Аналитическая справка
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
Аналитическая справка
по результатам усвоения программного материала
в области «Художественно – эстетического развития»,
музыкальная деятельность
за период с 2018гг. по 2022гг.
Выполнила: музыкальный руководитель Макарова Т.В.
Координатор: старший воспитатель
Толстова А.А.
г.о. Красногорск, 2022 г.
Педагогическая диагностика осуществлялась с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась методом наблюдения за детьми в процессе музыкальной совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Цель: определить динамику освоения дошкольниками образовательной программы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», музыкальная деятельность.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
- проследить динамику развития каждого ребенка;
- оценить успешность освоения программного материала;
- определить перспективы, направления коррекционно-развивающей работы. Методы диагностики: наблюдение, диагностические игровые задания, статистическая обработка информации и др. Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в Учреждении.
Вводная и итоговая педагогические диагностики проводились на основе диагностических материалов, разработанных в Учреждении.
Субъект мониторинга: воспитанники детского сада
Исследовалось освоение детьми Образовательной программы Учреждения по образовательной области: художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса в группе.
Результат диагностики усвоения детьми разделов Образовательной программы определяется тремя уровнями:
- показатель сформирован (достаточный уровень) – справляется с заданием самостоятельно,
- показатель на стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) – справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого,
- показатель не сформирован (не достаточный уровень) – не в состоянии выполнить задание, даже с помощью взрослого.
Этапы работы:
- этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
- этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с
детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
- этап обобщающий: итоговая диагностика музыкальных способностей детей, оценка результатов.
Педагогическая диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:
- восприятие музыки
- пение
- музыкально-ритмические движения
- музыкально - игровое танцевальное творчество
- игра на детских музыкальных инструментах
В начале учебного года (2018 – 2019), в диагностическом обследовании приняли участие: 128 воспитанников
Младшая группа - 32 ребенка Средняя группа - 30 детей
Старшая группа - 33 ребенка Подготовительная - 33 ребенка
Результаты освоения образовательной программы детьми достаточно неоднородны.
Выводы:
Дети младшей группы с удовольствием слушают музыкальные произведения, эмоционально реагируют на них, многие узнают знакомые песни по вступлению, но не все ещё называют их. Многие различают жанры марша и танца, с удовольствием сопровождая музыку движениями, различают громкое и тихое звучание, но не все ещё воспроизводят простой ритмический рисунок, пока просто, активно хлопая в ладоши. В пении многие ярко проявляют свои эмоции, двигаются в соответствии с музыкой, но не все различают начало и окончание музыки. Большинство детей выполняют простые танцевальные движения. Хорошо различают звучание музыкальных инструментов (бубен, погремушки) и проявляют интерес к игре на них.
У детей среднего дошкольного возраста формировались навыки культуры слушания музыки, была поставлена задача развития музыкального слуха, способствовать освоению элементарной музыкальной грамоты, развивать координацию слуха и голоса, способствовать приобретению певческих навыков, освоению элементов танца и ритмопластики, стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. Большинство детей не умеют ритмично двигаться с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Также у большинства детей плохо сформировано музыкально-игровое и танцевальное творчество.
С детьми старшего дошкольного возраста ставились задачи по обогащению слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами музыки, накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов, развивать певческие умения, способствовать усвоению детьми умений игрового музицирования, стимулировать самостоятельную деятельность по импровизации танцев, игр, развивать умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
С детьми подготовительной к школе группе ставились задачи по обогащению слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке, накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов, развивать умение чистоты интонирования в пении, обучать анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности, стимулировать самостоятельную деятельность по сочинению танцев, игр.
В конце учебного года (2018 – 2019), в диагностическом обследовании приняли участие: 128 воспитанника
Младшая группа - 32 ребенка Средняя группа - 30 детей Старшая группа – 33ребенка
Подготовительная –33ребенка
Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность к концу учебного года увеличился.
Воспитанники младшей группы внимательно слушают спокойные и бодрые песни, понимают, о чем поется, эмоционально реагируют на содержание. Дети стали активнее подпевать фразы в песне. Дети стали воспроизводить движения, показываемые взрослым, стараются передать образы: птичка летает, зайка прыгает.
