Вопросы адаптации детей к детскому саду
статья

Сидорова Ольга Валерьевна

Материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_adaptatsii_detey_k_detskomu_sadu.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы адаптации детей к детскому саду

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Попробуем ответить на эти вопросы.

Как подготовить ребенка к тому, что в садике он будет оставаться без мамы?

Такую подготовку нужно начинать примерно после полутора лет. Начиная с этого возраста, малыши уже не испытывают сильного страха при разлуке с мамой, способны более спокойно «подпустить» к себе малознакомого взрослого человека. Конечно, это не означает, что ровно в полтора года ваше чадо вдруг станет совершенно независимым от вас и начнет с радостью встречать любого гостя. Начинать лучше издалека. Попробуйте сходить с ребенком в гости — конечно, не на шумную вечеринку! Не требуйте от него, чтобы он немедленно поразил всех своей общительностью и прекрасными манерами. Предупредите родственников и друзей, чтобы они не форсировали события, не стремились с порога «подружиться» с малышом. Всякий раз, когда ребенок встречается с незнакомым взрослым, давайте ему возможность присмотреться к этому человеку. Пусть малыш сидит у вас на коленях или даже прячется за вашу спину. Возможно, убедившись в том, что незнакомый человек не представляет опасности (ведь вы же его не боитесь!), через некоторое время он сам подойдет к нему, чтобы познакомиться. Не исключено, что для этого понадобится не одна, а несколько встреч. Важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно устанавливать дистанцию и темпы ее сокращения.

Постепенно малыш будет узнавать, что на свете есть и другие хорошие взрослые люди, кроме мамы с папой и бабушки с дедушкой. Последовательное, спокойное приучение малыша к посторонним взрослым имеет огромное значение для благополучной адаптации его и в детском саду, и в школе, и в обществе в целом!

Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?

Между прочим, это совершенно естественная картина: сначала малыш привыкает спокойно, без тревог и страхов, общаться со взрослыми и лишь потом осваивает науку общения с детьми. Причем сначала в сферу его интереса попадают старшие дети, потом (хотя и не обязательно) те, кто его помладше, и только в последнюю очередь ребенок начинает играть с ровесниками. Так что, если ребенок, не достигший трехлетнего возраста, просто не обращает внимания на сверстников, предпочитая играть с вами, это еще не говорит о его застенчивости: человечки такого же роста, как он сам, ему пока попросту не интересны.

Гуляя с ребенком на детской площадке, ни в коем случае не настаивайте на том, чтобы он немедленно влился в бодрый детский коллектив. Пусть играет один в сторонке, но время от времени вы можете обращать его внимание на то, чем заняты другие дети.

Можно предложить ему вместе подойти к общей песочнице и просто посмотреть, во что там играют. Еще лучше — собрать вокруг себя двух-трех карапузов и затеять с ними какую-нибудь игру, только не слишком шумную. Не заставляйте непременно участвовать в ней и своего малыша, дождитесь, пока он сам к вам присоединится. Рано или поздно он начнет играть с другими детьми.

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: он еще не имеет никакого представления о том, что такое «мое» и что такое «чужое». Он не умеет проводить границы, весь мир для него — «мое»! Он может хватать все, что покажется ему привлекательным, не только в песочнице, но и в гостях, и в магазине. Ведь до сих пор он существовал лишь в границах своего дома, где действительно все принадлежало ему.

Но каждому ясно, что если таким же образом поведет себя трехлетний ребенок в детском саду, его никто за это не похвалит. Вопросы собственности и «распределения благ» в садике вообще очень часто обостряются. С одной стороны, игрушки там общие (что поначалу очень нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны, малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из-за чего обычно разыгрываются целые баталии…

Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за «агрессивное» поведение малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача — помочь ему в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей, отнимая у них игрушки и ломая их куличики. К сожалению, на каждой детской площадке можно увидеть и такую маму.

Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его — с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень последовательны. Главное спасение для маленького ребенка — умение выражать свои желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова «дай!» и «на!», потому что ему нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по песочнице, перехватите его и скажите: «Давай попросим. А что мы дадим мальчику?». Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если «сделка» не состоялась, не затягивайте «переговоры», в конце концов, вы не можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь новую игру.

Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?

Ребенок, который отправляется в детский сад должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из двадцати подопечных! Лучше научить двухлетнего малыша дома всему необходимому.

Родителям не следует мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! А для достижения успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного — не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он «маленький и ничего не умеет»!

Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так»).

Как научить ребенка одеваться?

Если ваш ребенок сейчас в возрасте двух — трех лет, примите во внимание приведенные ниже советы.

Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он всегда одевался только сам. Но и, когда он по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!

Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие «уроки»: самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку. Можно повесить на стенку в детской плакат с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это куклы с их кукольными одежками. А кроме того, очень полезны разного рода «развивающие пособия » — игры-шнуровки и все, что нужно застегивать и расстегивать (тканевые панно или тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки).

Как приучить ребенка к горшку?

Ребенок приобретает способность сознательно контролировать мочеиспускание и дефекацию примерно в двухлетнем возрасте. Конечно, к этому времени он уже наверняка «знаком» с горшком и знает, для чего этот предмет предназначен. Но если до сих пор «удачи» малыша в туалетных делах целиком и полностью являлись заслугой бдительных родителей, то теперь, начиная с двух лет, он может следить за собой сам.

 Чего нельзя делать: держать на горшке подолгу, покупать «музыкальные горшки», ругать за испачканные штаны, придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение его успехами).

Для того чтобы ускорить процесс осознания и обучения, предоставьте малышу возможность хотя бы какое-то время каждый день путешествовать по дому без одежки. Тогда у него будет возможность увидеть и понять, что мокрые штанишки «случаются» не сами по себе, — он будет знакомиться с работой собственного тела. Кстати, о мокрых штанишках: примерно к полутора годам малыши сами начинают очень бурно переживать по этому поводу. Мокрые штаны не доставляют никакой радости, поэтому у вас нет нужды еще и делать ребенку замечание или тем более ругать его.

Наблюдайте за ребенком. Обычно по некоторым признакам можно заметить, что у него созрела некая потребность, и в это время имеет смысл предложить ему горшок. Не настаивайте, не заставляйте — просто предложите, объяснив, что тогда штанишки останутся сухими и чистыми. Не забывайте предлагать ребенку горшок перед дневным и ночным сном.

Как научить ребенка убирать свои игрушки?

Конечно, в садике всему этому учат, и привычку к аккуратности дети усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято слушать, да и пресловутое «влияние коллектива» делает свое дело. Но если в домашней жизни малышу ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в порядке, требование воспитателя убирать за собой может вызвать у ребенка протест.

Так что вопрос об уборке, так или иначе, возникает. И если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего крошку «отдрессируют» в садике, начинайте… играть. Да, именно играть, а не приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться — кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя приучать малыша к уборке время от времени: «Вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть». Если уж вы решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.

Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или перед обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются на полки, в ящики и прочие свои «домики».

Как пойти в садик и не заболеть?

Примерно четверть детишек реагирует на помещение в детский сад «скрытым сопротивлением». Попросту — начинают часто болеть. И самое распространенное объяснение, которое состоит в том, что дети «подхватывают» простуду друг от друга — лишь одна из причин.

Но, прежде всего, малыши начинают болеть просто потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. И даже сам по себе обязательный обход всех врачей перед зачислением в детский сад в поликлинике, может привести к тому, что малыш подхватит в коридорах этого «учреждения» простуду.

