Конспект НОД «Заяц - житель леса»
план-конспект занятия (старшая группа)

Куимова Алла Николаевна

Цель: расширение знаний детей о жизни животных в Кузбассе.

Задачи:

• Расширить знания детей о зайце.

• Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности этого животного от условий среды их обитания.

• Познакомить детей с особенностями приспособления зайцев к местному климату.

• Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.

• Воспитывать интерес к природе родного края.

Материалы и оборудование: иллюстрации зайца; карточки – зеленого, белого, красного и желтого цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayats_-_zhitel_lesa.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Заяц - житель леса»

Цель: расширение знаний детей о жизни животных в Кузбассе.

Задачи:

• Расширить знания детей о зайце.

• Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности этого животного от условий среды их обитания.

• Познакомить детей с особенностями приспособления зайцев к местному климату.

• Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.

• Воспитывать интерес к природе родного края.

Материалы и оборудование: иллюстрации зайца; карточки – зеленого, белого, красного и желтого цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Кто в лесу живет у нас?

Хочешь знать?

Тогда сейчас

Мы загадку отгадаем

Кто живет в лесу, узнаем.

Угадайте, что за шапку:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

Воспитатель: Правильно, ребята, это заяц. Зайца мы знаем давно. Он чаще других животных встречается в сказках разных народов. Давайте поиграем в игру «Вспомни сказку». Вот этот мяч мы будем передавать тому, кто назовет сказку с участием зайца. (Проводится игра).

Воспитатель: Что вы знаете про это животное? (ответы детей)

Воспитатель:

Посмотри, дружок, постой,

Видишь - впереди косой.

Выглянул он из куста,

Не кричи - даст стрекача.

Шубку он свою меняет:

Зиму в белой коротает,

Летом в серую одет.

Зайца цвет спасет от бед. (В. Л. Гаазов)

Воспитатель: Это верно для  зайцев, живущих в более холодных местах. Мы, ребята, живем в Сибири и снег зимой у нас бывает много. Поэтому зайцам, живущих в наших лесах, нужно менять серую шубку(показ фото рис.11  ) на белую(показ фото рис.12  ). Они называются зайцы-русаки. А если снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются  бегать по лесу. Мех зайца-русака короткий и густой. Подшерсток местами белый, местами темно-рыжий. Окраска меха земляного цвета, на шее желто-бурая с черными крапинками, на шее - желто-бурая, на животе - белая. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, чтобы их не заметили хищники. В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют» -гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками.

Воспитатель: Зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы де-тей).

Воспитатель: Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. А когда все занесено снегом, обгладывают кору лиственных деревьев и всходы культурных растений, иногда наносит серьезный вред молодым посадкам фруктовых деревьев. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей)

Физминутка

Скачу, скачут во лесочке (прыжки на месте на двух ногах)

Зайцы - серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайца)

Прыг-скок, прыг-скок - (прыжки вперед-назад)

Встал зайчонок на пенек. (встать прямо, руки возле груди)

Всех построил по порядку. (прыжки на месте)

Стал показывать зарядку. (встать, руки опустить)

Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машут вместе.

(руками перед собой выполняют движение "ножницы")

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На "четыре" потянулись. (выпрямиться)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться. наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд. (построится в ряд)

Зашагали, как отряд. (шаги на месте)

Два зайчишки - вот плутишки!

Пробрались на огород,

Чтоб поесть капустки хрусткой.

И морковки, и горох.

(дети изображают прыгающих зайчат. Затем "зайчата" движутся крадущимся шагом, пригнувшись. Можно имитировать движение на четвереньках с шевелением "хвостиком")

Но есть сторож в огороде -

Пес Полкан не дремлет здесь.

Испугались наши зайки-

И удрали быстро в лес.

(Кто-нибудь из детей изображает сторожевого пса. Остальные - "зайчат-та" - пугаются и пытаются спрятаться. Потом разбегаются врассыпную. пес старается их догнать)

Два зайчонка на опушке

Навострили свои ушки.

И решили они дружно -

В огород ходить не нужно!

(дети изображают заячьи ушки, складывая ладошки лодочкой. Прижимают их к голове, словно прислушиваясь, затем опускают руки и встряхивают кистями, расслабляя их)

Будем лучше землянику собирать,

Есть травку и лыки драть!

(дети делают наклоны, имитирующие собирание земляники; движение ру-ками, имитирующие царапанье, собирание коры)

Воспитатель: Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних, он может лучше бежать

гору, чем с горы. Знаете ли вы, почему? Для чего зайцам нужны быстрые ноги? (ответы детей)

Воспитатель: Зайцы очень хорошо слышат, зрение и обоняние хуже. Голос - глухое ворчание, переходящий в страхе в громкий жалобный крик.

Скачет зайчик по опушке.

Ушки держит на макушке.

