ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВ на 2021 – 2023 гг.
консультация
В статье представлена примерная программа профессионального развития кадров в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma_profrazvitiya_kadrov.docx | 59.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВ
на 2021 – 2023 гг.
Новочебоксарск, 2021 г.
Содержание | Стр. |
1. Паспорт программы | 3 |
2. Актуальность | 5 |
3. Цель, задачи программы | 5 |
4. Условия реализации, принципы | 6 |
5. Анализ кадровых условий | 7 |
6. Основные направления, обеспечение реализации программы | 7 |
7. Механизмы реализации программы | 7 |
8. Система мероприятий | 8 |
9. Ожидаемые результаты | 14 |
10. Мониторинг выполнения программы | 15 |
11. Литература | 16 |
Паспорт программы профессионального развития кадров
Наименование программы | Программа профессионального развития кадров (далее Программа) |
Разработчик программы | Заведующий Зам зав. по УВР старшие воспитатель |
Назначение программы | Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов и обеспечение условий для включения педагогов в творческий процесс |
Цель программы | Создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов – единомышленников, обеспечивающих престиж образовательного учреждения |
Задачи программы |
повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации, участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество).
педагогическом сообществе.
|
Сроки реализации программы | 2021-2023гг. |
Участники программы | Педагогический коллектив |
Ожидаемые результаты |
участие в профессиональных конкурсах разных уровней.
образовательном процессе; создание личных сайтов, страниц в интернете.
|
Механизм реализации | Разработка:
оформление портфолио педагога. |
Система организации контроля | Текущий контроль: заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР, старшие воспитатели |
- Актуальность.
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. Введение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога предъявляет особые требования к системе развития кадрового потенциала в ДОУ. Профессиональная деятельность педагога требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетенции. Знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых технологий и собственной педагогической деятельности. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Проблемы:
- неполная готовность педагогов к внедрению новых технологий;
- недостаточная активность в профессиональном развитии.
- небольшой процент педагогов имеют аттестованы на первую и высшую категории.
Необходима систематическая работа с педагогами, направленная на повышение профессиональной компетентности, профессионального роста.
Программа «Профессионального развития кадров» (далее Программа) направлена на удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий процесс.
- Цель: создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива
педагогов – единомышленников, обеспечивающих престиж образовательногоучреждения
Задачи:
- Создать систему непрерывного профессионального развития педагогических кадров через использование активных форм методической работы (сетевое
- взаимодействие, обучающие семинары, открытые просмотры, повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации, участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество);
- способствовать формированию основных профессиональных компетенций педагогов для эффективного применения образовательных технологий;
- обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов, основываясь на их потребности и выявленные проблемы;
- совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать, обобщать и транслировать результаты собственной деятельности на высоком уровне в педагогическом сообществе;
- способствовать росту педагогического мастерства, развитию инициативы и творческого потенциала педагогического коллектива в целом;
- поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в поиске и освоении новых педагогических идей.
Сроки реализации Программы: 2021-2023 гг.
Участники программы: педагоги ДОУ.
Условия реализации:
- персональный подход к каждому педагогу. Важно выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого, с учетом потребностей, возможностей, профессиональных интересов, уровня
квалификации;
- формирование внутренней и внешней мотивации. Каждый педагог должен понимать, зачем ему необходимо учиться и что он за это получит. Мотивом может служить признание, уважение среди коллег и родителей. Финансовые поощрения в виде наградного материала, возможность участия в городских конкурсах;
- создание комфортной, творческой, информационной среды;
- нахождение педагогов в квалифицированном сообществе опытных педагогов. Создание условий для общения в деловых профессиональных кругах. Изучение нового через практико-ориентированное взаимодействие с более опытными коллегами. Посещение городских методических объединений, педагогических чтений, конференций, профессиональных конкурсов.
