ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
консультация (старшая группа)
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы понятия проектной деятельности, а так же особенности применения его в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы понятия проектной деятельности, а так же особенности применения его в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: Проектная деятельность, метод проекта, цель проекта, типы проектов.
В настоящее время в дошкольной педагогике все чаще стали уделять внимание проектированию. Метод проекта в детском саду помогает более качественно освоить изученные темы. Любой ребенок уже с самого раннего возраста настроен на познание мира. Стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире, экспериментировать – это важные черты детского поведения. Такую особенность ребенка обязательно нужно использовать. Необходимо помнить, что усвоенные знания в дошкольном возрасте остаются с ребенком на всю жизнь. Метод проектов в детском саду способствует активизации познавательной деятельности, поэтому актуальна в работе с детьми.
Проектная деятельность — это деятельность по поиску методов и средств организации педагогического процесса таким образом, чтобы изучаемая тема обладала социально значимым результатом и способствовала освоению ребенком окружающего мира. И одновременно происходило формирование личностных качеств ребенка.
Под методом проектов понимается сочетание учебно-познавательных приемов, которые помогают решить определенную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников и демонстрацией этих результатов.
В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность представляет собой сотрудничество, в которой принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут стать источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом.
Цель проектного метода — это развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития, задачами исследовательской деятельности детей. Для каждого возраста задачи исследовательской деятельности свои. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста чаще всего педагоги применяют подсказку, наводящие вопросы.
В первую очередь необходимо выбрать тему проекта. Затем следует отразить ее в тематическом планировании на неделю, месяц, год, в зависимости от долгосрочности проекта. При этом необходимо учитывать все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, и т. д. Когда подготовлено планирование, и среда для реализации проекта начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Работа над проектом проходит в четыре этапа:
- Целеполагание: ставим проблему на обсуждение с детьми. Затем выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает доказать в результате поисковой деятельности.
- Разработка плана действий по достижению цели: выясняем, что дети знают о представленном предмете или явлении; далее, что хотим узнать и как найти ответ на данный вопрос. Ответы детей фиксируются.
- Практическая деятельность. Ребята реализуют проект: экспериментируют, исследуют, занимаются творческой деятельностью. Нужно ставить детей в такую ситуацию, где дети что-то познают самостоятельно, пробуют, придумывают и т.д. Для активизации детского мышления можно предложить отгадать загадки, решить ребусы, головоломки.
- Заключительный. На данном этапе реализуется презентация проекта. Она зависит от возрастных особенностей детей и может быть представлена в различных формах.
Существуют следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие: где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
- творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна
По продолжительности они бывают:
- краткосрочными (одно или несколько занятий ,1 – 2 недели);
- средней продолжительности (месяц, полгода);
- долгосрочные (на весь учебный год).
Таким образом, в дошкольном возрасте формируется эмоциональная заинтересованность у детей к знакомству с окружающим миром. А применение проектной деятельности способствует развитию познавательных способностей детей, учит самостоятельно систематизировать свои знания.
Список литературы:
1.Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. — №3. С. 6.
2.Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. — №7.С 76–83.
3.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез. - 2008. - 112с.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера. - 2006. - 64с.
5. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий. - 2011. - С.80-84.
6. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Результаты проектной деятельности детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство - прекрасный период для интенсивного развития познавательных способностей детей, начала проектной деятельности....
Статья "АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Материал для воспитателей детского сада....
Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке раскрывается специфика прое...
Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
методы сопровождения проектной деятельност...
Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....
Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду
Полезно для воспитателей....