"Праздник славянской письменности и культуры"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Праздник для детей подготовительной к школе группе. приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_pismennosti.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Праздник
славянской письменности и культуры"
подготовительная к школе группа
24 мая — день памяти святых Мефодия и Кирилла
Родные братья славяне, знатного происхождения. Они составили азбуку перевели с греческого на славянский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке: претерпели за это много гонений от римских католиков. Св. Кирилл скончался в 869 г. в Риме, а св. Мефодий в 885 г. в сане архиепископа Моравского.
Праздник славянской письменности и культуры
Для детей шести-семи лет
Звучит веселый колокольный звон (грамзапись). Дети подготовительных к школе групп с цветами и ветками спокойным шагом змейкой идут по залу, останавливаются лицом к гостям, помахивают ветками и цветами. (Построение врассыпную)
Воспитатели в старинных русских костюмах входят в зал. встают позади детей.
1-й воспитатель.
Пo широкой Руси пашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За груды свои прославляются.
2-й воспитатель.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии.
В Польше, Чехии и Словакии.
3-й воспитатель.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
4-й воспитатель.
Все народы, что пишут кириллицей.
Что зовутся издревле славянскими.
Славят подвиг первоучителей.
Христианских своих просветителей.
Дети выполняют упражнение с цветами и ветками на музыку
В. Моцарта (Дошкольное воспитание.— 1995.— №4.— С. 116).
Вновь звучит колокольный звон. Выходят дети старшей группы с ветками и цветами.
1-й воспитатель.
Русоволосые и сероглазые.
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне.
Скажи re, кто вы? Дети. Мы — славяне!
2-й воспитатель.
Своею статью все пригожие.
Все разные и все похожие.
Зоветесь ныне россияне.
Издревле кто вы?
Дети. Мы — славяне.
3-й воспитатель.
Мы чтим березы белоствольные.
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Любы. Ольги, Ани.
Надежды, Веры...
Дети. Мы - славяне.
Снова звучит колокольный звон. Дети ставят цветы в вазы перед картиной с изображением святых Кирилла и Мефодия и встают вместе с воспитателями широким полукругом у центральной стены зала. Девочки с ветками перестраиваются в четыре круга по четыре человека в каждом и опускаются на одно колено, спиной друг к другу.
Звучит мелодия песни «Россия — Родина моя" В. Мурадели. Девочки исполняют упражнение с ветками. Остальные дети поют, чуть-чуть покачиваясь в такт музыке. В конце упражнения девочки ставят ветки в вазы, все дети садятся на места
1-й воспитатель (с большим свитком в руках). Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки, расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы. раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Долго речь они русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.
Раскрывает свиток и показывает его всем детям. Звучит фрагмент хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».
1-й воспитатель. Как называется эта азбука, дети? Дети. Кириллица!
1-й воспитатель. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей) Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)
1-й воспитатель. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы). Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покои». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной азбуки.
Двое детей берут в руки листы с изображением букв кириллицы и прячутся за книгой. Звучит фрагмент хора «Славься» М Глинки. В
дальнейшем эта музыка сопровождает появление каждой буквы. Выбегает ребенок, держа перед собой лист с нарисованной буквой.
1-й ребенок.
Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают) Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня. (Дети отвечают)
2-й ребенок (выбегает из книги).
А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают) Верно. Меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с моей буквы! Назовите их! (Дети называют)
1-й и 2-й ребенок Дети, назовите нас по порядку!
Дети. Аз, буки.
Воспитатель. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз и буки, а потом и науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит еще одна буква (Выбегает ребенок из книги.) Представьтесь, пожалуйста.
3-й ребенок.
Здравствуете, Дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про все ведаю!
Воспитатель.
Ну тогда слушай мою загадку Тает снежок
Ожил лужок.
Лень прибывает.
Когда это бывает?
Ребенок Весной!
Воспитатель. Давайте послушаем песню «Вот и весна» в исполнении солистов нашего детского сада!
