Аттестационная работа
методическая разработка

Алиева Зияфет Айдемировна

Каким образом воспитатель может организовать взаимодействие с родителями в процессе подготовки детей к школьному обучению? Разработайте цикл мероприятий с участием родителей на учебный год в группе старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadaniya.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 2.8

Каким образом воспитатель может организовать взаимодействие с родителями в процессе подготовки детей к школьному обучению? Разработайте цикл мероприятий с участием родителей на учебный год в группе старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет).

Цикл мероприятий с участием родителей на учебный год в группе старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет).

Выполнила:

Алиева Зияфет Айдемировна,

воспитатель группы дошкольного

образования МКОУ «Каменная СОШ»

Пояснительная записка

Работа по подготовке ребенка дошкольного возраста к школе включает в себя несколько важных компонентов и направлений работы, что требует от педагога высокой квалификации, так же требует от него постоянного самосовершенствования.

Приблизительно за год до поступления ребенка в школу многие родители будущих первоклассников начинают испытывать значительное беспокойство, и даже страх перед проблемой готовности к школьному обучению. Ведь уже в шесть лет их ребенку нужно выдержать ответственный экзамен на «готовность». А поскольку самим родителям некогда, да и не понятно, как учить своего ребенка, остается надежда только на профессионалов, т.е. на детский сад.

Кроме того, многие родители имеют не совсем точное представление о значении такого термина, как готовность к школе. Действительно, во времена их детства — это понятие не вошло в повседневный обиход. Школа была чем-то сугубо возрастным и обязательным. Исполнилось ребенку семь лет, изволь отправляться в школу. А уж как ты там будешь учиться, знал лишь один учитель, к которому ребенок попадал.

Важно знать, что готовиться к школе необходимо заранее. Это не просто. Ведь отношение к предстоящему обучению как важному делу не складывается само собой. Многое зависит не только от воспитателей детского сада, но и от родителей. Если в семье было заложено правильное отношение к учебе, то дети уже хорошо знают, зачем надо учиться. Итак, учить ребенка надо, но это не должно превращаться в натаскивание, самоцель. Главное - помочь ребенку, чтобы он познал свои возможности сам.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями старших дошкольников в процессе их подготовки к школе является актуальной психолого-педагогической проблемой. В научной литературе обозначены цели, определены принципы организации образовательного и воспитательного процесса с учетом комплекса психофизиологических, социальных и семейных факторов.

В качестве наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе можно выделить: родительские собрания, лекции, обмен опытом семейного воспитания, дискуссионные клубы, «круглые столы», консультации и т.д. Анализ педагогического опыта деятельности ДОУ показывает, что в рамках традиционных родительских собраний не вся необходимая информация и опыт могут представлены в полном объеме. Поэтому целесообразно использование новых, эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями: групповые занятия, игровые тренинги, проблемные ситуации, которые подразумевают не только теоретическое ознакомление с той или иной проблемой, но и варианты практических выходов из сложных ситуаций. Особо значимыми формами является участие родителей в организации образовательного процесса ДОУ, а также совместные занятия с детьми и их родителями.

Таким образом, целью настоящей работы является разработка цикла мероприятия, направленных на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе в рамках взаимодействия родителей и ДОО.

Основная часть

Целью методической разработки является повышение эффективности взаимодействия детского сада и родителей старших дошкольников при подготовке детей к школе через создание системы специальных условий.

К таким условиям относятся:

- психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам подготовки их детей к школе;

- проведение совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами ДОУ;

- включение родителей будущих первоклассников в процесс управления образовательной работой ДОУ.

Создание этих условий происходит во всех видах работы

Взаимодействие детского сада с родителями в процессе подготовки старших дошкольников к школе обусловлено следующими факторами:

1.        Личность дошкольника в значительной степени формируется под влиянием семьи, окружающих взрослых людей, близкого детского сообщества, а также воспитателя и педагога ДОУ. Необходимо, чтобы требования, исходящие от данных сфер влияния, были едиными и не противоречили друг другу.

2.        Роль семьи остается приоритетной в воспитании дошкольника, ее невозможно заменить никакими другими педагогическими воздействиями. Поэтому поддержка и укрепление связей с семьей, согласование воспитательных действия педагогов и родителей – залог успеха при подготовке детей к школе.

3.        Противоречия и расхождения в требованиях и подходах ДОУ и родителей к образованию и воспитанию дошкольников должны устраняться и урегулироваться открыто, на паритетных началах и всегда в интересах ребенка. Для этого целесообразно привлекать помощь специалистов ДОУ.

