Патриотическое воспитание дошкольников в контексте актуальных нормативно-правовых документов
учебно-методический материал
В современном мире возрождение патриотизма можно считать первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, фундаментом общественной и государственной системы, составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание дошкольников в контексте актуальных нормативно-правовых документов
В современном мире возрождение патриотизма можно считать первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, фундаментом общественной и государственной системы, составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751, система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Программа является инструментом реализации образовательной политики государства в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, отраженную в главных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Суть духовно-нравственного и патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родному дому, семье, природе, истории и культуре родного края, созданной трудами родных и близких людей, возродить духовность, бережно отношение и гордость за достижения Родной страны.
Основная форма работы в дошкольном учреждении – познавательное занятие, в процессе которого дети имеют возможность узнать о своем родном городе, истории своей страны, культуре и обычаях русского народа.
Тематические занятия воспитатели проводят с использованием специальной наглядности, применением интерактивных форм работы, компьютерных презентаций, которые значительно обогащают детское восприятие. В процессе познавательной деятельности педагоги решают комплекс образовательных и воспитательных задач: формирование толерантности, уважение к культуре и традициям своего народа, культуре других народов нашей большой многонациональной страны, формирование чувства принадлежности к мировому сообществу, желание лично заботиться о культурном наследии родного края.
Используя разнообразные формы работы с детьми (целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, проектную деятельность), педагоги не только воспитывают в ребёнке патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Продуктивной формой работы с дошкольниками по праву можно считать организацию и проведение экскурсий и целевых прогулок, которые несут в себе высокий познавательный потенциал, подкрепленный детским эмоциональным восприятием. Педагоги детского сада регулярно совершают с детьми реальные и виртуальные путешествия просторам родной страны, показывая живописные уголки, богатый природный мир, достопримечательности нашей Родины.
Сказки – сокровищница народной мудрости. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают у детей нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Эмоциональное восприятие окружающей действительности находит отражение в рисунках и творческих работах детей..
Приобщение дошкольников к культуре родной страны и своего народа осуществляется в процессе проведения тематических праздников и развлечений. Воспитание духовной личности возможно только совместными силами семьи, образовательного учреждения и государства. Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, вовлечения родителей в образовательную деятельность педагоги используют педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых на основе приемов поисково-исследовательской деятельности. Метод проектов, как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. В процессе самостоятельной деятельности дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Патриотизм в современных условиях это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, сохранение культурной самобытности народа.
Литература:
1. Ветохина А.Я. Нравственно-партиотическое воспитанеие детей дошкольного возраста /А. Я. Ветохина — СПб.: Детство-Пресс, 2015.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 1989.
3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.. – М.: АСТ, 1995.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/ утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/07/picture-1384074-1644243169.jpg)
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/19/picture-1046678-1676819896.jpg)
Педагогический всеобуч: Тема: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"
План:Понятие гражданско-патриотического воспитания и его эволюция.Историческая справка.Нормативно-правовые основы реализации гражданско-патриотического воспитания в РФ....
Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"
Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-443555-1415020055.jpg)
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО»
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель дол...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/09/picture-1019026-1678380699.jpg)
Презентация "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе; нормативно - правовая база патриотического воспитания"
Нормативно-правовая база патриотического воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-485186-1411386366.jpg)
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"...
Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"
Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"...