Принципы:
принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников;
принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных особенностей при сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога и стандарта;
принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия);
принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в изменившейся ситуации);
принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовка- практика-самообразование-профессиональное общение);
принцип поддержки инициативы и творчества. Инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития всей образовательной системы и профессионального роста самого педагога, особенно если он направлен на развитие педагогического творчества;
принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной деятельности педагогов. Организованный системный контроль стимулирует профессиональный рост педагога.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Процесс методического сопровождения педагогов строится с учетом следующих требований:
- овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
- ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
- ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;
- проблемного построения содержания семинаров-практикумов, требующих от педагогов творческого синтеза мышления;
- использование таких форм и методов работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.
Анализ кадровых условий
Качество образовательной работы зависит от профессиональной характеристики педагогов.
Педагогический коллектив отличается стабильностью, постоянным развитием. Коллектив представляет собой сочетание опытных и начинающих педагогов, что позволяет сохранять и передавать традиции, способствует обмену опытом и увеличивать ресурс работоспособности.
Штат сотрудников ДОУ обеспечен квалифицированными специалистами с высоким образовательным цензом:
Образовательный уровень педагогов в 2021 году (01.01.2021 – 31.08.2021): высшее образование - 48 педагогов - 71,4%, среднее специальное образование - 19 педагогов- 28,3%.
Квалификационный уровень педагогов в 2021году составил: (01.01.2021 – 31.08.2021): высшая категория - 9 педагогов 12,8% ,первая категория - 23 педагога 32,8%, соответствие занимаемой должности - 23 педагога 32,8%, нет категории - 15 педагогов 21,4%
С целью повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ осуществляется наставничество. Курсы повышения квалификации проходят своевременно, согласно графика.
Основные направления программы:
- психологическая и методическая поддержка,
- непрерывность профессионального развития
Обеспечение реализации Программы
Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбуки, принтер, видеокамера, фотоаппарат.
Медиатека: необходимый дидактический материал; учебно-методическая литература.
Механизм реализации Программы:
- Диагностический этап:
Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнение ООП ДО.
Уровень профессиональной компетентности педагогов, повышение их квалификации, аттестации.
Разработка диагностических карт профессионального мастерства. Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям воспитатель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности.
Практический результат. Разработка индивидуального маршрута личностного развития педагога. Написание планов самообразования.
- Практический этап.
В процессе практической деятельности происходит совершенствование теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников; система дополнительного образования предоставляет реальные возможности для совершенствования профессионализма личности и деятельности
Практический результат. Рекомендации по планированию, организации и проведению образовательной работы с детьми. Конспекты мероприятий. Разработка проектов, методических пособий.
- Аналитический этап.
Основное содержание объективная оценка уровня профессионализма, актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних резервов
Система мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Планируемый результат | Сроки | Ответственный |
1 | Совершенствование и утверждение локальных актов учреждения, касающихся деятельности сотрудников (правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, коллективный договор, положения) в соответствии с профессиональным стандартом. | Нормативные документы | 2021-2023 | Заведующий ДОУ |
3 | Разработка стратегии повышения привлекательности ДОУ для квалифицированных кадров:
стимулирование, обеспечение возможности дальнейшего обучения, повышение квалификации, | Укомплектованность кадрами | 2021-2023 | заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР старший воспитатель |
Прохождение аттестации на более высокую квалификацию); - мероприятия по поддержанию кадров с большимстажем работы (мероприятия по профилактике профессионального выгорания, внедрение наставничества, обеспечение возможности транслировать передовой педагогический опыт). | ||||
