Витальевна

Некрасова Наталия Леонидовна

Ярославль 2018-2019гг.

Вид проекта: познавательно-практический.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-апрель)

Участники проектной деятельности:  дети, педагоги, родители, социальные партнеры.

Актуальность проекта:

                                                 Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

                                     и получать на них фактические ответы,

                                                оказываясь на более высоком умственном и

                                          нравственном уровне в сравнении с теми,

                кто такой школы не прошёл.                                                                                                    К.Е.Тимирязев

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

  Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности в процессе знакомства с физическими и химическими свойствами веществ.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития познавательного интереса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  2. Развивать способность детей выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
  3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
  4. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
  5. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством.
  6. Подержать у детей инициативы, сообразительности.

Гипотеза проекта: в процессе опытно-исследовательской деятельности у детей развивается познавательный интерес.

Ожидаемый результат:

  1. У детей формируется ценный опыт экспериментально-опытнической деятельности, накапливаются практические знания, умения, навыки.
  2. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  3. Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.
  4. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.
  5. Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  6. В диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности, делает выводы;
  7. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Аннотация проекта:

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью проекта является изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по теме «Химия»; для повышения профессиональной компетенции педагогов в области экспериментально – исследовательской деятельности и приобщения родителей совместной деятельности с детьми.

 В результате реализации проекта у детей сформируется более высокий уровень познавательной активности, творческих способностей, практических навыков и умений. Сформируется уверенность в своих действиях, дети научатся проявлять активность и любознательность.

В проекте предоставлены: перспективный план работы, консультации для родителей, конспекты НОД.

Этапы реализации проекта:

Этап 1 – подготовительный:

- составление перспективного плана

-подбор литературы, картинок, иллюстраций

-создание условий для реализации проекта.

Этап 2 – основной:

-реализация цели и задач проекта в соответствии с перспективным планом.

Этап 3 – итоговый:

- итоговое мероприятие

- обобщение материалов проекта, соотношение прогнозируемых результатов с полученными.

Проект реализован через:

- НОД

- Беседы

- Опытно-исследовательскую деятельность

- Наблюдения

- Совместную деятельность педагогов, детей, родителей

- Совместную деятельность педагогов, детей и социальных партнеров

- Работу педагогов с родителями

- Создание предметно-развивающей среды

- Самостоятельную деятельность детей.

Проект состоит из четырех разделов:

Названия

Цель

Сроки

1

Знакомство с проектной деятельностью

Знакомство детей с алгоритмом техники проектирования в процессе знакомства с солью и с оздоровлением организма.

Октябрь

2

Вода

Развитие познавательного интереса детей через проектно-опытническую деятельность с водой.

Ноябрь - декабрь

3

Камни

Развитие познавательного интереса детей через проектно-опытническую деятельность с камнями

Январь - февраль

4

Песок

Развитие познавательного интереса детей через проектно-опытническую деятельность с песком

Март - апрель

Итоги проекта:

  • Повысился уровень познавательной активности детей; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • Разработана система педагогических условий, направленная на развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность;
  • Выстроена система работы для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов и составлением ментальной карты;
  • Повысилась компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной  активности старших дошкольников  в процессе  экспериментирования дома.
  • Расширился словарный запас по темам.

Тема 1

«Знакомство с проектной деятельностью»

Цель: Знакомство детей с алгоритмом техники проектирования в процессе знакомства с солью и с оздоровлением организма.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с наукой химией и ее ролью во всех сферах жизни.
  2. Дать детям представление о лаборатории, познакомить с профессией – лаборант.
  3. Учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы.
  4. Учить составлять ментальную карту по теме.

Реализация проекта:

Вид деятельности

Цель деятельности

Исполнители

Сроки

НОД «Экскурсия в лабораторию»

Беседа «Что такое наука и ученые»

Беседа «Как работать с энциклопедиями»

Познакомить детей с лабораторией детского сада.

Рассказать детям о науках (какие бывают) и профессиях, связанных  с наукой.

Знакомство детей с различными энциклопедиями и работой с ними.

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Сотрудники библиотеки им. В.Маяковского

05.10.

НОД «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

Беседа «Витамины – наши друзья»

Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни. Учить выдвигать гипотезу и доказывать ее. Учить составлять ментальную карту.

Продолжать знакомить детей со здоровым образом жизни.

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

12.10.

НОД «Если мы заболели»

Расширять представления детей о своем организме. Учить выдвигать гипотезы, делать выводы и заносить в ментальную карту.

Воспитатели, дети

19.10

НОД «Удивительная соль»

Беседа «Интересные факты о соли»

Изучение особенностей соли, ее свойств, качеств и применения. Составление ментальной карты.

Познакомить детей с интересными фактами о соли.

