Нравственно-патриотическое воспитание «Государственные и негосударственные символы России»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД для сташего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennye_i_negosudarstvennye_simvoly_rf.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственно-патриотическое воспитание «Государственные и негосударственные символы России»
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель:
Познакомить детей с государственными и негосударственными символами России, развивать познавательный интерес и уважение к символам России.
Задачи:
1. Образовательные:
-Познакомить с негосударственными символами России: матрешкой, масленицей, кокошником и другими.
-Закрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн).
-Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.
2. Развивающие:
-Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей
3. Воспитательные:
-Воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны
-Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Предварительная работа: сообщение первоначальных знаний о государственной символике России; чтение художественных текстов; закрепление материала с использованием иллюстраций; рисование; дидактические игры.
Организационная часть:
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. Теперь возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем ритуал приветствия:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Замечательно! Какие вы у меня молодцы!
Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Усаживайтесь поудобнее: спины держим прямо. Можно отправляться в страну «Знаний».
Воспитатель: Сегодня мы продолжим беседу о государственных символах России: что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. А чтобы путешествие наше было не скучным, к нам в гости заглянул Бегемотик. Он родился в Африке и теперь живет в нашей стране, о которой очень хочет узнать побольше.
Основная часть:
Воспитатель: Итак, ребята! Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.
Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?
Дети: «Мы живем в стране, которая называется Россия».
Воспитатель: У всех стран, в том числе и у России, есть свои символы. Давайте вспомним, какие это символы? Назовите государственные символы страны.
Дети: Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Верно, один из символов – это флаг. Из каких цветов состоит флаг России?
Дети: Флаг России состоит из трех цветов: белого, синего, красного.
Воспитатель: А как расположены полосы на флаге? (если затрудняются отвечать, задаю наводящий вопрос: полосы расположены горизонтально или вертикально?)
Дети: Полоски расположены горизонтально: белый, синий, красный.
Воспитатель: Что означает белый цвет на Российском флаге?
Дети: Белый цвет на флаге России означает мир.
Воспитатель: Да, наша страна миролюбивая, она всегда стоит на защите мира и порядка. А что означает синий цвет?
Дети: Синий цвет означает веру и надежду, воду и небо.
Воспитатель: Что означает красный цвет?
Дети: Красный цвет означает Победу добра над злом.
Воспитатель: К государственным символам России относится и герб России. Что изображено на гербе России?
Дети: На гербе России изображен двуглавый орел.
Воспитатель: А как вы думаете, что это значит?
Дети: Это означает, что мы независимое государство.
Воспитатель: Обратите внимание на значок в центре герба – этого всадника называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белом коне, с копьем в руках. Этим копьем всадник убивает змея. Дети, а как вы думаете, что символизирует вся эта картина?
Дети: Эта картина символизирует победу добра над злом.
Воспитатель: Правильно ребята! А еще наш герб – это эмблема, символ России. Государственный герб устанавливается на специальных пограничных столбах. Герб страны печатают на российских монетах. А как вы думаете почему?
Дети: Чтобы можно было отличить их от монет, других стран.
Воспитатель: Флаг России, герб России – что это такое?
Дети: Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.
Воспитатель: Какой еще символ я забыла отметить?
Дети: Вы забыли сказать о Гимне России.
Воспитатель: Что такое гимн?
Дети: Гимн – это самая главная музыка в нашей стране. Гимн – это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.
Воспитатель: Молодцы, верно! Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.
Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.
Давайте послушаем один куплет Гимна России.
(звучит гимн, все слушают стоя)
Воспитатель: А теперь предлагаю сделать физкультминутку. Давайте выйдем из-за столов и встанем врассыпную на ковер.
Физкультминутка:
Герб страны – орёл двуглавый, гордо крылья распустил (руки в стороны)
Держит скипетр и державу (поочерёдно сжать руки в кулак)
Он Россию сохранил (сделать круг руками)
На груди орла – щит красный (прижать руки к груди)
Дорог всем – тебе и мне (наклоны в стороны)
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (дети маршируют на месте)
(Дети выполняют движения, повторяя за воспитателем)
Воспитатель: Возвращаемся на свои места. Усаживаемся поудобнее, спины держим прямо. Не забываем следить за осанкой.
Воспитатель: Про официальные символы Российского государства мы уже знаем. А теперь давайте поговорим о других символах, о символах, по которым люди безошибочно узнают ту или иную страну, даже если они никогда в ней небыли.
