Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении
статья

Фешина Ольга Александровна

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата.

И следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько требований. К ним относятся:

  1. Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.
  2. Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
  3. Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
  4. Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.

Современные образовательные технологии в ДОУ в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.

На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:

  • здоровьесберегающим технологиям;
  • технологиям, относящимся к проектной деятельности;
  • информационно-коммуникационным технологиям;
  • технология исследовательской деятельности:
  • технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные);
  • игровым технологиям.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей, что является приоритетной задачей современного дошкольного образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно еще определить и как системно организованную совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

Использование здоровьесберегающих технологий имеет цель:

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности; применительно к взрослым – это содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

И их использование решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Эти технологии разрабатываются для того, чтобы осуществить переход от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в ДОУ?

.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион),
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • проведение дней здоровья
  • пятиминутки здоровья
  • физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Виды здоровьесберегающих технологий:

  • Медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • Физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.);
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника; обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка; психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  • Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • Валеологического просвещения родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду (формирование валеологических знаний и навыков).

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии:

· Развитие физических качеств, двигательной активности;

· Становление физической культуры дошкольников;

· Дыхательная гимнастика;

· Массаж и самомассаж;

· Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

· Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии условно можно разделить на три подгруппы:

1. Технология сохранения и стимулирования здоровья.

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Технология обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

В утренние часы проведение точечного самомассажа проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

· закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

· проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

· проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

· сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Таким образом, можно сделать вывод технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Алексеева А.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях: Пособие для воспитателя дет. сада / А.С. Алексеева, Л.В. Дружинина, К.С. Ладодо. – М.: Просвещение, 1990.

2.    Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.    Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

4.    Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5.    Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

6.    Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2000.

7.    Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставропольсервисшкола, 1999.

8.    Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9.    Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народной образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

10.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

11.Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

12.Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАН, 1998.

13.Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.

14.Куркина И. Здоровье – стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб.: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека,...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей детского сада. ...

Консультация для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для воспиттелей " Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой.

опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей  с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой....

Педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо пон...

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного образовательного учреждения  является квалифицированная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.  (является единственным в  городе...