Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
консультация
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_istokam_golovko_l.b.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение
детский сад № 56 «Искорка»
Тема: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации программы «Социокультурные истоки»
Подготовила:
Головко Л.Б., воспитатель,
г. Сургут, 2023 г.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в контексте реализации программы «Социокультурные истоки».
Мне хотелось бы рассказать притчу: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был - готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках».
Уважаемые коллеги, а как вы думаете, притча связана с современностью и изменениями, которые происходят в дошкольном образовании? (высказывания).
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому так важно нам педагогам помочь родителям воспитанников привить детям духовно-нравственные и патриотические ценности. В этом нам поможет программа «Социокультурные истоки».
Программа «Социокультурные истоки» реализуется в младших, средних, старших и подготовительных группах через совместную со взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется в течении дня не менее одного раза в неделю в игровой форме. Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной деятельности детей.
Дети 4-5 лет (средняя группа) осваивают социокультурные категории «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Тема семьи проходит красной нитью в течение всего второго года обучения. В четыре-пять лет у детей начинает выстраиваться целостный образ Семьи. Через освоение первой книги для развития детей 4-5 лет и участие в занятиях «Дружная семья» и «Домашнее тепло» дети узнают об устройстве традиционной семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Благодаря этому они выходят на понимание вечных семейных ценностей.
Осваивая категорию «Родные просторы» (через чтение книги «В добрый путь» и участие в активных занятиях «Дороги добра» и «Сказочный лес»), дошкольники подводятся к пониманию ценностей родного дома и родной природы. Родной дом для ребенка — начало всех добрых дорог, а родная природа — живая, ребенок чувствует себя ее частью.
На занятии «Любимая сказка» дети рассказывают, чему научили их русские народные сказки. «Теремок» учит нас дружно трудиться, сказка «Репка» — помогать друг другу, а «Гуси-лебеди» — слушаться папу и маму», — говорят наши дети.
В процессе работы над темой «Благодарное слово» дети приобретают возможность произносить слова благодарности родным и близким, желая от души выразить имеющиеся у них добрые чувства.
Дети 5-6 лет (старшая группа). Основными воспитательными целями программы для 5-6-летних детей является первоначальное прочувствованное восприятие ими ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость); развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки.
Для детей старшей группы подготовлены книги для развития «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
Через освоение первой книги для развития «Верность родной земле» детям раскрываются истоки героических подвигов воинов-богатырей. Чтение и размышление над былинами, активные занятия «Верность родной земле» и «Защитники Отечества» выводят детей на понимание того, что «Где вера — там и сила, а где неверие — там и немощь». Вера рассматривается как важнейшая ценность отечественной духовной культуры. После двухмесячного проживания детьми темы былинных богатырей у наших мальчиков активизируются сюжетно-ролевые и конструктивно строительные игры, отражающие героические подвиги богатырей. И вдруг от мальчиков мы снова слышим такое забытое: «Когда вырасту, я тоже буду защитником. Буду в Армии служить».
Дети 6-7 лет (подготовительная группа).
6-7-летние дети знакомятся с истоками отечественных традиций (традиции слова, традиции образа, традиции дела, традиции праздника).
Для детей 6-7 лет подготовлены книги для развития: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
Через книги «Сказочное слово» и «Напутственное слово» происходит дальнейшее присоединение детей к исторической памяти, к ценности сказочного слова и слова напутствия, родительского благословения. Через чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-сокола», сказки великого русского поэта А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» дети выходят на понимание ценности и силы родительского благословения, которое и «в огне не горит, и в воде не тонет». Осваивая книгу «Напутственное слово», дети выходят на осознание жизненного пути, выбирают слова напутствия:
- В добрый путь!
- Хорошей дороги!
- Ангела-хранителя!
- Счастливого пути!
На постижение образа Преподобного Сергия Радонежского, молитвенника за землю Русскую, чудотворца выводит книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ». Читая вместе с родителями книгу «Светлый образ», участвуя в активном занятии «Светлый образ», дети на доступном уровне постигают духовно-нравственные ценности.
С традициями дела и истоками мастерства детей знакомит книга для развития «Мастера и рукодельницы».
Книга раскрывает для детей социокультурную традицию выбора жизненного пути. Это очень важно на этапе 6-7 лет, поскольку в данный период у детей зарождается интерес к будущей взрослой жизни и выбору профессии.
Книга «Семейные традиции» содержит лучшие образцы поэтического слова Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского, К.М. Фофанова, сказ П.П. Бажова «Живинка в деле», сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В книге для развития также предлагаются вопросы для размышления, творческие задания и активные занятия «Семейные традиции» и «Книга — праздник души». Размышление над текстами и выполнение практических заданий подводят детей к пониманию ценности и важности сохранения семейных традиций (почитания родителей, послушания, милосердия, гостеприимства и радушия, праздника).
Итогом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования является праздник «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!». Таким образом, прокладывается «мостик» к изучению Азбуки Истоков в 1 классе начальной школы, создаются условия для присоединения дошкольного образования к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Представляю Вашему вниманию презентацию к докладу из опыта работы на тему: "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое во...
Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...
Проект по духовно-нравственному и гражданско –патриотическом воспитанию в рамках программы «Социокультурные истоки» «Истоки Великой Победы» подготовительная группа
Этот проект расчитан на 2 месяца по времени. Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, в настоящее время актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпе...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.
laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...
Выступление на методическом часе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
Выступление на методическом часе...