Представление и награждение лучших работников образования | Ежегодно по плану работы (в соответствии с достижениями, заслугами) | 2021-2023 | комиссия ДОУ | |
Организация работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников ДОУ: | Высококвалифицированный, стабильно работающий коллектив | |||
Создание перспективного плана повышения квалификации педагогов | Повышение квалификации немене 1 раза в 3 года | 2021-2023 | старший воспитатель | |
Мероприятия по аттестации педагогических кадров:
| Повышение квалификационной категории педагогов | 2021-2023 | старший воспитатель | |
Совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых педагогов. | Организация наставничества, посещение школы молодого педагога | 2021-2023 | старший воспитатель | |
Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей, сплочение коллектива, профессионального выгорания. | 1 раз в квартал Обеспечить психологическую поддержку. Предотвратить «психологическое» выгорание педагогов, не | 2021-2023 |
допустить резкого падения самооценки, сформировать уверенность в своих силах, целеустремленность, желание профессионального роста. | ||||
Развитие конкурсного движения | Рост числа педагогов, участвующих в конкурсном движении (повышение качества участия, деятельность на результат) | 2021-2023 | старший воспитатель | |
Участие педагогов в конференциях, ГПО, семинарах. | Систематизация и обобщение наработанного педагогического опыта на разных уровнях | 2021-2023 | старший воспитатель | |
Развитие системы традиций. Организация мероприятий: туристические походы, вечераотдыха | Создание благоприятного психологического климата | 2021-2023 | Трудовой коллектив | |
Проведение Дня здоровья, тренингов | Релаксация и сохранение профессионального долголетия | 2021-2023 | старший воспитатель | |
Совершенствование системы контроля | Формирование системы в соответствии с ООП ДО, Программой развития МБДОУ | 2021-2023 | старший воспитатель | |
Овладение основами научного анализа собственного педагогического опыта | Формирование методической копилки с материалами различной тематики | 2021-2023 | старший воспитатель |
Самообразование
Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. На основании накопленных материалов педагогом проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки программы самообразования на следующий год. Систематическая работа по самообразованию позволяет сформировать обобщенную характеристику деятельности педагога и позволяет обобщать и представлять на высоком уровне опыт работы в педагогическом сообществе, использовать результаты деятельности при аттестации.
Направления методической деятельности по самообразованию педагогов: помощь педагогу в выборе темы; сопровождение педагога по теме самообразования; рекомендации по теме; представление результатов работы.
План работы педагога по самообразованию:
- Выбор темы. Ее теоретическое изучение, изучение имеющего опыта работы педагогов.
- Сроки реализации.
- Использование полученных теоретических знаний на практике.
- Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер-классы и т.д.
- Оформление наработанных материалов
.
Сопровождение педагогов
В организации методического сопровождения педагогов по внедрению инновационных форм, технологий с дошкольниками создана «Группа консультантов» из числа педагогов, обладающих умением анализировать, обобщать, проектировать. Основная задача группы заключается не в том, чтобы незамедлительно оказать прямую помощь педагогу в преодолении определённых трудностей, а в том, чтобы направить к самостоятельному решению возникшей проблемы.
Функции «группы консультантов»:
- совместно со старшим воспитателем разрабатывает структуру организации внедрения технологий, инновационных форм с дошкольниками, план работы методических мероприятий на учебный год;
- оказывает консультативную и методическую помощь педагогам по вопросам организации и внедрения;
- помогает в обработке и редактировании методических разработок;
- формирует в методическом кабинете подборку материалов по итогам проведенных мероприятий;
- подводит итоги, представляя результаты на ежемесячных открытых дискуссиях в ДОУ по реализации технологий;
- участвует в составлении аналитических справок и отчетов, мониторинги результатов деятельности.
Наставничество
В дошкольном учреждении сложилась определенная система по формированию традиций наставничества, при поддержке которой молодой педагог постепенно овладевает искусством общения, начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.
Направления:
демонстрация опыта работы наставника и других коллег;
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
изучение нормативно-правовой документации;
помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.); применение форм и методов в работе с детьми;
организация ООД, помощь в постановке целей и задач;
использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах;
механизм использования дидактического и наглядного материала;углубленное изучение инновационных технологий;
общие вопросы организации работы с родителями.
