Познавательный досуг "Негосударственные символы России"
план-конспект занятия (старшая группа)
Познавательный досуг о негосударственных (неофициальных) символах России в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
negosudarstvennye_simvoly_rossii.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Познакомить дошкольников с основными неофициальными символами России.
Задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;
2. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну;
3. Формировать у детей уважительное отношение к символам России, понимание, что они призваны объединять жителей одной страны;
4. Развивать речь, память, внимание детей.
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких. Какие страны мира вы знаете? В каких странах бывали? (Ответы детей).
Самая большая страна в мире – наша Родина Россия.
Ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится…
Воспитатель: У каждого государства обязательно есть отличительные знаки – флаг, герб и гимн, которые по другому называются символами государства. Эти символы есть и у России (слайд).
Но есть ещё и неофициальные символы, не менее узнаваемые. Они олицетворяют быт, культуру, обычаи страны. Сегодня мы поговорим об этих символах.
Первый символ – это ответ на загадку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка.
Что это за подружки?
Дети: Матрешка (слайд)
Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка стала одним из символов нашей страны. Ни один турист не уедет не купив сувенир матрешки. Но первая матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в 19 веке по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурма – лысого старичка с головой, вытянутой вверх. Увидел японскую игрушку русский художник Сергей Васильевич Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский женский вариант игрушки. А токарь Василий Звёздочкин выточил игрушку по рисунку. Назвали игрушку по распространенному женскому имени на Руси Матрена, отсюда Матренушка, Матрешка.
А теперь
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Выходят девочки – матрешки и исполняют песню «Мы матрешки» слова и музыка С.Г. Насауленко.
1. Мы матрёшки, мы матрёшки,
Не видны, под платьем ножки,
Очень длинный сарафан,
А на нём большой карман
Припев: Топ-топ ножки, топ-топ ножки,
Ай да мы матрёшки! Ай да мы матрёшки!
2. Мы матрёшки, мы матрёшки,
Мы в кармане носим ложки,
Чтобы весело плясать,
Громко ложками стучать!
Припев тот же.
Ребенок:
Мы матрёшку сбережем,
Через годы пронесём.
Чтобы наши дети, внуки
Тоже брали её в руки.
Воспитатель: Следующим неофициальным русским символом является береза. Где бы ни росло это дерево, оно приносит людям радость, свет. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Стройную, кудрявую, белоствольную березу на Руси сравнивали с красивой девушкой. Есть пословица «Березки как девоньки в сарафанчиках беленьких». Много стихотворений сложено о красавицах березах. Береза красива в любое время года. Дети, послушайте стихи о березе и определите в какое время года изображена в стихах береза.
Выходят три ребенка.
1 ребенок:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор - как в солнечных лучах:
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
(Дети: Лето)
2 ребенок:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(Дети: Зима)
3 ребенок:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(Дети: Лето)
Воспитатель: Собирайся детвора, начинается игра.
Народная игра «Березовые ворота». С помощью считалки выбирается девочка-«берёзка». Ей на голову надевают берёзовый веночек. Она идёт в середину круга и танцует, все поют:
Берёзка зелёненькая, летом весёленькая,
Кудрявенькая, сучковатенькая.
Среди поля стоит,
Листочками шуршит.
По окончании песни дети разбегаются, а «берёзка» старается их поймать. Пойманный ребёнок становится «берёзкой».
Воспитатель: Береза, наше любимое дерево, считалось женским деревом. Девушки любили водить хороводы около березок.
Хоровод «Березонька»
Посмотри берёзка
Мы к тебе идём
Яркие платочки
Мы тебе несём
(Дети идут по кругу)
Припев:
Золотые листики
Золотом горят
Кружатся с платочками
Хоровод ребят
(Кружатся на месте)
Девочки к берёзке
Ближе подойдут
Яркими платочками
Весело взмахнут
(Идут в центр круга, назад)
Припев:
Разошлись ребятки
И пошли гулять
Про берёзку песню
Нежно напевать
(Идут в разных направлениях)
Воспитатель: Березка не только красивое дерево. Она помогала в хозяйстве, давала бересту, почки, веники для бани, из берестовой коры плели русские крестьяне обувь – лапти.
Лапти являются ещё одним символом России, так как они были самой распространенной обувью русского народа. Недаром говорится «Лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой. Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Лапти плели не только из березовой коры, но чаще из липового лыка (слайд).
Посмотрим на лапти и поиграем с ними.
П/и «Передай лапти»
Все в кругу под музыку передают друг другу лапти, как только музыка прекращается тот, у кого в этот момент окажутся лапти, должен станцевать.
Воспитатель: Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали конопляной веревкой, ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плетением лаптей занимались старики, хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Лапти носили и взрослые и дети.
Ребенок:
Лапти-лапоточки
Для сына и для дочки
Для девочки – подружки
Для старика – старушки
Хоть по улице плясать
Хоть работать, хоть гулять.
Воспитатель: Следующий символ мы узнаем из загадки.
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!)
Самовар является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. К самовару было особое отношение, о нем сложено не мало пословиц.
Выходят три ребенка.
1 ребенок: Печка – матушка, а самовар – батюшка.
2 ребенок: Самовар кипит — уходить не велит.
3 ребенок: Самовар, что море соловецкое, пьём из него за здоровье молодецкое.
Воспитатель: Конечно же у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти пожалуй самые узнаваемые. А в завершении я хочу вам рассказать ещё один народный символ России – это русское гостеприимство. Ни один праздник не обходился без главного украшения стола – каравая. Это большой, круглай, красиво украшенный хлеб с маленькой солонкой на вершине, на столе часто ставили блины, которые символизировали сытость и изобилие, и обязательно на столе был русский самовар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) Тема: "Символы России"
В данном материале знакомим с детей и закрепляем символы Российского государства: герб. гимн, флаг....
Непосредственно-образовательная деятельнисть по познавательному развитию "Символы России"
Интегририванное занятие по познавательному развитию и ручному труду. Знакомство детей с гербом и флагом России. Изготовление флага из бумаги....
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.
Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....
Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"
Ознакомление с государственными символами....
Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций,...