«Психоэмоциональная разгрузка, как одно из средств профилактики заболеваний дошкольников»
материал (старшая группа)
Психоэмоциональная разгрузка, как одно из средств профилактики заболеваний дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 46.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психоэмоциональная разгрузка, как одно из средств профилактики заболеваний дошкольников»
Специалисты различают специфические и неспецифические методы профилактики ОРВИ.
Иммунизация – это процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет, или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно, путем введения вакцины. Вакцины стимулируют собственную иммунную систему организма к защите человека от соответствующей инфекции или болезни(ВОЗ).
Неспецифическая профилактика включает такие всем известные способы защиты от инфекций:
- правильное питание;
- режим дня;
- закаливание;
- занятие физкультурой
- создание благоприятных условий (чистые, проветриваемые помещения, отсутствие стрессов и т.д.);
Лучшее лекарство от болезней - хорошее расположение духа.
Парацельс Швейцарский Философ, врач
Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.
Хронический стресс у ребенка способен стать причиной частых простудных заболеваний, так как иммунная система организма дает сбой. А очень длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом.
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодняшний день детский стресс явление не редкое. На детях лежит огромный груз обязанностей .Стресс может возникнуть даже у совсем маленьких детей. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.
В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу, что негативно сказывается на их здоровье.
Дети в отношении стресса намного уязвимее взрослых, и не только потому, что имеют меньший запас ресурсов адаптационной энергии, но и из-за особенностей детского восприятия мира. Они гораздо более консервативны, чем взрослые. В силу малого жизненного опыта дети, особенно раннего возраста, разделяют мир не по категориям добра и зла, плохого и хорошего, а по принципу «нравится — не нравится».
То, что ребенку не нравится, может вызвать у него значительный стресс.
Поэтому когда ребенок, например, впервые идет в детский сад очень важно сохранить для него ощущение комфорта, привычности.
Каждому воспитателю понятно, что веселый ,смелый, жизнерадостный ребенок намного реже болеет вирусными заболеваниями.
Перед педагогом напрямую встают проблемы сохранения здоровья и психоэмоциональной разгрузки воспитанников. Ведь улыбающие дети счастливы, изобретательны, неутомимы, здоровы и буквально превосходят самих себя, а это является психоэмоциональным плюсом в развитии ребенка.
Содержание деятельности детского учреждения направлено на обеспечение и сохранности физического и психического здоровья ребенка.
Оздоровительная направленность образовательного процесса – это система мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время занятий.
В режиме дня дошкольника место для психоэмоциональной разгрузки можно найти в следующих этапах:
- Во время утренней гимнастики. Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации.
- Психотерапевтическая прогулка - это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег.
Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых, фиксировать свое физическое и психическое состояние в определенных точках маршрута.
- Частично применять методологию В.Ф.Базарного динамических, т. е. меняющихся поз (стоя-сидя, а иногда и лежа) через 15 минут сидячего режима переходим к 15-минутному режиму стоячему или двигательному в свободно выбранных самими детьми позах.
- Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
- Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Перед сном использовать релаксационную музыку. На занятиях используются различные игры на релаксацию. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, в дошкольном учреждении целесообразно организовать центры психологической разгрузки в каждой возрастной группе. Центр психологической разгрузки – реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
При подборе материала для подобных центров необходимо учитывать потребности детей. Кому – то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме. Посидеть в тишине, кто – то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Сдерживание агрессии эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС, а как следствия заболеваний ОРВИ. Поэтому становится задача – обучить детей простым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. В нашей группе в уголок вошли следующие материалы: в уголке уединения
- Уголоки психологической разгрузки
- применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует
- умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон,
- возбуждает интерес к исследованию.
- Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в
- формировании психологического здоровья.
- Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного
- назначения, а именно:
- для психологической разгрузки воспитанников;
- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях,
- приёмам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению;
- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным
- действиям в команде.
Уголок уеденения
- Дать возможность детям уединиться на 10-15 минут в специально оборудованном уголке и спокойно поиграть малышу там. Цель - предоставление условий для отдыха в течение
- дня, необходимых для выражения переживаемых
- детьми стрессовых ситуаций ,например, утреннего
расставания с родителями. Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- графинчик для крика «Слушанчик».
- Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
- «Мешочки настроений».
- Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка взять хорошее настроение.
- массажные мячи «Ежики».