Воспитанники средней группы узнают знакомые песни, называют их. Многие дети различают жанры марша, колыбельной и танца. Почти все самостоятельно различают звуки по высоте, различают громкое и тихое звучание, пытаются воспроизвести простой ритмический рисунок. В пении проявляют активность, ярко проявляют свои эмоции. Но чистота интонации требует дополнительной работы. Большинство детей умеют различать двухчастную форму музыкального произведения и двигаться соответственно ей, различают начало и окончание музыки. Выполняют простые танцевальные движения. Хорошо различают звучание музыкальных инструментов. Ярче стали проявляться творческие проявления детей и их вокальные данные.
Воспитанники старшей группы умеют слушать, передавать характер музыкального произведения, многие могут выразить свои чувства словами, уверенно различают колыбельную, плясовую и марш. Узнают песни и произведения по вступлению. С большим удовольствием исполняют песни, пение песен достаточно согласованно, почти все дети умеют вместе начинать и заканчивать пение, умеют слушать друг друга. Составляет трудность пение без аккомпанемента. Все дети ориентируются в звучании музыкальных инструментов и контрастных регистрах. Различают динамику и простой ритмический рисунок. Большинство детей достаточно активны, держатся уверенно и ориентируются в окружающем пространстве. Проявляют активность в игре на музыкальных инструментах: бубнах, маракасах и металлофонах. В свободной деятельности многие дети стали проявлять творчество.
К концу учебного года дети подготовительной группы выполняют танцевальные движения под музыку, умеют перестраиваться. Хорошо поют под фонограмму и
музыкальный инструмент. С интересом слушают новые произведения. Понимают характер музыки, могут рассказать какие чувства они испытывают, слушая произведения. Дети хорошо запоминают сложные танцевальные движения, танцы исполняют самостоятельно, слаженно. Хорошо поют песни разной сложности. У нескольких детей отмечаются хорошие вокальные данные. По результатам мониторинга была проведена беседа с родителями по дальнейшему обучению этих детей в музыкальной школе.
Таким образом: преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных способностей детей к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной программы дошкольного образования.
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
Недостаточный уровень образовательной области «музыкальная деятельность» в конце года у старших дошкольников не выявлено, выявлено в младшем и среднем дошкольном возрасте.
В целом дети показали хорошие результаты по всем видам музыкальной деятельности.
К причинам, тормозящим развитие детей, можно отнести: биллигвизм (иноязычные дети); низкий уровень интереса детей; частая заболеваемость; недостаточное внимание к музыкальному развитию со стороны родителей; недостаточный уровень психических процессов.
Для преодоления вышеназванных причин необходимо проводить дальнейшую работу по музыкальному развитию детей не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателями групп, с родителями, со специалистами, работающими с группами, в т.ч. психологом.
Рекомендации: воспитателям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется петь больше песен с детьми в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать музыкальные произведения в течение дня в группе. Систематически закреплять материал музыкального занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально-сенсорные и двигательные способности детей. Продолжать оснащать музыкальный уголок муз. игрушками и дидактическими играми. Проводить просветительскую работу с родителями.
Аналитическая справка по результатам усвоения программного материала в области «Художественно – эстетическое развитие», музыкальная деятельность
2019-2020 учебный год
Педагогическая диагностика осуществлялась с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась методом наблюдения за детьми в процессе музыкальной совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Цель: определить динамику освоения дошкольниками образовательной программы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», музыкальная деятельность.
Система оценки качества организации воспитательно - образовательного процесса позволяет:
проследить динамику развития каждого ребенка; оценить успешность освоения программного материала;
определить перспективы, направления коррекционно-развивающей работы.
Методы диагностики: наблюдение, диагностические игровые задания, статистическая обработка информации и др. Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в Учреждении.
Вводная и итоговая педагогические диагностики проводились на основе диагностических материалов, разработанных в Учреждении.
Субъект мониторинга: воспитанники детского сада
Исследовалось освоение детьми Образовательной программы Учреждения по образовательной области: художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса в группе.
Результат диагностики усвоения детьми разделов Образовательной программы определяется тремя уровнями:
- показатель сформирован (достаточный уровень) – справляется с заданием самостоятельно,
- показатель на стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) – справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого,
- показатель не сформирован (не достаточный уровень) – не в состоянии выполнить задание, даже с помощью взрослого.
Этапы работы:
- этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
- этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с
детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
- этап обобщающий: итоговая диагностика музыкальных способностей детей, оценка результатов.