4.        Практическая реализация внедрения различных форм взаимодействия ДОУ с родителями требует использования единых подходов на занятиях, соблюдения преемственности и последовательности в формировании личности ребенка, опираясь на приобретенные ранее и постоянно усложняющиеся положительные качества и нормы поведения. Педагогам и воспитателям необходимо следить за соблюдением этого требования.

Я предлагаю создать так называемую «Школу для родителей будущего первоклассника», с опорой на нормативные акты в сфере образования и ориентированную на установление прочного сотрудничества ДОУ и родителей дошкольников в процессе подготовки детей к школе.

Направления работы «Школы для родителей будущего первоклассника»:

-        оказание психолого-педагогической помощи родителям детей старшего дошкольного возраста;

-        обмен положительным опытом семейного воспитания;

-        повышение уровня педагогических знаний родителей старших дошкольников;

-        включение родителей в организационно - управленческую деятельность ДОУ.

Основными формами работы являются круглые столы, практикумы, решение педагогических ситуаций, занятия, консультации, видео просмотры по организации жизни детей в ДОУ, педагогические Советы, на которых происходит:

-        консультативная помощь для родителей по проблемам воспитания, развития и подготовке ребенка к школе;

-        практическая помощь в организации занятий родителей с детьми дома;

-        организация обмена опытом семейного воспитания детей.

При применении всех форм работы происходит координация усилий ДОУ и родителей в процессе подготовки детей к школе.

В качестве ведущего условия повышения эффективности взаимодействия детского сада и родителей является включение последних в целостный педагогический процесс, направленный на подготовку старших дошкольников к школе. «Включение» понимается как активное участие родителей в работе ДОУ – совместные мероприятия с детьми, педагогические Советы и пр.).

В качестве критериев эффективности включения родителей в образовательную деятельность ДОУ выступают:

-        повышение уровня педагогической культуры родителей;

-        регулярность посещения родителями мероприятий, проводимых в ДОУ;

-        овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

-        активность участия родителей в планировании и управлении образовательным процессом ДОУ.

План работы «Школы для родителей будущего первоклассника» представлен в таблице.

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Тема «Психологическая готовность детей к школе»

1. Что такое психологическая школьная готовность

2. «Значимость типов готовности для родителей»

3. «Хорошо - плохо»

4. Занятие «Только вместе»

Тема «Межличностные отношения в группе детского сада»

1. Роль межличностного общения

2. Знакомство с итогами диагностики

3. Взаимоотношения детей в повседневной деятельности

(положительные моменты, проблемы)

4. Педагогические ситуации

5. Занятие «Формирование самооценки: язык принятия – язык непринятия»

Ноябрь

Тема «Физическая готовность»

1. Здоровье - важнейший фактор будущего первоклассника

2. Работа по оздоровлению и закаливанию детей в детском саду

3. Физическая подготовленность детей (на начало учебного года)

4. Занятие «Здоровый мир»

5. Психотренинг «Родители – начните с себя!»

6. Что дает для физического развития детей хореография

Тема «Интеллектуальная готовность»

1. Содержание интеллектуальной готовности

2.Интеллектуальный КВН

3. Состояние психических процессов у детей

4. «Ребенок родитель»

5. Игры и упражнения на развитие интеллекта

6. Занятие «Мы рядом»

Декабрь

Тема «Эмоционально-волевая готовность»

1. Домашняя подготовка к школе в играх

2. Психотренинг «Методы семейного воспитания»

3. Волевые проявления у детей

4. Рисунки детей - проявления внутреннего мира

5. Экран настроений

Тема «Развитие моторики»

1. Занятие по моторике

2. Подготовка руки ребенка к письму

3. Определение ведущей руки

Январь

Тема «Мотивационная готовность»

1. Формирование у дошкольников положительной мотивации к школьному обучению

2. Итоги диагностики: сравнительный анализ с началом учебного года

3. Образ учителя в моем представлении и в представлении моего ребенка

4. Работа по развитию мотивации в группе

5. Выявление родительских установок на самочувствие детей

6. Занятие «Мотивационная готовность»

Февраль

Тема «Речевое развитие детей»

1. Речевая готовность детей при поступлении в школу.

2. Занятие по обучению грамоте

3. Речевые игры и упражнения по развитию речи

4. Рекомендации педагогов

5. Интеллектуальный марафон между детьми и родителями

6. КВН «Всем обо всем»

Март

Тема «В преддверии школы»

1. Первые шаги по дороге в школу

2. Итоги школьной готовности

3. Условия успешной адаптации детей к школе

4. Игровое занятие «Портфель»

5. Занятие «Первый раз в первый класс» (совместное занятие родителей и детей)

6. Итоговые занятия

7. Педагогический Совет

Образовательные занятия с родителями должны обязательно быть тематически связаны с предшествующими занятиями с детьми, что обеспечит единство целей и задач ДОУ и родителей при подготовке детей к школе. Все занятия строятся по единой структуре:

1)        «Приветствие»,

2)        «Разминка»,

3)        «Основная часть»,

4)        «Обратная связь»,

5)        «Ритуал прощания».