- Дети разными способами катают мяч в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться. С помощью приемов самомассажа (растирания ладонью грудной клетки) ребенок так же улучшает свое настроение.
«волшебные подушки».
- Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей- это плохо, им больно, а побить подушку можно
- Игры с песком
- Эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
- игры и приемы взаимодействия с детьми, которые вызовут у ребят положительные эмоции, смех и непринужденность.
- Использовать упражнения из психогимнастики, аутогенной
- Таким образом, у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, успокоиться, повысить настроение. Игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его.
Дети с раннего возраста имеют возможность обучаться приемам саморегуляции, навыкам коммуникативного взаимодействия. - Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.
- Если люди, которые окружают ребенка счастлив и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи, но воспитатель проводит с малышем иногда даже больше вре5иени,чем родители,пэтому делаем выводы .
- тренировки и дыхательной гимнастики для нормализации двигательной активности детей ( дать им возможность сконцентрироваться на своих ощущениях, успокоиться после интенсивной двигательной или интеллектуальной деятельности).
- Не забывать о динамических паузах между учебными занятиями.
- Использовать такие игры и приемы взаимодействия с детьми, которые вызовут у ребят положительные эмоции, смех и непринужденность. Чтение и разбор сказки «Резвушка-хохотушка и ее сестра Плакса-вакса»
- .2 Релаксационные занятия с детьми.
- Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
- Целью релаксации является снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала. Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи.
- Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
- Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
- В основе занятий лежат разработки И.Г. Выгодской, Л.П. Успенской. Из книг: Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.И.Чистяковой «Психогимнастика», различные публикации из справочника «Педагог – психолог в ДОУ».
- 2.2.1 Дыхательные упражнения
Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:
- гимнастика по А. Н. Стрельниковой
- гимнастика по К. П. Бутейко
- гимнастика из хатха-йоги и др.
Основу этих гимнастические комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:
- Центр психологической разгрузки
Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, в дошкольном учреждении целесообразно организовать центры психологической разгрузки в каждой возрастной группе. Центр психологической разгрузки – реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
При подборе материала для подобных центров необходимо учитывать потребности детей. Кому – то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме. Посидеть в тишине, кто – то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Сдерживание агрессии эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС, а как следствия заболеваний ОРВИ. Поэтому становится задача – обучить детей простым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. В нашей группе в уголок вошли следующие материалы: в уголке уединения
- телефон «Позвони маме».
Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- графинчик для крика «Слушанчик».
Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
- «Hand gumm».ручная жвачка
Работа с «умным пластилином» оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость материала дают возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения.
- «игры с песком».
Игры с песком положительно влияют на развитие ребенка, стабилизируют эмоциональное состояние.
- «волшебные подушки».
Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей- это плохо, им больно, а побить подушку можно;
- «набор бумаги для разрывания»
- «Мешочки настроений».
Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка взять хорошее настроение.
- «панно «Настроение»».
Разматывая и сматывая резиночки, дети овладевают приемом саморегуляции;
-массажные мячи «Ежики».
Дети разными способами катают мяч в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться. С помощью приемов самомассажа (растирания ладонью грудной клетки) ребенок так же улучшает свое настроение.
Таким образом, у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, успокоиться, повысить настроение. Игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его.
Дети имеют возможность обучаться приемам саморегуляции, навыкам коммуникативного взаимодействия.
Упражнение «Раскопать клад». Этот вариант упражнения предлагается ребенку в виде сказки: «В одной сказочной стране жила прекрасная фея. Она жила в волшебном лесу со сказочными обитателями. Но еще ей очень нравилась песчаная страна по-соседству. Она любила летать над этой песчаной страной и любоваться дюнами, песчаными морями. Однажды, когда она пролетала над песчаной страной, поднялась песчаная буря, да такая сильная, что Фея растеряла все свои разноцветные волшебные камешки (желтые – как песок, зеленые – как трава в ее стране, голубые – как моря и реки). Фея очень расстроилась, ведь без этих камешков, погибнет ее страна. Давай поможем их найти и разложим по цветам.
Ребенок находит разноцветные камешки и раскладывает по цветам. Затем они дарятся Фее.
Упражнение «Разные настроения».
