Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и, если, он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста, проживающие в районах Крайнего севера, в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_na_okne.docx | 804.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад Солнышко»
Познавательно-исследовательский проект
в средней группе детского сада
«Огород на подоконнике»
Воспитатель Киселёва Г.Н.
Яр-Сале,
2022г.
Введение
«Общение с природой, забота о ней, необходимы для воспитания
добрых чувств обязательных для каждого человека».
В. А. Сухомлинский
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями. В детском саду это может быть «огород на подоконнике». Огород в детском саду – это не только возможность видеть детям результаты своей работы, но и одно из условий необходимых для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.
Тип проекта
• Исследовательский, творческий
• Групповой, с привлечением родителей
• Краткосрочный
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта
(01.03.2022 – 30.05.2022 г.)
Актуальность проекта
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и, если, он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста, проживающие в районах Крайнего севера, в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
•Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Этапы проекта
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Предполагаемый результат проекта
• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
• Дети научаться вести наблюдения.
Дети научатся быть более уважительными к труду.
• Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Формы реализации проекта
1.Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
2.Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
• определение темы;
• выявить цели и определить задачи;
• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей; семена для посадки);
• беседы с детьми: «Что такое огород и что там растёт», «Что такое «Огород на подоконнике»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
• подготовка семян.
2. Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, редис );
•посадка: лук - коллективно; (помидор, морковь, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, редис - индивидуально;
•исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор хороших семян от плохих;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на подоконнике;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- рассада всходов;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи;
- пальчиковые игры;
- подвижные игры;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Дать описание предмету» и др.
Работа с родителями
•беседы с родителями: «О полезных свойствах свежих овощей»;
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
• подборка литературы про овощи с участием родителей;
помощь родителей в оформлении огорода на подоконнике.
Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов;
- презентация проекта «Огород на подоконнике».
Работа с родителями
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
Работа с детьми
- Опытно-экспериментальная деятельность:
- Наблюдение за ростом лука в земле и воде.
- Наблюдение «что вырастет из зёрнышка?»
- Строение растений
- Рост и развитие растений.
- Условия необходимые для жизни растений:
- «Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»
- «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
- Солнце и растения
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
- Человек и растения
Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
- Практическая деятельность:
- Посадка овощных культур.
- Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
- Чтение художественной литературы
- Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»
- Чтение и заучивание стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
- Заучивание: А. Прокофьева «Огород»
- Загадки про овощи и фрукты
- Дидактические игры
- «Что растет на огороде»
Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека.
2. ««Собери из частей целое»
Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.
3. «Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.
4. «Что сначала, что потом».
Цель: Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Формировать умение строить предложения при помощи слов «Сначала, потом, в конце».
5. «Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
- «Найди по описанию»
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
- «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку
- Подвижные игры
- «Огуречик»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
- «Овощи — фрукты»
Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
- «Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
- «Огород у нас в порядке»
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
- «Зайка и капуста»
Цель: развивать внимание, учить сочетать движения в соответствии с текстом, бегать не наталкиваясь друг на друга.
- Сюжетно-ролевые игры
- «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
- «Приготовим щи для кукол»
Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.
- «Варит бабушка компот»
Цель: Закрепить знания детей о понятии «компот», знания о фруктах.
- Беседы
- «Овощи, фрукты, полезные продукты»
Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.
- «Лук – здоровью друг»
Цель: обобщить знания детей о луке и его полезных свойствах для жизни и здоровья человека.
- НОД по плану проекта
- Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»
Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.
2. Аппликация «Лучок на подоконнике»
Цель: учить создавать композицию, гармонично размещать детали аппликации.
закреплять умение сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания.
3. Рисование с использованием нетрадиционного рисования (оттиск печатками половинок овощей и фруктов) «Тарелочка с овощами»
Цель: Познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования с использованием оттиска, печатка половинок овощей и фруктов.
- Изготовление фотоальбома «Огород на подоконнике»
Ожидаемые результаты:
По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Дети вели наблюдения за растениями на окне.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.
6. Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Выводы:
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Приложения
Стихотворение С. Михалкова «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше,вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели,кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
Загадки
Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка) | Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) |
В земле сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук) | Запеканки, драники, Оладьи и пюре, Зразы и вареники, Печёнки в кожуре, И отличную окрошку Можно сделать из… (Картошки) |
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. (Морковь) | Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры) |
Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»
Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.
Используется метод беседы.
Материал.
Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,
природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.
-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?
-Какие не любишь, почему?
-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?
-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?
-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.
-Какой водой и как нужно поливать овощи?
-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку?
-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко.
Ход игры
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схему.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
Пальчиковые игры
П/и «Огуречик… огуречик…»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах
.Воспитатель говорит:
«Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».
После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать
наиболее активным детям.
П/и «Овощи»
У Лариски — (По очереди разгибают пальчики из
Две редиски. кулачка, начиная с большого, на одной
У Алешки — или обеих руках.)
Две картошки.
У Сережки-сорванца —
Два зеленых огурца.
А у Вовки —
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
ФОТОАЛЬБОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...
Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....