Целью «Приветствия» и «Разминки» является сплочение группы родителей и их настрой на дальнейшую работу. В «Основной части» педагог ведет группу к достижению цели, определяемой темой занятия. В частях «Обратная связь» и «Ритуал прощания» участники группы делятся своими впечатлениями, планируют следующие встречи.

Ожидаемые результаты от занятий с родителями заключаются:

-        в отработке новых способов и приемов поведения;

-        преодолении родителями неадекватных личных установок и особенностей поведения;

-        отработке новых приемов и способов взаимодействия с ребенком;

-        расширении сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Важнейшим условием повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи является развитие рефлексивных умений у родителей, относительно собственных воспитательных и образовательных приемов при подготовке детей к школе. Для этого предлагаю использовать такие методы как:

-        обсуждение разных точек зрения на вопрос (дискуссия);

-        решение проблемных задач семейного воспитания (выработка стратегий);

-        ролевое проигрывание семейных ситуаций;

-        тренинговые игровые упражнения и задания;

-        индивидуальный анализ родителями поведения ребенка;

-        игровое взаимодействие родителей и детей.

Остановимся на них более подробно. Так, обсуждение разных точек зрения на вопрос позволит настраивать родителей на размышление об организации и осуществлении ими работы по подготовке детей к школе. Например, задается вопрос: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог успешности ребенка в обучении - в большом объеме знаний и умений, в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?» У большинства родителей часто встречается ответ, что объем знаний и умений главный элемент успеха в обучении. Дискуссия по отстаиванию своих убеждений, выслушивание иных точек зрения, позволяет выработать общее мнение, что главным фактором является уровень комплексного психофизического развития ребенка.

При решении проблемных задач семейного воспитания проводится поиск наиболее подходящих форм поведения, упражнение в логичности и доказательности рассуждений, развитие чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются различные проблемные ситуации, связанные с подготовкой ребенка к школе.

Например: Ваш ребенок шалит, бегает, и не желает решать занимательные задачи, которые были заданы. Вы рассердились и наказали ребенка, строго его отчитали и забрали игрушки.

Вопросы к ситуации: Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Варианты ответов родителей.

Анализ ситуации педагогом: После решения данной проблемной ситуации, воспитатель разъясняет минусы и паюсы такого подхода, основываясь на психолого-педагогических исследованиях о наказаниях и поощрениях в обучении.

Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней. Пример еще одной проблемной ситуации: «Ребенок предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает незаконченный рисунок и также небрежно. И мама опять хвалит малыша.

Анализ ситуации педагогом: Установка мамы: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…» - категорически неправильная. Только заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.

Тренинговые игровые упражнения и задания: родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными: например, (вместо «Почему ты опять не хочешь решать задачи?» - «Я не сомневаюсь, что эти задачки очень легкие для тебя, ты можешь быстро их решать!»). Или родители определяют, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь, надо заниматься!», «Что бы ты без меня делал (а)?», и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинал фразу: «Хорошо учиться в школе - это значит…» или «Для меня диалог с ребенком - это…». Родители в таком тренинге должны закончить предложение.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности очень любимо детьми (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.). Оно способствует приобретению опыта партнерских отношений, решения проблемных ситуаций. Следует отметить, что родители, вовлекаемый в игровое взаимодействие с детьми, начинают заново открывать для себя радость общения с ребенком.

Когда родители становятся полноправными участниками праздников, развлечений, досуговых мероприятий и занятий, проводимых в детском саду, они сами активно участвуют в образовании своих детей, видят их неудачи и достижения.

Кроме того, занятия с родителями обогащают их педагогический опыт как самих родителей, так и воспитателей, позволяют сформировать основные представления о критериях готовности ребенка к школе с точки зрения психолого-педагогических норм и требованиям.

Под «готовностью ребенка к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а определенная система знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение.

Особое место процессе подготовки детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач. Все специальные занятия со старшими дошкольниками следует проводить в игровой форме.

