Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
материал по логопедии

Жалина Мария Александровна

Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного образовательного учреждения  является квалифицированная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.  (является единственным в  городе). Речевым нарушениям нередко сопутствуют соматическая ослабленность организма, гиперактивность, нарушения в костно-мышечной системе. Поэтому, наряду с коррекцией речевых нарушений в детском саду используются разнообразные здоровьеформирующие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_pomoshch.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное использование

здоровьеформирующих технологий в

дошкольном образовательном учреждении

 компенсирующего вида

Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного образовательного учреждения  является квалифицированная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.  (является единственным в  городе). Речевым нарушениям нередко сопутствуют соматическая ослабленность организма, гиперактивность, нарушения в костно-мышечной системе. Поэтому, наряду с коррекцией речевых нарушений в детском саду используются разнообразные здоровьеформирующие технологии.

Группы компенсирующей направленности посещают дошкольники, страдающие  алалией, ринолалией, стертой дизартрией, сложной дислалией. Все эти речевые нарушения имеют схожую симптоматику: множественные нарущения звукопроизношения, несформированность грамматического строя, недостаточный словарный запас, нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

С самых первых дней на помощь детям приходят все специалисты нашего коллектива.

 Коррекция нарушений речи ведется комплексно: учителями-логопедами, педагогом-психологом, педиатром, врачом-неврологом, массажистом.

Первыми начинают свою работу  учителя-логопеды. Они проводят комплексное обследование речи детей в просторных, современно оборудованных кабинетах. Дети с радостью вступают в контакт  со специалистом, т.к. красочно иллюстрированные альбомы, забавные игрушки, развивающие игры и технические средства обучения  не могут оставить их равнодушными.

Мы знаем, что каждый из органов речи имеет свою функцию. Дыхание входит в сложную  функциональную речевую систему. Перифирические органы взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль  правильного дыхания, как «пускового механизма».  К сожалению, все  наши  дети имеют  2 или 3 группу здоровья и нам есть над чем работать.

        В 2008 году в  нашем учреждении были  внедрены компьютерные программы  биологической обратной связи (БОС) с помощью который формируется  правильное дыхание, приводя в гармонию работу всего организма. Все учителя-логопеды прошли обучение на курсах и имеют сертификаты специалистов-БОС. Эта компьютерная программа позволяет регистрировать физиологические параметры организма - ритмы сердца и мозга, температуру тела. Полученная информация  с помощью приборов преобразуется  в  видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыка, видеофильм. Уникальность заключается в том, что дети активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают сами себя.

        В комплексной работе по восстановлению речи есть раздел, включающий в себя отработку речевых навыков, в который входит развитие правильного вдоха и выдоха. Чтобы решить эту задачу, мы используем разнообразные игры:

  1. « Буря в стакане»
  2. «Забей гол»
  3. «Раскрути карусель»
  4. «Послушный ветерок»
  5. «Шторм»
  6. «Живой цветок»

Но это отдельные приемы, а программа БОС-дыхание представилась нам целостной, законченной формой для решения задач по овладению правильным дыханием.

Осуществляя эту программу, мы убедились в ее эффективности:

-дети, прошедшие курс успешнее овладевают правильным звукопроизношением;

-в оптимальные сроки проходит коррекция речи по другим разделам специальной программы (обогащение словаря, становление грамматического строя речи, развитие связной речи);

-за счет овладения глубоким вдохом и плавным выдохом, ребята избавляются от физиологических запинок;

-улучшается осанка;

-за счет усиленного обогащения мозга кислородом, активизируются мыслительные процессы, и дети лучше усваивают программный материал.

        

Применение БОС весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы. В профилактических целях – для предупреждений нарушения голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, оздоровления организма в целом.

Индивидуальные занятия проводятся только после получения допуска врача-педиатра и с согласия родителей. Они проводятся согласно разработанному в начале курса индивидуально - дифференцированному графику, результаты занятий фиксируются в журнале  процедур БОС.

Работая по этой системе, мы добиваемся главной цели - улучшение здоровья детей и эффективного решения коррекционных задач.

Процесс коррекции речи сложен для ребёнка. Для того  чтобы решать непростые коррекционные задачи,  в детском саду используется специализированные компьютерные технологии коррекции  речи - «Дэльфа – 130», «Дэльфа – 142.1». Они позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи, делая процесс коррекции увлекательным и интересным как для ребенка, так и для специалиста.

Каждый воспитанник ДОУ 2 раза в год проходит курс общеукрепляющего массажа. Также проводится  зондовый  и лечебный массаж. При проведении  общеукрепляющего массажа повышается общий уровень состояния организма, укрепляется иммунитет, улучшается крово - и лимфообращение, повышается тонус организма, улучшаются обменные процессы, питание тканей, снижается возбудимость.

Зондовый массаж  оказывает неоценимую помощь в коррекции артикуляционной и мелкой  моторики ребенка.

Для закрепления эффекта, полученного при помощи зондового массажа, логопеды нашего учреждения на протяжения последнего десятилетия используют вестибулярные пластинки, трейнеры и комплексы миогимнастики. (Трейнеры разработаны немецкими ортодонтами и распространяются московским центром «Vallex M». Сотрудничество между логопедами ДОУ и центром осуществляется посредством участия в консультациях, семинарах, международных конференциях).

 Под воздействием   массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений и речевых зон коры головного мозга. Эта методика запатентована и внесена в реестре комплементарной медицины.

Лечебный массаж проводится по медицинским показаниям с целью ускорения  восстановления функций органов и систем при заболеваниях.

Еще одним из основных видов помощи в коррекции моторики при устранении речевых нарушений у дошкольников является музыкальная  ритмика.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы, подготавливает совершенствование движений артикулярных органов. В процессе музыкального восприятия, ребенок познает самого себя, свои способности, свои возможности, у него формируются навыки невербального чувственного контакта с окружающим миром. Именно это делает его более здоровым, счастливым, уверенным в себе.

Таким образом, комплексный подход, сочетающий в себе профессионализм педагогов, прекрасные условия для детей, благоприятный психологический комфорт создают основу для того, чтобы наши воспитанники росли здоровыми. Все наши выпускники обучаются в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".

Роль и использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях.Организация физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. оздоровительная работа с частоб...

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ компенсирующего вида

Данная презентация подготовлена для выступления на городском семинаре....

Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...