Познавательный досуг "Негосударственные символы России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Познавательный досуг о негосударственных (неофициальных) символах России в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negosudarstvennye_simvoly_rossii.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить дошкольников с основными неофициальными символами России.

Задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;

2. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну;

3. Формировать у детей уважительное отношение к символам России, понимание, что они призваны объединять жителей одной страны;

4. Развивать речь, память, внимание детей.

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких. Какие страны мира вы знаете? В каких странах бывали? (Ответы детей).

Самая большая страна в мире – наша Родина Россия.

Ребенок:

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней –

И то едва домчится…

Воспитатель: У каждого государства обязательно есть отличительные знаки – флаг, герб и гимн, которые по другому называются символами государства. Эти символы есть и у России (слайд).

Но есть ещё и неофициальные символы, не менее узнаваемые. Они олицетворяют быт, культуру, обычаи страны. Сегодня мы поговорим об этих символах.

Первый символ – это ответ на загадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке.

А всего одна игрушка.

Что это за подружки?

Дети: Матрешка (слайд)

Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка стала одним из символов нашей страны. Ни один турист не уедет не купив сувенир матрешки. Но первая матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в 19 веке по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурма – лысого старичка с головой, вытянутой вверх. Увидел японскую игрушку русский художник Сергей Васильевич Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский женский вариант игрушки. А токарь Василий Звёздочкин выточил игрушку по рисунку. Назвали игрушку по распространенному женскому имени на Руси Матрена, отсюда Матренушка, Матрешка.

А теперь

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Выходят девочки – матрешки и исполняют песню «Мы матрешки» слова и музыка С.Г. Насауленко.

1. Мы матрёшки, мы матрёшки,

Не видны, под платьем ножки,

Очень длинный сарафан,

А на нём большой карман

Припев: Топ-топ ножки, топ-топ ножки,

Ай да мы матрёшки! Ай да мы матрёшки!

2. Мы матрёшки, мы матрёшки,

Мы в кармане носим ложки,

Чтобы весело плясать,

Громко ложками стучать!

Припев тот же.

Ребенок:

Мы матрёшку сбережем,

Через годы пронесём.

Чтобы наши дети, внуки

Тоже брали её в руки.

Воспитатель: Следующим неофициальным русским символом является береза. Где бы ни росло это дерево, оно приносит людям радость, свет. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Стройную, кудрявую, белоствольную березу на Руси сравнивали с красивой девушкой. Есть пословица «Березки как девоньки в сарафанчиках беленьких». Много стихотворений сложено о красавицах березах. Береза красива в любое время года. Дети, послушайте стихи о березе и определите в какое время года изображена в стихах береза.

Выходят три ребенка.

1 ребенок:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор - как в солнечных лучах:

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

(Дети: Лето)

2 ребенок:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(Дети: Зима)

3 ребенок:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

(Дети: Лето)

Воспитатель: Собирайся детвора, начинается игра.

Народная игра «Березовые ворота». С помощью считалки выбирается девочка-«берёзка». Ей на голову надевают берёзовый веночек. Она идёт в середину круга и танцует, все поют:

Берёзка зелёненькая, летом весёленькая,

Кудрявенькая, сучковатенькая.

Среди поля стоит,

Листочками шуршит.

По окончании песни дети разбегаются, а «берёзка» старается их поймать. Пойманный ребёнок становится «берёзкой».

Воспитатель: Береза, наше любимое дерево, считалось женским деревом. Девушки любили водить хороводы около березок.

Хоровод «Березонька»

Посмотри берёзка

Мы к тебе идём

Яркие платочки

Мы тебе несём

(Дети идут по кругу)

Припев:

Золотые листики

Золотом горят

Кружатся с платочками

Хоровод ребят

(Кружатся на месте)

Девочки к берёзке

Ближе подойдут

Яркими платочками

Весело взмахнут

(Идут в центр круга, назад)

Припев:

Разошлись ребятки

И пошли гулять

Про берёзку песню

Нежно напевать

(Идут в разных направлениях)

Воспитатель: Березка не только красивое дерево. Она помогала в хозяйстве, давала бересту, почки, веники для бани, из берестовой коры плели русские крестьяне обувь – лапти.

Лапти являются ещё одним символом России, так как они были самой распространенной обувью русского народа. Недаром говорится «Лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой. Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Лапти плели не только из березовой коры, но чаще из липового лыка (слайд).

Посмотрим на лапти и поиграем с ними.

П/и «Передай лапти»

Все в кругу под музыку передают друг другу лапти, как только музыка прекращается тот, у кого в этот момент окажутся лапти, должен станцевать.

Воспитатель: Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали конопляной веревкой, ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плетением лаптей занимались старики, хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Лапти носили и взрослые и дети.

Ребенок:

Лапти-лапоточки

Для сына и для дочки

Для девочки – подружки

Для старика – старушки

Хоть по улице плясать

Хоть работать, хоть гулять.

Воспитатель: Следующий символ мы узнаем из загадки.

Он округлый, но не шар,

Медный - не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди… (Самоваром!)

Самовар является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. К самовару было особое отношение, о нем сложено не мало пословиц.

Выходят три ребенка.

1 ребенок: Печка – матушка, а самовар – батюшка.

2 ребенок: Самовар кипит — уходить не велит.

3 ребенок: Самовар, что море соловецкое, пьём из него за здоровье молодецкое.

Воспитатель: Конечно же у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти пожалуй самые узнаваемые. А в завершении я хочу вам рассказать ещё один народный символ России – это русское гостеприимство. Ни один праздник не обходился без главного украшения стола – каравая. Это большой, круглай, красиво украшенный хлеб с маленькой солонкой на вершине, на столе часто ставили блины, которые символизировали сытость и изобилие, и обязательно на столе был русский самовар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в  подготовительной  группе детского сада тема: «Береза как символ России»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) Тема: "Символы России"

В данном материале знакомим с детей и закрепляем символы Российского государства: герб. гимн, флаг....

Непосредственно-образовательная деятельнисть по познавательному развитию "Символы России"

Интегририванное занятие по познавательному развитию и ручному труду. Знакомство детей с гербом и флагом России. Изготовление флага из бумаги....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...