Занятия по обучению грамоте и развитию речи – это своеобразные «путешествия» в Страну Слов, где живут звуки и буквы. Через взаимоотношения «жителей» происходит объяснение соединения букв в слоги, выделение звуков в словах, расставление ударения и т.д. В результате регулярных «путешествий» у всех дошкольников улучшаются навыки чтения, приобретают элементарные умения звуко - буквенного и слогового анализа слова и читают маленькие рассказы. Кроме того, происходит обогащение словарного запаса детей и развитие способности логично и связно выражать свои мысли в речи. Все эти способности, навыки и умения являются необходимыми показателями готовности детей к школе.

Занятия по математике, проводимые в игровой форме, позволят детям овладеть количественным и порядковым счетом; познакомиться с цифрами и основными арифметическими действиями (сложения, вычитания) и знаками «плюс» и «минус»; приобрести знания о составе чисел первого десятка и навыки беглого счета в пределах десяти; научиться решать простые арифметические задачи. На занятиях по конструированию дети получают представления об основных геометрических фигурах.

Подготовка старших дошкольников к школе подразумевает подготовку к письму, в связи с чем, рекомендуем использовать разнообразные упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений рук. К таким упражнениям относятся:

-        штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;

-        обведение фигур по трафарету или шаблону;

-        выщипывание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций;

-        обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание;

-        написание по пунктиру элементов письменных букв.

Хорошим тренингом для развития мелкой и общей моторики является рисование, в процессе которого происходит еще и развитие способности к внимательному наблюдению, осознанию и передаче своих впечатлений, переживание эстетических эмоций.

В конце каждой недели рекомендую предлагать родителям небольшие советы-памятки для занятий с детьми дома, в выходные дни. Например:

•        доброжелательно, но твердо настаивайте на доведении ребенком каждого дела до конца (как при выполнении задания, рисовании, так и при уборке своих игрушек);

•        загадывайте ребенку загадки и составляйте их самостоятельно, проводите простые опыты, объясняя происходящие процессы, так как это развивает мышление ребенка, его познавательные интересы, логику, наблюдательность;

•        создавайте проблемные ситуации для ребенка, задавайте ему вопросы, избегайте давать готовые ответы, побуждайте к самостоятельному поиску, рассуждениям;

•        обязательно беседуйте с ребенком о прочитанном, чтобы выяснить, как он понял содержание, связь и последовательность событий, оценил поступки героев, объяснил свои предпочтения.

Подобная домашняя работа поддерживает преемственность с подготовкой детей к школе, осуществляемой в детском саду, обеспечивает высокий уровень готовности старших дошкольников к школьному обучению.

Таким образом, мы предлагаем проводить со старшими дошкольниками специальные занятия по подготовке к школе, после каждого из которых должно следовать тематическое занятие с родителями, а в конце недели родители оснащаются памятками и советами по занятиям с детьми дома.

Повышение уровня знаний родителей, изменение их установки на эффективное взаимодействие с ДОУ должно положительно повлиять на готовность детей к школьному обучению.

Список источников

  1. Абашина, В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом / В.В. Абашина, С.Г. Шайбакова // Детский сад от А до Я. - 2012. - №5. - С.139-141.
  2. Александрова, Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами / Т.И. Александрова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - №4. - С.29-32.
  3. Андреева, Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе / Н.А. Андреева // Детский сад от А до Я. - 2012. - №5. - С.139-142.
  4. Аншукова, Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой / Е.Ю. Аншукова // Начальная школа. - 2013. - №10.
  5. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С. 52–58.
  6. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2006. - 425 с.
  7. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада/ В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др. / Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 2007. - 362 с.
  8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2009. - 541 с.
  9. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2008. - 342 с.
  10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 5-е изд.; перераб. и дополн. / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
  11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  12. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. – №1. – С. 41–49.
  13. Данилова, Л. Энциклопедия развивающихся игр / Л. Данилова. - М.: Просвещение, 2006. - 357 с.
  14. Детский сад - семья: пути взаимодействия 
  15. // http://festival.1september.ru/articles/586817/

 __________________________                                          ____________________________

                         подпись                                                                                                  расшифровка подписи

                 

   «_____»_____________________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Аттестационная работа "Современные исследования игры дошкольника. Игра дошкольника."

Реферат на тему: ""Современные исследования игры дошкольника. Игра дошкольника.""...

Аттестационная работа "Использование малых фольклорных форм на занятиях со старшими дошкольниками"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Аттестационная работа на тему: «Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи в 1 младшей группе»

Методическая разработка для аттестции согласно требуемой структуре на тему «Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи в 1 младшей группе»...

Аттестационная работа на тему: «Организация игровой деятельности в группах раннего возраста» .

В данной работе рассмотрела ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА,а также описала ЛИЧНЫЙ ОПЫТ В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ....

Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»

В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....