Портфолио педагога
Демонстрация успешности педагога как личности и профессионала, учет результатов, достигнутых педагогам в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной; систематизация опыта, накопленная специалистом, его знания, способ фиксации и накопления достижений осуществляется в индивидуальной папке педагога, в которой фиксируются, накапливаются индивидуальные достижения и достижения его воспитанников за определенный период времени.
- Титульный лист: наименование ДОУ, Ф.И.О. педагога, должность.
- Сведения об образовании (копия диплома).
- Сведения о повышении квалификации (копии сертификатов).
- Сведения о награждениях, поощрениях (грамоты).
- Информация об участии в методической работе за учебный год.
- Маршрут развития (планирование методических мероприятий на разных уровнях на следующий учебный год).
- Участие в конференциях, семинарах, городских методических объединениях, педагогических чтениях (сертификаты, подтверждающие участие)
- Участие в конкурсах, смотрах с воспитанниками (сертификаты, подтверждающие участие).
- Участие в профессиональных конкурсах (сертификаты, подтверждающие участие).
- План работы по самообразованию.
Информационные папки педагогов хранятся в методическом кабинете, педагоги в течение учебного года их пополняют, в мае месяце фиксируют результаты об участие за год в информационном листе, анализируют, сопоставляют с тем, что планировали. Результаты деятельности обсуждаются индивидуально с каждым педагогом старшим воспитателем. Совместно определяется маршрут развития на следующий учебный год с учетом достижений, потребностей педагога.
Ожидаемые результаты:
- создание современной, гибкой системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров ДОУ;
- устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов, повышение степени профессиональной удовлетворенности, развитие индивидуальности, творческой активности, мотивации труда;
- увеличения доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней;
- применение ИТК в воспитательно-образовательном процессе; создание личных сайтов;
- накопление передового педагогического опыта, распространение на разных уровнях; повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических кадров.
Мониторинг деятельности по реализации Программы
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности.
Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении квалификации.
Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной квалификации.
При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов выделено 3 критерия:
- Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования.
- Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности.
- Результативность образовательного процесса.
Индикатор | Наименование методики | Объект | Периодичность | Ответственный |
Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольногообразования | ||||
Использование современных образовательных | Наблюдение за педагогической деятельностью | педагоги | 1 раз в год (май) | старший воспитатель |
технологий. | ||||
Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности | ||||
Участие в творческой группе по проблемам дошкольного | Форма фиксации: карта наблюдений | педагоги | в течение учебного года | старший воспитатель |
образования. | ||||
Осуществление самообразования | Анкетирование, тестирование, | педагоги | в течение учебного года | старший воспитатель |
самооценка, | ||||
беседа | ||||
Результативность образовательного процесса | ||||
Реализация ООП ДО в полном объеме | Мониторинг реализации ООП ДО | дети | 2 раза в год | заведующий, старший воспитатель |
Обобщение и презентация педагогического опыта | Форма фиксации (карта наблюдений) | педагоги | в течение учебного года | старший воспитатель |
Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей) | Анкетирование беседа | педагоги | 1 раз в год (май) | старший воспитатель |
Профессиональная деятельность педагогов оценивается по 5-балльной шкале. На основе полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий.
Список литературы:
- Демин В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
- Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ ООО «Издательство»
«АЙРИС – пресс», 2008. -192с.
- Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ /М.: ТЦ Сфера, 2005.-160с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования.Тема:«Бумагапластика - как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта» на 2021-2023 учебный год.
1. Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания ...
Индивидуальная программа развития учителя-логопеда на 2021-2023 гг
Ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога на 2021-2023 уч. год
Тема индивидуальной программы "Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ) на 2021-2023 учебный год
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Стратегия развития 2021-2023
стратегия...
План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» 2021-2023 гг.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает ми...
Динамика результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы по физическому развитию на 2021-2023 учебный год.
При реализации ООП мной была проведена оценка эффективности освоения воспитанниками основной образовательной программы по физическому развитию. Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в ...