Педагогическая диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:
- восприятие музыки
- пение
- музыкально-ритмические движения
- музыкально - игровое танцевальное творчество
- игра на детских музыкальных инструментах
В начале учебного года (2019 – 2020), в диагностическом обследовании приняли участие: 109 воспитанников
Младшая группа - 29 детей Средняя группа - 29 детей Старшая группа – 31 ребенок Подготовительная – 20 детей
Результаты освоения образовательной программы детьми достаточно неоднородны.
Выводы:
В начале года из всей младшей группы подпевали и активно принимали участие лишь 2-
3 ребенка, остальные оставались малоактивны, не умели выполнять простейших движений. У большей части детей не сформированы навыки музыкально-ритмических движений, имеются дети, которые не реагируют на начало звучания музыки или ее окончание, низкое качество исполнения танцевальных движений.
В средней группе низкий показатель в слушании музыки, дети часто отвлекаются, не все могут дослушать произведение до конца, высказать свои впечатления о прослушанном. В игре на детских музыкальных инструментах могут подыграть простейшие мелодии лишь 2 -3 ребенка на металлофоне, барабане, деревянных ложках.
В музыкально-ритмических движениях многие дети не могут выполнять простейшие перестроения, ставить ногу на носок и на пятку.
В старшей группе имеются дети, которые не различают жанры музыкальных произведений, сложности в проявлении самостоятельности в творчестве. Не все дети умеют выполнять танцевальные движения соответствующие их возрасту. Есть дети которые не усвоили приемы игры на музыкальных инструментах.
В подготовительной группе немногие дети могут назвать композиторов и музыкантов, самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, придумывать движения, отражающие содержание песни, играть на металлофоне, свирели, ударных музыкальных инструментах.
В начале учебного года (2019 – 2020), в диагностическом обследовании приняли участие: 109 воспитанников
Младшая группа - 29 детей Средняя группа 29детей
Старшая группа – 31 ребенок Подготовительная – 20 детей
Результаты освоения образовательной программы детьми достаточно неоднородны. Сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику развития музыкальных способностей у детей по сравнению с началом учебного года.
В конце учебного года все дети младшей группы подпевают, узнают знакомые мелодии, различают высокие и низкие звуки, выполняют простые притопы, хлопки в ладоши в определенном ритме, повороты кистей рук, знают простейшие музыкальные инструменты (погремушка, бубен, колокольчик).
Большинство детей средней, старшей группы поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию. Могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него.
Дети старших групп имеют навык пения под фонограмму. Это было достигнуто благодаря постепенной и систематической работе над певческими навыками. Для этой цели использовалось множество вокально-певческих упражнений, предусматривающих различные задания.
Достаточно хорошие показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе
«Игра на детских муз. инструментах». Дети любят этот вид музыкальной деятельности и с удовольствием играют на разных инструментах в свободное от занятий время.
Недостаточно высокие результаты в разделе «Восприятие музыки». Хотя у детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, и появился более устойчивый интерес к ней, но внимательно слушать музыку до конца умеют не все. Дети определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке.
Дети старших групп слышат в произведении развитие музыкального образа, но не умеют рассказывать о музыкальном произведении точно, подбирая соответствующие термины, неуверенно сравнивают с другими произведениями, поэтому необходимо в следующем учебном году применять на занятиях более эффективные игровые приемы, использовать большое количество наглядного материала (иллюстрации, игрушки), словесного (беседы, образные рассказы), подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания. А также проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки вне занятий. Давать рекомендации родителям: «Какую музыку слушать с детьми дома», и др.
В подготовительной группе дети хорошо различают жанры произведений, точно
угадывают композиторов. Четко выполняют музыкально-ритмические движения (перестроения), танцевальные (ковырялок, притопы, поскоки. пружинки, хороводный шаг). Играют на музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, ложки, маракасы).
Поют выразительно, передовая характер песни. Чисто интонируют с сопровождением и без него. Выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои танцевальные комбинации. (по одному, в парах).
Многие дети прекрасно импровизируют под музыку, у них развито творческое воображение, мышление. Эти дети обладают хорошей музыкальной памятью. Это помогает нам в постановке сложных индивидуальных композиций.
