Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO
учебно-методический материал

Беликова Мария Сергеевна

Методическая разработка "Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_lego.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проведения занятий по окружающему миру с детьми дошкольного возраста с использование конструктора LEGO

В настоящее время учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные методы и формы воспитательно-образовательной работы с детьми (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др).

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

В дошкольном детстве отражение предметов или явлений окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Дошкольник мыслит наглядно, образами. Основными задачами ознакомления с окружающим миром дошкольников являются:

1. Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

2. Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

3. Ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

4. Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

5. Формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

6. Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

7. Формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека. Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются.

Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

По мнению Дыбиной О. В., особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

  • ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
  • перегружать детей большим количеством вопросов;
  • сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:

  • ознакомление с явлениями социальной жизни;
  • ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
  • ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира, так же могут использоваться различные дидактические игры, как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Еще одним способом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

LEGO- конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.

Принципы применения LEGO-конструирования в ДОУ

В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения LEGO-конструирования в дошкольном возрасте:

  • принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
  • принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
  • принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;
  • принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
  • принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
  • принцип наглядности (интерактивной наглядности). С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
  • принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
  • принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно игры (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
  • принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;
  • принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления…».

Очень важно отбирать и подбирать LEGO -игры в соответствие с программным содержанием выбранных направлений воспитательно- образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Над этим должны работать не только педагог, но и методист и педагог-психолог, что осуществляют оценку подобранных материалов. Так же необходимо подключать к работе родителей (законных представителей), которым необходимо объяснить и помочь освоить работы с информационно-образовательными технологиями, а именно с LEGO -конструированием в домашних условиях.

 У данных LEGO -технологий основные преимущества связаны срасширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса. LEGO -конструирование способно существенно повысить его наглядность, эффективность и оперативность обратной связи…»

В настоящее время существует представление о LEGO - конструировании как для групповой работы с детьми, так и для индивидуальной работы детей под руководством взрослого.

ЛЕГО-конструирование имеет следующие требования для реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста с использованием конструкторов:

  • обогащение познавательной сферы дошкольника, то есть развитие общих представлений о сфере действительности и действиях человека в ней;
  • изменение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, то есть подбор тематических интерактивных игр, иллюстраций побуждающих к ролевой и режиссерской играм с определенным сюжетом;
  • игровой опыт на аппаратном оборудовании и в реальных играх, причем с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи реальных событий (в форме сюжетно-ролевых и игр- драматизаций, в том числе совместных со взрослым), включая целенаправленное обучение детей игре;
  • активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе образовательной и режиссерской, а также ролевой игры, подобное общение должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.

У каждого занятия с использованием ЛЕГО-конструирования имеются свои особенности:

  1. Занятие длится от 20 до 25 минут и включает в себя:
  • деятельность детей за конструированием;
  • познавательную беседу;
  • игру;
  1. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
  2. Следует напоминать детям о правильной посадке на стуле.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо давать детям конструктор для того, чтобы они выступали в роли исследователей. После первого занятия уже понятно, как лучше давать детям детали конструктора – в коробке или россыпью.

Предварительная беседа должна быть очень эмоциональной. Необходимо продумать дозированность речевого материала. Дети не должны устать слушать. Излишнее затягивание беседы приведет к снижению интереса. Видя конструктор, дети уже хотят играть и строить.

Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки.

Представления дошкольника об окружающем мире, являются очень значимыми в развитии когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста.  Они составляют азы познавательного развития, и связаны с различными факторами, среди которых познавательная заинтересованность, познавательный интерес, к объектам и явлениям природы; системность взглядов о естественном мире; осознанное действие в природной среде; возможность применять познания о потребностях активного организма для рациональной детской деятельности; обсуждение замечаемых явлений.

Одним из эффективных методов и форм работы по ознакомлению с окружающим миром, в условиях ДОО, является применение LEGO – конструирования на занятиях. LEGO- конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.

Необходимо продуманное и тесное взаимодействие с родителями с привлечением родителей к познавательному развитию ребенка. Очень важно, чтобы у ДОО и родителей была единая линия на формирование правильных представлений об окружающем мире в познавательном развитии дошкольников и для этого в арсенале педагога существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями, такие как консультации, круглые столы, родительские лектории и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок м...

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

Пояснительная записка.В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в д...

Конспект занятия по окружающему миру с детьми раннего возраста: "Где собачка?".

Цель: учить детей воспринимать и выделять из окружающей среды живое-собаку....

Использование наглядных материалов на занятиях по окружающему миру с детьми дошкольного возраста

Ознакомление детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании.В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических...

Мастер класс Тема: Организация конструктвно-модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO - конструирования в соответствии с ФГОС ДО.

Мастер - классТема: Организация конструктивно – модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO – конструирования в соответствии с ФГОС ДО.Конструируя, реб...

Организация и проведение занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающей их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информа...