Выходят дети. Воспитатель дает им маракасы, на которых они играют, когда звучат вступление, проигрыши и заключение (приложение 2).
Воспитатель. Продолжим знакомство со славянской азбукой. (Выходит еще один ребенок)
4-й ребенок.
Здравствуйте, дети! Я букса «глаголь».
Воспитатель. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы
думаете, ребята? (Ответы детей бывают разные, например, они могут
назвать и «глаголики» любимое печенье, и «глагол» — часть речи )
Глаголить - значит «говорить». Но прежде, чем говорить, надо
хорошенько... подумать. В народе говорит: «Молвишь, не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая (глаголь), надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.
Гигант по морю синему
Не торопясь плывет,
Громадное животное
С названьем... кашалот!
Исполняется песня Р. Паулса «Кашалотик» (Дошкольное воспитание.— 1994 Ns 12 С. 107), в конце которой дети пляшут свободно, кто в парах, кто по одному, кроме тех детей, которые играют на
маракасах.
Воспитатель. (смотрите, к нам спешит еще одна буква.
5-й ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».
Воспитатель. Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта - это лучшая черта характера человека.
Ребенок.
Доктора не боитесь, дети,
Он добрее всех на свете. Далее толстый бегемот
Смело к доктору идет.
Исполняется песня «Как лечили бегемота» (муз. М. Матвеева, ел. Е. Ружанцева.).
Четверо детей:
бегемот - мальчик с перевязанной щекой, скрипач-кузнечик в
зеленом фраке и два доктора в белых шапочках — инсценируют песню. Остальные дети имитируют игру на скрипке и подпевают вторую часть припева.
Воспитатель. Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!
6-й ребенок
Здравствуйте, дети, я буква «люди»!
Люди, вы в ладу живите.
Ласку и любовь несите.
Лягушонок — да и тот
Без любви не подрастет!
Дети старшей группой исполняют песенку лягушат и инсценируют её (по выбору музыкального руководителя).
Дети старшей группы уходят из зала.
Воспитатель. Знакомьтесь, к вам идет новая буква.
7-й ребенок. Здравствуйте, дети, меня зовут «мыслете». Воспитатель. Какая мудрая буква к нам явилась!
1-й ребенок.
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки,
Мастера там на все руки
Шить, варить и рисовать.
Чисто петь и танцевать!
Воспитатель. Танцевать и мы любим и приглашаем всех ребят на танец «Сударушка» (Музыка и движение . Сост. С. Бекина и др.— А/. 1983). Воспитатель.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них —
Буква рычащая.
8-й ребенок Здравствуйте, дети, я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь».
Воспитатели и дети водят хоровод под русскую народную песню «На
горе - то калина», играют в народную игру по выбору детей (см. сборник игр «Раз. два, три. четыре, пять, мы идем с тобой играть»). Воспитатель.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата. Значит, будет жить она.
Девочки-солистки запевают русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько». Мальчики играют в проигрыше на ложках, трещотках.
Воспитатель. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарит нам славянскую азбуку. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.
Двое детей выносят плакат с изображением алфавита.
1-й ребенок
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову — речь готова.
И напевна, и стройна.
Музыкой звучит она.
2-й ребенок.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Вес дети встают врассыпную и исполняют песню «Алфавит» (муз. Р. Паулса, ел. И. Резника Дошкольное воспитание.— 1994.— № 3. С. 92).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник славянской письменности и культуры.
Сценарий, посвящённый празднованию Дня славянской письменности и культуры....
Сценарий праздника славянской письменности и культуры
Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв....
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
как появилась письменность. кто такие Кирилл и Мефодий...
Сценарий праздника в старшей группе "День славянской письменности и культуры"
Цель: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, ...
Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе.
Программные задачи: Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность;воспитывать люб...
Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе детского сада.
Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать любовь к родному...
Презентация к сценарию праздника славянской письменности и культуры
Презентация, которую нужно использовать при проведении праздника, посвященного дню славянской письменности и культуры...