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

26.10

Тема 2

«Вода»

Цель: Развитие познавательного интереса детей через проектно-опытническую деятельность с водой.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о воде, о ее свойствах, применении.
  2. Расширять знания детей о химических свойствах воды, взаимосвязи с другими веществами.
  3. Развивать навыки составления ментальной карты, придумывании условных обозначений.
  4. Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
  5. Активизировать словарь детей.

Реализация проекта:

Вид деятельности

Цель деятельности

Исполнители

Сроки

1 этап – подготовительный

Подбор литературы, наглядно-дидактического материала, иллюстраций, создание презентаций по теме

Создать развивающую предметно – пространственную среду по теме «Вода» для формирования интереса детей

Воспитатели, родители, дети

Ноябрь

Анкетирование родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника»

Выявление знаний родителей о познавательно-исследовательской деятельности

Воспитатели, родители

Ноябрь

Консультация для родителей «Как проводить опыты в домашних условиях»

Дать подробное объяснение, как проводить опыты в домашних условиях

Воспитатели, родители

2 этап – основной

НОД «Вода и ее свойства»

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Начать составлять ментальную карту.

Воспитатели, дети

02.11.

НОД «Фильтрация воды»

Беседа «Как очищают воду в промышленных масштабах»

Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Продолжать заполнять ментальную карту.

Знакомство детей с очисткой воды в промышленных масштабах. Рассказ

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

09.11.

НОД «Молекула воды Н2О»

Беседа «Многообразие рек»

Ознакомление детей со строением воды.

Знакомство детей с большим количеством рек и их многообразием.

Воспитатели, дети

Сотрудники библиотеки им. В.Маяковского

16.11

НОД «Помощница вода»

Крио-шоу

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой.

Знакомство детей с интересными свойствами воды.

Воспитатели, дети

Сотрудники Музея Эйнштейна

23.11

НОД «Вода и чудесные превращения веществ»

Развитие познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.

Воспитатели, дети

30.11

НОД «Вода – источник жизни»

Формировать знания детей о значении воды в жизни всех живых существ

Воспитатели, дети

07.12.

3 этап – итоговый

Родительское собрание «Мы – маленькие ученые»

Выставка поделок по теме «Вода»

Отчетное мероприятие по теме «Вода». Демонстрация практических умений детей по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Вода»

Привлечение детей и родителей к проектно-исследовательской деятельности

Воспитатели, дети, родители

14.12.

Тема 3

«Камни»

Цель: Развитие познавательного интереса детей через проектно-опытническую деятельность с камнями.

Задачи: 

  1. Формировать интерес детей к окружающему предметному миру.
  2. Расширять знания детей о камнях, свойствах, происхождении и применении.
  3. Поддерживать интерес к экспериментированию.

Реализация проекта:

Вид деятельности

Цель деятельности

Исполнители

Сроки

1 этап - подготовительный

Подбор литературы, наглядно-дидактического материала, иллюстраций, создание презентаций по теме

Создать предметно-развивающую среду для формирования интереса у детей и их родителей.

Воспитатели, дети, родители

Январь

Консультация для родителей «Как собирать коллекции»

Познакомить родителей с правильным собиранием коллекций

Воспитатели, дети

2 этап – основной

НОД «В мире камней»

Показ мультфильма о камнях.

Дидактическая игра с камнями

Чтение сказа П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

Формирование представлений детей о камнях как объекте природы.

Закрепление знаний детей о различных камнях.

Привлечение детей к играм в уголке экспериментирования

Продолжать знакомить детей с различными видами камней.

Воспитатели, дети

18.01

НОД «Камни – полезные ископаемые»

Беседа «Что такое – геология»

Чтение сказки Н.Рыжова «О чем шептались камни»

Формирование представлений детей о камнях как объекте неживой природы.

Знакомство детей с профессией геолог.

Продолжать закреплять знания детей о камнях и их значении.

Воспитатели, дети

25.01

НОД «Гранит и его составляющие. Происхождение и применение гранита»

Чтение сказа П.Бажова «Горный мастер»

Беседа с детьми «Камни и их разнообразие»

Знакомство детей с минералом – гранит, его происхождением, применением.

Продолжать знакомить детей с разными камнями.

Знакомство детей с разнообразием камней

Воспитатели, дети

Сотрудники библиотеки им. В.Маяковского

01.02

НОД  «Камни – это интересно»

Чтение сказов П.Бажова «Огневушка Поскакушка»

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. Показать и рассказать детям о различных видах драгоценных камней

Закреплять знания детей о происхождении драгоценных и полудрагоценных камней

Воспитатели, дети

08.02

НОД «Янтарь – солнечный камень»

Просмотр мультфильма «Янтарный замок»

Расширение представления детей о разнообразии камней через знакомство с янтарем и его свойствами

Закрепление знаний о янтаре.