Такие символы есть у каждой страны и у россиян, за много лет они стали неразрывной частью нашей любимой Родины, ее сердцем и душой. Их когда-то давно придумал русский народ, и они являются негосударственными символами. Многие иностранцы если спросить их о России вспомнят именно эти символы.
Воспитатель: Чтобы узнать о каком символе идёт речь, я предлагаю вам отгадать первую загадку.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Дети: Матрёшка
(демонстрируем детям Матрешку)
Воспитатель: Правильно, это матрёшка.
Воспитатель: Родилась матрёшка более чем сто лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел у японских детей куклу – смешного старичка ФУКУРАМИ, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше.
Первых матрёшек Сергей Васильевич Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный у другой синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами.
А назвали красавицу Матрёшей, старинным русским именем. Матрёшки стали такими популярными, что их начали изготавливать во многих городах, и в каждом городе она имела свои, характерные особенности.
Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир русскую матрёшку.
Воспитатель: следующая загадка и следующий символ.
Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош.
Дети: Кокошник
(демонстрируем детям Кокошник)
Кокошник, известный на Руси еще в XVII веке, в XVIII—XIX веках был одним из самых распространенных русских головных уборов. И в наше время он является символом русского женского национального костюма.
Зажиточные люди заказывали самые дорогие кокошники, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было денег на дорогостоящие материалы, могли позволить себе украсить головной убор только не дорогим бисером. Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам. Головной убор составлял важную часть женского русского костюма, он издавна считался оберегом от злых чар.
Воспитатель: И третья загадка.
Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Дети: Масленица
(демонстрируем детям Масленицу и блины)
Воспитатель: Празднуется он в то время, когда зима сдает свои позиции и уступает место весне.
Чтобы весна пришла быстрее, славяне, пекли блины — олицетворение солнца, устраивали гулянья с песнями, плясками, веселыми играми, а в конце праздника чучело Масленицы сжигали.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием!
Дидактическая игра «Собери символы России»
Воспитатель: Я хочу вам предложить поиграть и собрать картинки-мозайки с другими негосударственными символами России. Давайте распределимся по парам и начнем собирать.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! У всех все замечательно получилось – все собрали свои картинки и отгадали символы.
Воспитатель: Но это еще не все. Я хочу, чтобы у каждого был символ нашей Родины и предлагаю вам сделать себе флаг России
(на столах разложены трубочки/палочки и заготовленная широкая тесьма с цветными полосами флага РФ)
Воспитатель: Какие вы все молодцы, замечательные у всех флажки получились.
Заключительная часть:
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили?
Дети: Мы говорили о государственных и негосударственных символах России.
Воспитатель: Назовите мне государственную символику России?
Дети: Флаг, герб, и гимн.
Воспитатель: Назовите цвета Российского флага?
Дети: белый, синий, красный
Воспитатель: Что изображено на гербе России?
Дети: Двуглавый орел. Всадник, побеждающий змея.
Воспитатель: Назовите мне некоторые негосударственные, народные символы России?
Дети: Матрешка, кокошник, масленица.
Воспитатель: Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие негосударственные символы, но эти, пожалуй, самые узнаваемые.
Молодцы ребята, спасибо огромное за то, что вы помогли мне рассказать нашему Бегемотику о символах нашей Родины.
И он очень попросил приготовить для вас небольшие подарки на память.
(раздаем бантики/брошки с расцветкой триколора флага России)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Рукотворные негосударственные символы России»
Презентация «Рукотворные негосударственные символы России» познакомит детей с традиционными предметами, народными блюдами и другими изделиями, выполненными руками...
Конспект НОД "Негосударственные символы России" Старшая группа
Тема: "Негосударственные символы России"Программное содержание:Познавательное развитиеЗакрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн). За...
«Негосударственные символы России. Русская берёзка»
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Содержит краткий перечень заданий для предв...
Познавательный досуг "Негосударственные символы России"
Познавательный досуг о негосударственных (неофициальных) символах России в старшей группе...
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе " Символы России"
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группеТема "Символы России"Воспитатель:Новожилова Анастасия Сергеевна...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Государственные и народные символы России»
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:- Формировать патриотические чувства: любви к семье, к де...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Матрёшка – символ России»
Методическая разработка детско-родительского, исследовательско-творческого долгосрочного проекта в старшей группе содержит паспорт проекта и конспект занятия-презентации по защите...