Таким образом, воспитанники всех групп овладели необходимыми умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями. Это было достигнуто за счет правильно построенной, индивидуальной систематической работы с детьми по всем направлениям, создания условий и положительного психологического микроклимата во всех видах музыкальной деятельности. А также тесного взаимодействия с воспитателями групп.
Данные диагностики показывают, что в конце года все- таки у некоторых детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности. Наличие несформированного уровня развития в разных возрастных группах обусловлено рядом причин. Это часто болеющие и мало посещающие занятия дети, либо дети с нарушениями в развитии, недостаточное внимание к музыкальному развитию со стороны родителей; недостаточный уровень психических процессов. Дети с низким уровнем развития менее активны, испытывают затруднения в различных видах музыкальной деятельности, в ответах, чувствуют себя менее уверенно.
Хочется обратить внимание на разделы «Восприятие музыки», «Пение»,
«Музыкально – игровое танцевальное творчество».
Включить в перспективный план работу по развитию танцевальных, песенных и театрализованных творческих способностей детей.
Для преодоления вышеназванных причин необходимо проводить дальнейшую работу по музыкальному развитию детей не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателями групп, с родителями, со специалистами, работающими с группами, в т.ч. с педагогом-психологом.
Аналитическая справка по результатам усвоения программного материала в области «Художественно – эстетическое развитие», музыкальная деятельность
2020-2021 учебный год
Педагогическая диагностика осуществлялась с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась методом наблюдения за детьми в процессе музыкальной совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Цель: определить динамику освоения дошкольниками образовательной программы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», музыкальная деятельность.
Система оценки качества организации воспитательно - образовательного процесса позволяет:
проследить динамику развития каждого ребенка; оценить успешность освоения программного материала;
определить перспективы, направления коррекционно-развивающей работы.
Методы диагностики: наблюдение, диагностические игровые задания, статистическая обработка информации и др. Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в Учреждении.
Вводная и итоговая педагогические диагностики проводились на основе диагностических материалов, разработанных в Учреждении.
Субъект мониторинга: воспитанники детского сада
Исследовалось освоение детьми Образовательной программы Учреждения по образовательной области: художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса в группе.
Результат диагностики усвоения детьми разделов Образовательной программы определяется тремя уровнями:
- показатель сформирован (достаточный уровень) – справляется с заданием самостоятельно,
- показатель на стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) – справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого,
- показатель не сформирован (не достаточный уровень) – не в состоянии выполнить задание, даже с помощью взрослого.
Этапы работы:
- этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
- этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с
детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая диагностика музыкальных способностей детей, оценка результатов.
Педагогическая диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:
восприятие музыки пение
музыкально-ритмические движения
музыкально - игровое танцевальное творчество игра на детских музыкальных инструментах
В начале учебного года (2020 – 2021), в диагностическом обследовании приняли участие: 104 воспитанника
Младшая группа - 26 детей Средняя группа - 26 детей Старшая группа – 24 ребенка Подготовительная – 28 детей
Результаты освоения образовательной программы детьми достаточно неоднородны.
Выводы:
В младшей группе в начале учебного года многие дети не умеют слушать музыкальное произведение до конца, узнавать и определять сколько частей в произведении, многие не способны различать звуки по высоте.
Большинство детей не могут исполнять танцевальные движения: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой, выполнять прямой галоп, двигаться под
музыку ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.
Поэтому развивали музыкальный слух, чувство ритма, простейшие образно- выразительные умения (в частности - умение имитировать характерные движения животных). Вовлекали ребят в театрально-игровую деятельность с целью развития музыкальных и творческих способностей.
В средней группе расширяли музыкальный кругозор детей путем их знакомства с доступными для детского восприятия и исполнения музыкальными произведениями. Формировали навыки во всех видах музыкальной деятельности, обучали элементам художественных образных средств (интонации, мимике, пантомимике).
Ребята эмоционально отзывались на музыку, на её настроение. Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, подбирали музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. Для яркого восприятия к музыкальному произведению подбирали иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки.
В старшей группе имеются дети, которые плохо различают жанры музыкальных произведений, не могут сымпровизировать мелодию на заданный текст, придумать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца. Поэтому развивали интерес не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом.
В подготовительной группе развивали умение детей тщательно вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения, чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности в его воплощении. Также работали над творческой самостоятельностью в передаче художественного образа, выразительностью речевых и пантомимических действий.
