Статья: "Хоровое пение, как эффективное средство развития здорового голосового аппарата и приобщения дошкольников к отечественным культурным традициям"
статья (подготовительная группа)
Технология развития вокально-хоровых навыков на музыкальных занятиях в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikitina_e.v._maou_ds_no80_pesenka_.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Хоровое пение, как эффективное средство развития здорового голосового аппарата и приобщения дошкольников к отечественным культурным традициям.
В последнее время все больше и больше стали говорить о всеобщем нездоровье нации, о демографической ситуации в России и о мерах по исправлению этого положения. Отмечают отсутствие понимания того, что проблема здоровья нации — это проблема воспитательно-педагогическая - проблема народного образования.
Главная причина этой ситуации имеет духовную природу и коренится в утрате традиционного уклада жизнеустройства, разрушения основ многовековой российской культуры и порождённой ими системы духовно-нравственных ценностей (И.А.Гундаров).
Хорошо известно, что пение – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на песне, всегда благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Русские люди всегда и везде пели. Сегодня мы уже так не поём и наше молодое поколение совсем не приучено к пению, особенно к многоголосному.
Детское хоровое пение — это природосообразная воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души, как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни.
Кроме того, пение является и мощным средством в становления речи у детей, формировании нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и природосообразную оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья человека.
Хоровое пение всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного и творческого потенциала общества. Хоровое пение наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Правильно организованный процесс хорового пения формирует музыкальные способности, воспитывает личностные качества и развивает голосовой аппарат.
Теоретический анализ методических разработок в области развития и охраны детского голоса привел нас к разработке технологии по формированию вокально-хоровых навыков. Методические рекомендаций по развитию вокально-хоровых навыков, по развитию музыкальности в процессе дошкольного обучения пению Ю.Б.Алиева, Д.Е.Огороднова, по воспитанию и охране детского голоса – В.А.Багадурова, Е.М.Малининой, В.В.Емельянова, по формированию певческих навыков – А.Г.Менабени, Г.П.Стуловой, Л.А.Венгрус легли в основу нашей технологии. В последних разработках по вокальной педагогике большое внимание уделяется качественному развитию вокально-хоровых навыков.
В нашей технологии развития вокально-хоровых навыков представлен комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а также коррекцию самой личности обучающегося: певческая установка, слушание музыки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, вокально-интонационные упражнения, певческая культура. Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и включают в себя решение задачи не только развития вокально-хоровых навыков, но и формирование здорового голосового аппарата. В центре технологии стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата детей и развитии музыкальных способностей.
В технологию развития вокально-хоровых навыков включены: русские народные песни, песни современных авторов, песенки-потешки, скороговорки, музицирование в оркестре шумовых инструментов; виды музыкально-художественной активности: музыкально-ритмические игры, танцевально-пластические движения, импровизация художественного образа, ладо-вокальные жесты и интонационные упражнения направлены на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.
В развитии вокально-хоровых навыков особое внимание уделяется чувству ритма, для этого специально разработаны ритмические упражнения и игры, которые позже воплощаются в оркестре шумовых инструментов.
Проблемы с дикцией в пении решаются через правильно организованную работу над гласными и согласными. Хорошее произношение необходимо не только для исполнения произведения, но и важно в оздоровлении организма детей. В этом нам помогают упражнения дыхательной гимнастики.
Таким образом, применение нашей технологии по развитию вокально-хоровых навыков на практике музыкальных занятий в детском саду, правильное пение - будет эффективным в сохранении здоровья голосового аппарата детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск. Наука. Сиб. отделение. 1991
- Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание. № 2, 1994. - С. 24 – 30
- Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992. - С. 39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование взрослым для детей как эффективное средство развития коммуникативной, языковой и интеллектуальной способностей дошкольников
Мне хотелось бы привлечь внимание к рисованию взрослыми для детей. Многие воспитатели недооценивают значимость этого направления в работе, особенно при наборе старших детей. Как пока...
СТЕП - ЛОГОРИТМИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активиз...
«Бусины Пюсла – одно из эффективных средств развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников».
Консультация для родителей о пользе термомозаики для развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников....
План по самообразованию воспитателя средней группы : «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...
Программа по самообразованию на тему: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...
Краеведческие игры, как эффективное средство развития познавательной и эмоциональной активности старших дошкольников
Выступление по теме : ”Краеведческие игры,как эффективное средство развития познавательной и эмоциональной активности старших дошкольников”....