Сценарий "Дня славянской письменности и культуры"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Кожара Юлия Сергеевна

Вниманию коллег предлагается конспект ООД для детей, посвященной Дню славянской письменности и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dnya_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Дня славянской письменности и культуры.

Цель: дать детям представление о возникновении славянской письменности и азбуке.

       Задачи:

- формировать  интерес  к русской  культуре.

- формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и          

   кириллицы.

      - способствовать развитию мелкой моторики и познавательной активности.

       - развивать мышление, память.

      Оборудование: русская народная музыка, атрибуты для украшения кабинета,  «машина   времени» слайды с изображением наскальных рисунков, слайды с изображением Кирилла и Мефодия, слайды с изображением сказочных героев, загадки о сказочных героях, дощечки, краска для рисования иероглифов, славянская  азбука для демонстрации детям, перья и листы с изображение букв славянской азбуки, буквы для вырезания и ножницы на каждого ребёнка,

Предварительная работа: чтение, обсуждение и заучивание пословиц о книге.

Дети под русскую народную музыку в ходят в украшенный  в русско-народном стиле    

кабинет, садятся на стулья.

Ребят встречает логопед.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в    

путешествие во времени.  Как вы думаете, на чем можно путешествовать во времени?

Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

    - Как называется наша страна, где мы с вами живем? 

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, Люди живущие на Руси назывались  

славянами.  Славяне - славный народ.

Ежегодно 24 мая отмечается  день славянской  письменности  и славянской культуры.

      Праздник посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и    

      Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были  монахами.

 Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских  

народов: «кириллицу» и «глаголицу».

Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, что бы узнать,

как развивалась письменность.

Дети садятся в «машину времени» и отправляются в путешествие.

1 станция. «Первобытная». 

На интерактивной доске изображение наскальных рисунков иероглифов.

Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.

Так в древности, люди обменивались информацией. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на  расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Давайте попробуем тоже отправить друг-другу послания.

 Например, пригласить товарища на охоту.

Логопед раздаёт детям деревянные дощечки и краски. Дети выполняют рисунки.

После выполнения логопед вместе с детьми рассматривает получившиеся рисунки.

Так наши далёкие предки общались ещё какое то время.  Ну а нам с вами пора отправляться  дальше.

Дети садятся в «машину времени» и отправляются дальше в путешествие.

2 станция. «Историческая».

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Логопед демонстрирует слайды с изображением монахов Кирилла и Мефодия.

Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать  азбуку не покидала младшего брата. Он много работал, ему помогал старший брат Мефодий. И вот азбука была готова.  Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Логопед показывает кириллицу — славянскую азбуку.

Первая буква азбуки называлась «аз»-  я, человек.

Вторая «боги»-  множество богов в древней славянской культуре.

Третья «веди»- ведать, а значит знать

Четвёртая «глаголь» от слова глаголить, говорить.

Буквы писались пером. Давайте и мы с вами попробуем обвести буквы тонкими пёрышками.

      Логопед раздаёт детям перья  и бумагу.

     Обращая внимание на то, какие необычные и красивые были буквы. Некоторые похожи на

      современные, а некоторые нет. Обсуждает это с детьми.

Давайте из букв,  которые вы обвели, сделаем выставку.

Логопед вместе с детьми прикрепляет к панно получившиеся буквы.

Легко ли вам было писать пером буквы? Как вы думаете, можно ли быстро и много написать таким способом?

В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали думать, как бы упростить этот процесс.

 В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.

Предлагаю вам  вырезать заглавные резные буквы.

Логопед раздаёт детям изображение букв и ножницы. Дети вырезают буквы.

Отправляемся на следующую станцию.

3 станция. «Музыкально - игровая».

    Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.

А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру?

Проводится музыкальная игра «Ручеек» .

А мы с вами отправляемся на следующую станцию.

4 станция «Сказочно – загадкино».

Ребята, я знаю что вы много знаете. Попробуйте отгадать загадки.

     Чёрные птички на каждой страничке
    Молчат, ожидают, кто их отгадает.
(Буквы)

     Не куст, а с листочками,
     Не рубашка, а сшита,
     Не человек, а рассказывает. (Книга)

     Эта книга не простая, 

     По ней буквы изучаю. (Букварь)

Мы много читаем  рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.

- Какие вы сказки знаете? А давайте проверим?

Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Исполнила три желания,

Но старику в наказание

За старухины три ошибки

Все обратно взяла (Золотая рыбка).

Бабка старая, бабка древняя,

Черный кот, костяная нога,

В русских сказках злодейка первая.

Дети, это же (Баба Яга).

При каждом ответе  на интерактивной доске появляется картинка с изображением сказочного героя.

Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали, как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей. Книга  наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.

Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о книге. 

Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о книге.

     Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.

  С книгами знаться — ума набраться.

      Будешь книги читать — будешь все знать.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть в «машину времени»  и отправиться обратно в детский сад.

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

      Чтоб научить нас читать.

      Ребята, вспомните, как люди передавали информацию до того, как появилась азбука? Кто  

      создал азбуку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-беседа ко Дню славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Я подобрала материал для презентации-беседы с детьми дошкольного возраста для того, чтобы они знали историю возникновения праздника....

Мультимедийная презентация-беседа ко Дню славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Я подобрала материал для презентации-беседы с детьми дошкольного возраста для того, чтобы они знали историю возникновения праздника....

Коментарии к слайдам мультимедийной презентации:"День славянской письменности и культуры." Беседа.

Данный материал является приложением к мультимедийной презентации: "День славянской письменности и культуры". Я предлагаю комментарии к слайдам презентации, в которых рассказана история появления "Дня...

Праздник славянской письменности и культуры.

Сценарий, посвящённый празднованию Дня славянской письменности и культуры....

День славянской письменности и культуры

Конспект досуга, посвященного празднованию дня славянской письменности и культуры...

"Праздник славянской письменности и культуры"

Праздник для детей подготовительной к школе группе. приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры....

Сценарий праздника славянской письменности и культуры

Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв....