Интерактивные технологии для педагогов: "Деловая игра"
методическая разработка по теме

Цель игры - формирование психологической компетентности педагогов в организации детской деятельности и развитие профессиональной рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 1 «Лесная сказка»

Составила и провела ст. воспитатель Борискова Н.В.

г. Саров.

2013-2014 уч. год

Деловая игра

Цель: формирование психологической компетентности педагогов в организации детской деятельности и развитие профессиональной рефлексии.

Воспитатели, принимая на себя роль ребенка, включенного в учебный процесс, «проживают» его эмоциональные состояние, коммуникативные успехи и неудачи, интеллектуальное напряжение, произвольную саморегуляцию и др.

Сценарий деловой игры: «Занятие по изготовлению салфеток в подготовительной группе».

Задачи игры:

1.        На  собственном  опыте  сравнить  самочувствие  и  эмоциональное  состояние
обучающегося в разных моделях взаимодействия воспитателя с детьми.

2.   Выработать принципы, критерии анализа результатов деятельности детей 3. На собственном опыте убедиться в сложности перекодирования вербального указания в двигательный акт, в моторное действие

4        Почувствовать дискомфорт от деятельности в извне заданном ритме и темпе, без
учета индивидуальных возможностей и особенностей обучающегося

Материал для игры: три листа бумаги, ножницы, ручка.

Краткое описание игры:

Предлагается поиграть в роль детей подготовительной группы на занятии «Изготовление бумажной салфетки» по определенному алгоритму действия, задаваемому ведущим в трех вариантах взаимодействия участников занятия.

Инструкция № 1

«Дети», вы уже большие Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Запомните, слушать только меня! Не отвлекаться! С Соседом разговаривать нельзя! Ни о чем не спрашивать, вопросов не задавать, делать все самостоятельно! Меня не переспрашивать, вопросов не задавать, а сосредоточенно работать».

После этого уточняются названия геометрических форм: квадрат, треугольник, катет, гипотенуза, прямой угол и т.д.

«Сели удобно, слушаем внимательно и выполняем мои указания». (Указания баются четко, с паузами для выполнения действий основной массой участников, на оставшихся не обращается внимание).

1   Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.

  1. Сложите квадрат пополам.
  2. А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.
  3. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего
    центр большого квадрата.

 5.        Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.

6.        Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
7.  Проделайте то же самое с правым углом.

8.   Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник

  9.  Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.

       10. Согните его по диагонали.

       11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на

правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился

круг в два раза больше, чем предыдущие. Не разговаривайте. Подпишите салфетку № 1 и отложите в сторону».

Инструкция № 2

Начало инструкции, как и в первой серии. Изменяются только условия деятельности.

«Дети», вы можете сейчас общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекайте его. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.

  1. Из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть
  2. Сложите квадрат по диагоналям и загладьте линии.
  3. Сделайте из квадрата большой треугольник

4   Из большого треугольника сделайте малый, еще раз сложив его пополам.

  1. Держите прямой угол этого треугольника к правой руке и отрежьте верхний
    правый угол и нижний левый немного (1см х 1 см).
  2. Раскройте большой треугольник и из него сделайте малый квадрат, отгибая
    правый и левый углы треугольника.
  3. Согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился  маленький
    треугольник.
  4. Прямой угол к правой руке. Отрезаем прямой угол так, чтобы получился
    кружок диаметром 2 см
  5. Держать этот треугольник прямым (отрезанным) углом вниз и на катете, на
    левой стороне в середине его отрезать бумагу так, чтобы получился круг
    диаметром 4 см.
  6. На гипотенузе треугольника отрезать бумагу, чтобы получился такой же круг
    (диаметром 4 см) но ближе к верхнему правому углу треугольника.

Не разговаривая, подписать салфетку № 2 Пауза 5 минут.

Инструкция № 3.

«Сейчас мы сделаем еще одну салфетку. Вы будите очень внимательны, но если вам будет что-то не понятно, или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, показать, проверить правильно ли вы делаете. Можно советоваться с друзьями. Старайтесь сделать все правильно».

Повторяется первый алгоритм задания Ведущий учитывает темп деятельности всех участников занятия, дожидается отстающих, показывает, как делать, помогает исправить ошибку.

Анализ результатов игры:

Наименьшее количество правильных салфеток в первой серии, удвоенность ошибок при совместной деятельности во второй серии. В третьей серии - самый высокий процент правильных работ. Положительное эмоциональное состояние, продуктивность деятельности выше при сотрудничестве с педагогом. При анализе ошибок в работе возникает дискомфорт, желание превратить занятие в шутку, защититься юмором При

отсутствии возможности работать в своем темпе и ритме возникает раздражение, неудовлетворенность, чувство неполноценности.

Вывод:

На основе собственных переживаний неуспеха деятельности участники деловой игры приходят к следующим суждениям:

  • У педагогов должно быть уважительное отношение к ошибкам детей. Ребенок
    имеет право не выставлять «на показ» свою ошибку. Это его личное право - знать
    свою ошибку и иметь возможность ее исправить.
  • Выполнение  словесных  указаний,  от  которых  зависит  конечный  результат
    деятельности, требует от детей большего напряжения. Для выполнения действий
    нужно время
  • При тотальном невыполнении группой задания недопустима критика, обвинения.
    Необходим поиск причин неудачи, а не поиск «виноватого».
  • Через деловую игру, возможно, прочувствовать состояние ребенка.

Литература:

1    Т И.Чиркова «Психологическая служба в детском саду». Н.Новгород. 1997г. 2.  Давыдова О И . Майер А. А . Богославец Л Г «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ДЕЛОВАЯ ИГРА"

Изображение файлов содержат пояснение (что такое деловая игра, как её проводить), сама игра (вопросы для педагогов)...

Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»

Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результа...

Интерактивная технология «Кубик Блума» адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...