В работе над музыкально –ритмическими движениями использовали различные упражнения: общеразвивающие, которые включали ходьбу, бег, прыжки, упражнения для рук; и танцевальные - переменный шаг, притопы, кружения и т. д.
В конце учебного года (2020 – 2021), в диагностическом обследовании приняли участие: 104 воспитанников
Младшая группа - 26 детей Средняя группа - 26 детей Старшая группа – 24 ребенка Подготовительная – 28 детей
В конце года дети младшей группы научились хлопать, притопывать, подпевать, двигаться шагом под музыку. Сформировалось чувство ритма. С интересом слушают музыкальные произведения до конца, проявляют интерес к песням, стремятся двигаться под музыку, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства.
По результатам диагностики дети средней группы научились ставить ногу на носок и пятку, петь с инструментальным сопровождением. Умеют различать звуки по высоте, выразительно петь.
Дети старшей группы выполняют танцевальные движения под музыку, умеют перестраиваться. Хорошо поют под фонограмму и музыкальный инструмент. С интересом слушают новые произведения. Понимают характер музыки, могут рассказать какие чувства они испытывают, слушая произведения.
Дети подготовительной группы хорошо запоминают сложные танцевальные движения, танцы исполняют самостоятельно, слаженно. Хорошо поют песни разной сложности. У нескольких детей отмечаются хорошие вокальные данные. По результатам мониторинга была проведена беседа с родителями по дальнейшему обучению этих детей в музыкальной школе.
Таким образом, у детей в группах старшего дошкольного возраста лучшие показатели отмечаются в разделе «Восприятие музыки», «Музыкально-ритмические движения»,
«Игра на детских музыкальных инструментах».
Развитию певческих способностей способствовала систематическая работа над развитием певческих навыков. Для этой цели использовалось множество вокально-певческих упражнений, предусматривающих различные задания. Развитию танцевальных навыков способствовала проводимая мною кружковая работа «Ритмика в детском саду».
Данные диагностики показывают, что в конце года у некоторых детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности.
Наличие не достаточного уровня развития в разных возрастных группах обусловлено рядом причин. Это часто болеющие и мало посещающие занятия дети, либо дети с нарушениями в развитии, имеющие проблемы индивидуального развития в соответствии с которыми нужно продолжать формировать навыки и умения.
Аналитическая справка по результатам усвоения программного материала в области «Художественно – эстетическое развитие», музыкальная деятельность
2021-2022 учебный год
Педагогическая диагностика осуществлялась с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась методом наблюдения за детьми в процессе музыкальной совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Цель: определить динамику освоения дошкольниками образовательной программы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», музыкальная деятельность.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
проследить динамику развития каждого ребенка; оценить успешность освоения программного материала;
определить перспективы, направления коррекционно-развивающей работы.
Методы диагностики: наблюдение, диагностические игровые задания, статистическая обработка информации и др. Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в Учреждении.
Вводная и итоговая педагогические диагностики проводились на основе диагностических материалов, разработанных в Учреждении.
Субъект мониторинга: воспитанники детского сада
Исследовалось освоение детьми Образовательной программы Учреждения по образовательной области: художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса в группе.
Результат диагностики усвоения детьми разделов Образовательной программы определяется тремя уровнями:
- показатель сформирован (достаточный уровень) – справляется с заданием самостоятельно,
- показатель на стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) – справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого,
- показатель не сформирован (не достаточный уровень) – не в состоянии выполнить задание, даже с помощью взрослого.
Этапы работы:
- этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
- этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
- этап обобщающий: итоговая диагностика музыкальных способностей детей, оценка результатов.
Педагогическая диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:
восприятие музыки пение
музыкально-ритмические движения
музыкально - игровое танцевальное творчество игра на детских музыкальных инструментах
В начале учебного года (2021 – 2022), в диагностическом обследовании приняли участие: 82 воспитанника
Младшая группа - 18 детей Средняя группа - 22 ребенок Старшая группа – 19 детей Подготовительная - 23 ребенка
Результаты освоения образовательной программы детьми достаточно неоднородны.