Воспитатели, дети

15.02

Обобщение  знаний по теме «Камни»

Ручной труд «Изготовление камней – жеодов»

Составление ментальной карты. Обобщение полученных знаний.

Знакомство детей с камнями – жеодами, с их происхождением.

Воспитатели, дети

22.02

3 этап – итоговый

Итоговое открытое мероприятие «Экскурсия в мини-музей камня»

Расширить представления детей о разнообразии камней, их свойствах, нахождение в природе и применении, воспитывать бережное отношение к неживой природе, способствовать поддержанию интереса к природе.

Воспитатели, дети старших групп, дети подготовительной группы

22.02

Тема 4

«Песок»

Цель: Развитие познавательного интереса детей через проектно-опытническую деятельность с песком.

Задачи: 

  1. Формирование интереса к объектам неживой природы.
  2. Развитие познавательного интереса  детей в процессе ознакомления с песком и его свойствами через опытно-экспериментальную деятельность.
  3. Развивать умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Ознакомление детей с искусственным песком и его свойствами.

Реализация проекта:

Вид деятельности

Цель деятельности

Исполнители

Сроки

1 этап – подготовительный

Подбор литературы, иллюстраций, наглядно-дидактического материала.

Создать предметно-развивающую среду для формирования интереса у детей и их родителей.

Воспитатели, дети, родители

Март

Консультация для родителей «Песочная терапия»

Рассказать родителям о песке как о замечательном психопрофилактическом средстве.

Воспитатели, родители

Консультация для родителей «Чудеса на песке»

Рассказать об играх в песок, о том, как песок влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Консультация для родителей « Игры с кинетическим песком»

Рассказать родителям о кинетическом песке, как о потрясающем развивающем материале.

Изготовление поделок для оформления музея песка в группе

Привлечь родителей и детей к оформлению музея.

Воспитатели, дети, родители

Апрель

2 этап – основной

НОД «Происхождение, виды песка и его применение»

Разучивание стихотворения Г.Лужнина «Песчаный дом»

Ручной труд. Рисование и придумывание сказки «Путешествие одной песчинки»

Формирование познавательного интереса к объектам неживой природы.

Разучить с детьми стихотворение с использованием мнемотаблиц.

Инициировать детей для придумывания сказок, иллюстрировать ее.

Воспитатели, дети

15.03

НОД «Ах, это удивительный песок»

Беседа «Как песок может стать опасным»

Просмотр фильма «Сага о песке»

Дополнить знания детей о свойствах песка, его происхождении, использовании через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Рассказать детям о том, что песок может быть опасным.

Закреплять знания детей о песке.

Воспитатели, дети

22.03

НОД «Песок и его свойства»

Чтение сказки «Песок и солнечный свет»

Лекция на тему «Разновидности песка»

Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления со свойствами песка через опытно-экспериментальную деятельность.

Продолжать знакомить детей с легендами о песке.

Знакомить детей с разными видами песка и его происхождением.

Воспитатели, дети

Сотрудники библиотеки им. В.Маяковского

29.03

НОД «Песочная лаборатория»

Просмотр фильма о песке

Развивать умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы, через экспериментальную деятельность развивать мыслительную активность, любознательность.

Закреплять полученные знания о песке.

Воспитатели, дети

05.04

НОД « Уникальные свойства песка»

Расширение представлений о свойствах песка посредством экспериментальной деятельности.

Воспитатели, дети

12.04

НОД «Кинетический песок и его свойства»

Беседа «От чего зависит цвет песка»

Ознакомление детей с искусственным песком и его свойствами.

Рассказать детям от чего зависит цвет песка. Показать презентацию

Воспитатели и дети

18.04

3 этап – итоговый

Итоговое мероприятие «Создание кинетического песка»

Демонстрация практических знаний, умений, навыков по теме «Песок»

Воспитатели, дети, сотрудники библиотеки им. В.Маяковского

25.04

Список литературы:

  1. Интернет ресурсы
  2. Большая энциклопедия опытов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический праздник "Игра – забава и ученье или от 0 до 10"

Итоговый математический праздник в средней группе...

"Талантливый педагог и ученый" В.Б.Косминская

Презентация-доклад для педагогических чтений.  Биография  В.Б. Косминской педагога и ученой, посвятившей свою жизнь развитию творчества детей посредством изодеятельности....

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен

Труд дошкольников очень важен для будующей жизни....

Консультация для родителей о труде «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен» Народная мудрость.

Консультация для родителей о труде«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость....

Консультация для родителей на тему:Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!Формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»

  В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, ...

Конспект развлечения к празднику «День знаний» Тема. «Ученье свет, а не ученье – тьма».

Данное развлечение предназначено для детей старшего дошкольного  возраста. Развлечение  проводится в форме квест- игры. Дети приходят на помощь гласным буквам перемещаясь по зданию детского ...