Так что, помимо психологической и «бытовой» подготовки, вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша, которого вы отправили в садик. Как правило, детишек впервые отправляют в детский сад в сентябре. И в этом есть сразу несколько плюсов. Летом почти все дети набираются здоровья. Ваш малыш проводил много времени на свежем воздухе, а может быть, купался в теплом море. Воздух, солнце, вода, физическая активность и витамины — все это, несомненно, укрепило его организм, повысило запас прочности перед предстоящим испытанием адаптацией. Если вы заранее решили закалять ребенка, то у вас была возможность начинать это важное дело именно в начале лета, а не в ноябре. Так что в интересах здоровья ребенка старайтесь планировать начало «садиковой» жизни именно на конец августа-сентябрь.

Это грозное слово «режим»… Какой режим дня принят в детских садах?

Уточните режим дня вашего детского сада. Режим — общая схема, поэтому, начиная подготовку малыша к детскому саду, вы можете ориентироваться именно на этот распорядок дня. И если до сих пор режим вашего ребенка существенно отличался от указанного, вам, конечно, нужно привести режим в соответствие с «нормативами».

Это обязательно надо сделать до того, как ребенок пойдет в детский сад. Урегулирование режима — не из тех дел, которые можно пускать на самотек, рассчитывая, что все наладится, само собой. Нередко трудности в адаптации к садику бывают вызваны именно тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому распорядку дня.

Вообще, маленькие дети очень любят, чтобы все было «по расписанию», одинаково изо дня в день. Любые перемены в привычном течении жизни могут вызвать бурю протеста со стороны маленького консерватора. Так что перемены нужно вводить в жизнь ребенка постепенно и «малыми дозами». Каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в конце концов приблизиться к режиму детского сада. Например, вставайте каждый день чуть раньше, пораньше завтракайте и выходите на прогулку. Соответственно и вечером укладывайте малыша в кровать не так поздно, учитывая, что утром ему предстоит ранний подъем.

А что же делать, если ребенок днем не спит?

В первую очередь надо разобраться, почему именно ребенок не спит днем. Потому, что вам не хочется его укладывать (иногда по каким-то причинам вы не успеваете этого делать), или потому, что он действительно не нуждается в дневном сне?

Второй вариант, кстати, не слишком распространен. Есть, конечно, дети, которые уже лет с двух не нуждаются в дневном сне, но это большая редкость. Как правило, хотя бы до четырех лет, а то и больше, ребенку нужно днем спать хотя бы час-полтора. Попробуйте приблизить режим дня к принятому в детском саду; если малыш будет вставать в 7.00 — 7.30, то к середине дня наверняка начнет позевывать.

Если привычки спать днем у него до сих пор не было, можно поначалу просто укладывать его в кровать и читать ему книжку. Пусть не спит, но хотя бы полежит. Понемножку приучайте его тихо лежать одного, без постоянного вашего присутствия рядом. Будьте готовы к тому, что такое обучение займет немало времени. Не надо сразу требовать от него беспрекословного следования новым правилам — это невозможно. Попробуйте предложить ему какие-то тихие занятия: можно дать ребенку в постель любимую мягкую игрушку или несколько книжек, которые он любит рассматривать. Самое важное сейчас — чтобы малыш постепенно усвоил сам факт, что после обеда наступает тихий час и что в это время нужно оставаться в кровати и вести себя очень тихо.

Надеемся, что  ответы на вопросы помогут Вам и Вашему ребенку легко пройти адаптационный период


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы адаптации детей в детском саду

Вопросы адаптацииПсихологи рекомендуют:Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок....

«Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»

Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особе...

«Консультирование родителей педагогом-психологом по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»

Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особенносте...

Семинар практикум "Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду".

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е...

Консультация «Адаптация детей к детскому саду. Основные вопросы, волнующие родителей»

Добрый день, меня зовут Гайдарова Алина Ровшановна. Я воспитатель детского сада № 7 города Белгорода.Вашему вниманию предлагаю консультацию на тему «Адаптация детей к детскому саду. Основные воп...

консультация для родителей.: Вопросы адаптации ребенка к детскому саду

Основные вопросы об адаптации ребёнка в детском саду....

Буклет по вопросам адаптации детей к детскому саду

Советы для родителей как адаптировать ребенка раннего возраста к детскому саду....