Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: "Удивительный мир магнита"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Самысловских Юлия Сергеевна

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительный мир магнита»

 

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита через экспериментальную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_magnita.docx442.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительный мир магнита»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита через экспериментальную деятельность. 

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, немагнетические, магнитное поле.

Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Методы:         

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – показ картинок, приемов работы;

Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа.

Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Материал: магниты, крупа (рис), пластмассовые тарелки, камни, деревянный шпатель, скрепки, болтики, стакан с водой,  скрепки, болты, лоскуток ткани, картон, пластмассовые пластинки, резиновые шарики.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; лоскуток ткани, магниты разного вида,  тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», стаканы с водой, тарелка с манной крупой, скрепки.

Ход ООД:

Организационный момент:

Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята.

Воспитатель: Сегодня я принесла вот такую красивую коробочку, а в ней – перчатка (показывает детям). Это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я покажу, что она умеет делать (подносит руку в перчатке к подносу со скрепками). Вот так чудо! Перчатка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло? Может кто-нибудь из вас может разгадать?

Дети: перчатка липкая, она магнитная…

Воспитатель: в моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает перчатку и показывает магнит) Какой магнит на ощупь?

Дети: Гладкий, холодный.

Воспитатель: На вес какой?

Дети: Тяжелый.

Воспитатель: цвет

Дети: Черный.

Вывод: магнит тяжелый материал, гладкий, темно-серого цвета.

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным миром магнитов и его свойствами. А для того, чтобы познакомится с магнитом нам нужно отправится в лабораторию. Ребята, что проводят в лаборатории.

Дети: опыты и эксперименты.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. Хотите? Чтобы попасть в лабораторию  нужно всем вместе крепко взяться за руки, улыбнуться друг другу и произнести волшебные слова:

Сила знаний проявись, Дверь в науку отварись!

Воспитатель: Приглашаю вас сесть за столы.

Для начала мы с вами повторим правила работы в лаборатории:

Всё за собой ты прибери,

Будь аккуратным и не сори.

Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

  1. Внимательно слушайте инструкцию.
  2. Четко выполнять указания.
  3. Аккуратно работать с материалом и оборудованием.
  4. Будьте осторожны с острыми предметами. Не играйте с ними.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда появился магнит?

Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит.

Воспитатель:  Я хочу рассказать вам одну интересную легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой  – притягивать к себе некоторые предметы.

Неподалеку от горы был город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…

Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто. Но как, ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

-Ребята, как вы думаете, какой способ  нашел Магнитолик?  

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит”.

- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

  Важное дело – эксперимент!
 В нем интересен нам каждый момент.

  Проведение экспериментов.

     Опыт №1  «Всё ли притягивает магнит?»

     Возьмем предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Будем подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

- Разбейтесь по парам, подойдите к столу, выберите любой предмет и проверьте, притягивает его магнит или нет.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм, магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как достать скрепку из стакана не намочив руки. Сейчас мы попробуем это сделать.

Опыт № 2 «Магнит преграды не боится».  

В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизилась к поверхности воды, медленно двигаем магнит по стене вверх.

Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Может магнит притягивать через стенки стаканчика?

Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, картон?

Опыт № 3  «Волшебные машинки»

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон.

-Давайте проверим?

На листе картона у вас нарисованы дорожки, На скрепку мы оденем машинку. Магнитом надо так водить снизу листа картона, чтобы машинка двигалась по дорожке.

Вывод: Магнит может действовать через картон.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бываю перерывы. Неплохо бы немножко отдохнуть бы нам.

Физминутка «Как живешь?»

– Как живешь? – Вот так!

– Как идешь? – Вот так!

– Как бежишь? – Вот так!

– Ночью спишь? – Вот так!

– Как берешь? – Вот так!

– А даешь? – Вот так!

– Как шалишь? – Вот так!

– Как грозишь? – Вот так!

Воспитатель: Продолжаем наши исследования.

Опыт № 4  «Кладоискатели»

Воспитатель: У вас на столе стоят тарелки с крупой, я предлагаю вам стать кладоискателем. С помощью чего мы можем отыскать клад? Что было спрятано в крупе?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - крупу.

Опыт №5 «Магнит превращает металл в себя»

Воспитатель: Попробуем к магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из висящих друг на друге скрепок. У меня их получилось. Если магнит убрать, то все скрепки рассыпаются. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом. Магнит – это волшебный камень, он скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

Вывод: Скрепки находились с магнитом намагнитились и стали магнитами. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Воспитатель: Что же мы сегодня узнали о магните? Давайте вместе вспомним, а помогут нам в этом рисунки - схемы.

Работа со схемами.

резина

     -

стекло

     -

металл

    +

пластмасса

     -

дерево

      -

Итог: А вот вашим домашним заданием будет узнать где еще используется магнит и какую пользу приносит?

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.

  1. Магниты воздействуют на предметы из железа.
  2. У магнита есть магнитное поле.
  3. Магнит может действовать через предметы.
  4. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

     Воспитатель: Дорогие лаборанты-исследователи, я благодарю вас за проделанную работу и если сегодня наша научная работа вам понравилась, то возьмите смайлик с улыбкой и прикрепите его к доске, если было сложно вам работать, то возьмите синий смайлик.

     

     

     

     

   

   

     

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» «Волшебная сила магнита»

Расширить знания детей о свойствах магнита путем проведения опытно - экспериментальной деятельности...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цел...


 

Комментарии

Захарова Татьяна Васильевна

Спасибо за материал