Если встретит злого волка,

Сразу спрячется под елкой. (Наталья Томилина)

Воспитатель: Заяц - русак, более ночное, чем дневное животное. Они днем отдыхают, а в сумерках покидают лежки и отправляются на длительные поиски корма. Живет в открытых пространствах, в степях и на лугах. Но даже если поселяется в лесу, то далеко не уходит от полей. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Воспитатель: В лесу чаще прячется от непогоды. Очень неохотно оставляет места, где вырос. Целый день он дремлет в своем логовище, представляющим неглубокую ямку, где бы он мог спрятаться. Возвращаясь после поисков пищи сюда, он никогда не бежит прямо, а сначала пройдет несколько дальше, затем сделает несколько прыжков в сторону и повторяет это много раз, пока, наконец, не бросится в само логовище. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Постоянных гнезд зайцы не имеют, каждый раз заново устраивают себе лежаки, в снегу роют норы, могут использовать летом земляные норы, оставленные другими животными.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

Воспитатель: У зайчиков много врагов из тех, кто любит полакомиться их вкусным мясом. Это и лисы, и волки, и хищные птицы, и охотники. Одно спасение у зайцев - быстрые ноги. Охотников к ним привлекает не только мясо, но и легкий теплый мех. Давайте поиграем в игру "Охотники и зайцы".

Воспитатель: Совершенно несправедливо зайца считают трусом, это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается, и гибнет, спасая детей. Так-что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

Воспитатель: У зайчихи несколько раз в год появляется 3-11 детенышей, которые покрыты шерстью и хорошо видят и слышат, и могут сами передвигаться. К моменту появления зайчат, мать быстренько готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы уберечь их от врагов. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то, что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей. Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой.

Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет. Маленькие зайчата быстро растут. Большая часть зайчат гибнут от когтей хищников, природных факторов. Но если бы у зайцев не было естественных врагов, они бы сильно размножились и съели бы все наши посевы.

Недаром в некоторых странах они стали настоящим бедствием. Врагов у зайцев довольно много. Это хищники-млекопитающие, птицы, а средство защиты у них одно - быстрый бег с запутыванием следов. Строение кожных покровов у них таково, что при попадании в зубы хищников, он оставляет кусок своей кожи и бросается наутек. Если удастся скрыть, то кожа довольно быстро зарастает. Много зайчат гибнет при уборке урожая. За взрослыми зайцами охотятся из-за шкурки и мяса. Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? (Ответы детей).

Воспитатель: А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей).

Воспитатель: Весной, когда зазеленеет трава. В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей).

Воспитатель: Когда хлеба колосятся. Ну а когда появляются «листопадни-ки»? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, осенью, во время листопада.

Игра «Зайчата».

У вас на столе карточки четырех цветов – четырех времен года. Какой цвет карточек - какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Зима – белый, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый. Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится игра)

Воспитатель: Раньше в наших краях зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Но все же заяц крепко держится за землю. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!

Ловко прыгает, как зайчик.

На бревно и на пенек

Скок да прыг и прыг да скок!

(Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения)

Воспитатель: Ребята, а знаете, для чего зайцу нужны большие уши? Для того, чтобы ими. потеть. Сидит в летний зной заяц под кустом, и ему совсем пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня о зайцах.

Вопросы:

• Зачем зайцу нужны быстрые ноги?

• Согласны ли вы с мнением о трусости зайцев? Почему?

• Почему зайцев называют травоядными животными?

• Как линяют зайцы, живущие в наших лесах? Почему?

• Как называют зайчат, родившихся в разное время года?

• Для чего зайцу такие сильные и большие задние лапы?

• Какими появляются на свет зайчата? Где?

• Как зайчиха растит зайчат?

• Как вести себя, наткнувшись в лесу на новорожденных зайчат?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Интеграция областей: Познание. Формирование целостной картины мира. Природное окружение. Коммуникация. «Жители леса» (для детей 2-3 лет)

Формирование у детей знаний по теме "Дикие животные". Электронный образовательный ресурс в виде презентации может оказать большую помощь в овладении необходимыми знаниями по теме....

Конспект занятия в области Коммуникация (развитие связной речи с помощью тактильных дощечек) в подготовительной группе по теме: «Жители леса готовы к зиме».

Цель: Систематизировать  знания детей о поведении  диких животных поздней осенью. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, закрепить представления о том, чем они питаются, как го...

Конспект НОД "Жители леса" во второй младшей группе

                                                     Консп...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Спасём жителей леса!» Тема: «Значение опавшей листвы для леса осенью»

В старшей группе "Одуванчики" воспитатель МКДОУ 35, пгт.Приладожского,  Соболева Ольга Владимировна, провела экологическое мероприятие "Спасем жителей леса". Перевоплощение пе...

Конспект ООД "Колючий житель леса"

Цель: закрепить и уточнить представления о жизни ежа.Задачи организованной образовательной деятельности:Образовательные: расширять словарный запас; закрепить умение отвечать на вопросы взрослого.Разви...