Мастер-класс для педагогов на тему: «Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Активизация творческой деятельности детей возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.
Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_ped._interak._tehnologii.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению интерактивных технологий и методов обучения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «интерактивное обучение»;
2. Познакомить педагогов с технологиями и методами интерактивного обучения;
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Материалы и оборудование: разные геометрические фигуры, ватман, маркеры, листовки, правила «Мозгового штурма», листы бумаги, мяч, «Сказочная шкатулка».
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты.
Что же такое интерактивная технология обучения? Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Активизация творческой деятельности детей возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.
Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
∙ активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
∙ развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
∙ формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, хоровод;
средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Приоритетной задачей современного образования можно считать задачу формирования активной позиции воспитанников в образовательном процессе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Для этого на практике применяют разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей.
Основные методические инновации связаны с применением интерактивных технологий и методов обучения.
2. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат разные фигуры, поднимите свою фигуру, если вы можете сказать: «я знаю, что такое интерактивные технологии и применяю в своей практике».
Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации детей к обучению, формирования устойчивого познавательного интереса воспитанников, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей
дошкольников.
При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.
При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.
В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в которой невозможно неучастие воспитанника.
Интерактивные формы обучения, используемые в практике педагогов ДОУ, влияют на становление активной позиции дошкольников в учебной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний.
Рассмотрим некоторые интерактивные технологии, приемы и методы, которые можно использовать в работе с педагогами.
Упражнение «Бананы».
Упражнение помогает сломать стереотипы, производить работу левым полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка.
(Надпись на доске: ШИГНОТВЕНРЮАЙКФТМИХВ)
Зачеркните в этой строке 10 букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Интерактив)
Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить
Мозговой штурм – прекрасный метод для решения проблем и разработки идей. Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5-7 человек. Четко определите проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу.
Тема – «Использование интерактивных технологий в ДОУ». Зачем? Для чего?
Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей. Он должен поощрять количество, а не качество идей.
Правила мозгового штурма:
1. Никакой критики!
2. Заимствования других идей является нормальным явлением. 3. Желаемое – большое количество идей.
4. Оценка приходит позже.
Интерактивная технология «Кластер»
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время. Называю словосочетание «Интерактивные технологии». Вы называете слова,
которые приходят на ум, относящиеся к этому словосочетанию.
Интерактивный технология «Хоровод»
Данный метод используется в работе с детьми.
На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Детьми по кругу передается мяч, и они рассказывают в кого они превращаются. Например, «Я превращаюсь в веселую песенку, она прыгает, и кто ее слышит, начинают улыбаться и смеяться».
Выполнять задание по очереди, не перебивая друг друга, и передавать друг другу клубочек (мяч). Отвечает тот, у кого в руке окажется клубочек (мяч).
«Я буду использовать интерактивные технологии, потому что…»
3. Итоговая часть. Заключительное слово.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию мастер-класса, скажите ваши впечатления, эмоции, рекомендации по нашему мастер-классу»!
Памятки педагогам.
Литература:
1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ
2. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992
3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.
4. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.
5. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012.
6. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
7. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика. – 1997.
8. Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.
9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии6- М., 2000г.
10. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные технологии для педагогов: "Деловая игра"
Цель игры - формирование психологической компетентности педагогов в организации детской деятельности и развитие профессиональной рефлексии....
Интерактивные технологии для педагогов: "Игра-занятие "Общение с коллегами"
Цель игры - формирование навыка позитивного, созидательного общения педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов ДОУ «Использование интерактивных технологий в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
В процессе применения интерактивных технологий, происходит не только постепенное накопление и расширение представлений воспитанников о здоровом образе жизни, но и формируется умение высказать свое мне...
Консультация для педагогов по использованию интерактивных технологий в дошкольном образовании
Актуальность использования интерактивных технологий в дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в шк...
Выступление на заседании РМО педагогов дошкольного образования «Интерактивные технологии в дошкольной образовательной организации»
Одним из основных условий организации образовательной деятельности в современных условиях является использование интерактивных методов обучения и воспитания, активизация умственной деятельности воспит...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога»
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:· активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;&midd...
Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.Задачи мастер-класса представлены на слайде.В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается ид...