Выводы:
Дети младшей группы в начале года с удовольствием слушают музыкальные произведения, эмоционально реагируют на них, многие узнают знакомые песни по вступлению, но не все ещё называют их. Многие различают жанры марша и танца, с удовольствием сопровождая музыку движениями. Выявлена очень низкая результативность по таким показателям как «определение звучания музыки тихо-громко, грустно весело», имеются трудности с пением. Вследствие этого, дети малоактивны. Для оптимизации работы и улучшения тех показателей, которые оказались ниже других решено разнообразить песенный репертуар на музыкальных занятиях, учить детей петь подгруппами и сольно. Многие дети хорошо различают звучание музыкальных инструментов (бубен, погремушки) и проявляют интерес к игре на них, выполняют простые танцевальные движения.
В средней группе дети не всегда могут узнать песни по мелодии, различить звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Умеют выполнять определенные танцевальные движения, могут выполнять движения с предметами. Сложнее получается играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке
В старшей группе у детей не слишком высокие результаты в разделе «Восприятие музыки». Хотя у детей появился более устойчивый интерес к музыкальным произведениям, но внимательно слушать музыку до конца умеют не все. Дети слышат в произведении развитие музыкального образа, но не умеют рассказывать о музыкальном произведении точно, подбирая соответствующие термины, неуверенно сравнивают с другими произведениями. У многих еще не получается выполнить определенные танцевальные движения, назвать детские музыкальные инструменты.
В подготовительной группе особое внимание будет уделяться постановке рук при обучении игре на детских музыкальных инструментах, будет проведена работа над тем, чтобы дети умели воспроизвести ритмический рисунок, имели представление о движении мелодии (вверх, вниз). Продолжать обучение игре на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле (оркестре). С детьми будет продолжена индивидуальная работа. Дети хорошо запоминают сложные танцевальные движения, танцы исполняют самостоятельно, слаженно.
В конце учебного года (2021 – 2022), в диагностическом обследовании приняли участие 82 воспитанника
Младшая группа - 18 детей Средняя группа – 22 ребенка Старшая группа – 19 детей Подготовительная – 23 ребенка
Дети 2 младшей группы к концу года выполнили все задачи, поставленные по музыкальному развитию. Музыкально - ритмические движения: научились ходить и танцевать в парах, активно участвовать в играх и хороводах. Дети с интересом слушают музыку, научились петь группой и по одному
К концу года дети средней группы усвоили все навыки и умения по всем видам музыкального развития научились слушать с интересом музыку беседовать о ней проявлять творчество в исполнении игр муз этюдов научились петь слаженно по одному и группой петь и играть в речевые игры играть на муз инструментах: колокольчики бубны металлофоны ложки. Уровень освоения программного материала находится на среднем уровне.
Дети старшей группы научились двигаться по залу в парах и по одному», выполнять танцевальные движения: боковой галоп, приставной шаг, подскоки. Научились с
интересом беседовать о музыке, понимать ее содержание, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе. Научились петь выразительно слаженно по одному, группой под фонограмму. Правильно и ритмично прохлопывать ритмические формулы, умеет их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах.
Дети подготовительной группы к концу достигли значительных успехов в музыкальном развитии: эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, жанр, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы; определяют по тембру звучание музыкальных инструментов. Поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, поют с музыкальным сопровождением и без него. У нескольких детей отмечаются хорошие вокальные данные. Ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве, выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах)
Таким образом, уровень музыкального развития детей групп к концу уч. года вырос по сравнению с показателями на начало года. Этому способствовало: высокий профессионализм и творческий подход педагогов, их заинтересованность в достижении лучших результатов; система музыкальных занятий, досуги и праздники совместно с родителями (реализация образовательной программы). Используя систематическую, планомерную работу с постепенным усложнением музыкального материала по развитию музыкальных способностей достигли положительной динамики.
Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности воспитанников. Во всех группах продолжать формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.
Рекомендации: продолжать работу по использованию в музыкальном развитии детей дошкольного возраста современных, инновационных технологий; больше предоставлять возможность детям в праве выбора средств для импровизации и самовыражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности - пение, танец, ритмические движения и пр.)
Вовлекать в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей, это поможет достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между родителями и педагогами.
Для успешной работы необходимо «увидеть» проблемы, которые возникли у детей в начале обучения, продумать план и стратегию по развитию музыкальных способностей, обозначить перспективу развития воспитанников.
Причины, по которым не смогли достичь предполагаемых результатов: вновь прибывшие дети, часто болеющие дети, психологические особенности ребёнка, дети ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о педагогической деятельности
Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...
Аналитическая справка о деятельности воспитателя
В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...
Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик») ...
Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.
Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...