Можно продолжить тему сказки: «Когда сказочная Фея растеряла свои волшебные камешки, как ты думаешь, что чувствовала Фея, какое настроение у нее было? Попробуй нарисовать на нашем песочном листе. (Обратить внимание на выражение глаз, рта, бровей разных эмоций). А когда ты нашел (нашла) камешки Феи, что она почувствовала, а ты? Давай попробуем нарисовать.
На следующих занятиях тему Феи можно развить, построить ее сказочную страну, придумать с ребенком приключения для Феи и проиграть их.
Эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
2.3.2 Игры с водой
Всех детей очень привлекают игры с водой. Они, как и песочная терапия, благотворно влияют на эмоциональное состояние дошкольников.
Для игр с водой можно использовать надувные бассейны, большие тазы или ванны. Хорошо на участке в летний период сделать желобки в виде ручейков или небольшой бассейн. Игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки) раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом.
- Комплексно тематическое планирование
(Средний дошкольный возраст)
Месяц | Тема, задачи | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | Диагностика. | |||
октябрь | Радость. - первичное знакомство с чувством радости; - развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека | Грусть. - первичное знакомство с чувством грусти; - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; - развитие понимания возникновения эмоции в определенных случаях. | Радость и грусть. - закрепление и обобщение знаний о чувстве радости; - закрепление и обобщение знаний о чувстве грусти; - определение отличительных особенностей эмоций «радость» и «грусть». | Чтение худ. лит. «Резвушка-хохотушка и ее сестра Плакса-вакса» - учить различать эмоциональное состояние персонажей, - учить анализировать поведение героев произведения, - закреплять понятия эмоции, их проявление. |
ноябрь | Дидактич. игра «Мешочек смеха» -закрепление знаний эмоций «радость», «грусть» - учить детей нескольким способам рассмешить человека; | Как развеселить грустного человека. -развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. -формирование способности «видеть» сверстника и понимать его эмоциональное состояние. | Цвет радости и грусти - формировать у детей ассоциативное соотношение цвета с эмоциональным состоянием; - учить определять эмоциональное состояние по рисунку; | ИЗО «Приключения маленького кружочка» - развивать фантазию и воображение детей, - учить составлять небольшой рассказ и сопровождать его иллюстрациями; - закрепить мимическое проявление эмоций «Радость» и Грусть». |
декабрь | Хитрость. -знакомство с эмоцией; - закрепление мимических навыков. | Чтение сказки «Волк - простофиля» - развивать способность определять характер персонажей; - учить называть отличительные черты героев произведения; - развивать умение видеть эмоциональную составляющую произведения. | Наивность и лукавство. - знакомство с понятием наивность и лукавство; - отличительные черты двух понятий. | Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» - развивать способность определять характер персонажей; - учить называть отличительные черты героев произведения; |
январь | Удивление. - знакомство с чувством удивления; - закрепление мимических навыков. | Чтение сказки «Как старик клад нашел» - развивать способность определять характер персонажей; - учить определять эмоциональную составляющую произведения; | Дидакт. игра «Сундук эмоций» - закрепить с детьми мимическое проявление эмоций; -учить угадывать эмоциональное состояние персонажей по описанию ситуации; | Чтение сказки «Вершки да корешки» - развивать способность определять характер персонажей; - учить определять эмоциональную составляющую произведения; |
февраль | Злость.Гнев. -Познакомить с эмоцией гнев, - учить видеть причину появления эмоции; - развивать способность называть характерные признаки эмоции. | «Приключения волшебных подушек» - познакомить детей с несколькими способами управления гневом; - развивать способность определять свое эмоциональное состояние; | Как помочь сердитому человеку? -развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. -формирование способности «видеть» сверстника и понимать его эмоциональное состояние. | «Цвет настроения» - учить «видеть» настроение окружающего мира; - развивать умение соотносить эмоции с цветовой гаммой; ИЗО «Я рисую настроение» - учить детей передавать настроение через рисунок; - развивать способность передавать свое настроение с помощью цвета; |
март | Страх. -познакомить детей с чувством страха; - изучить выражение эмоциональных состояний в мимике; - поиск путей преодоления страха; | Робость. -повысить у детей уверенность в себе; - способствовать сплочению группы; - познакомить с чувством робости; -развитие эмпатии, умения сопереживать другим. | Страх и робость. - отличительные особенности эмоций « страх» и «робость»; - закрепить выражение эмоциональных состояний в мимике.
| Чтение сказки «Как лиса коту женой стала» - развивать способность определять характер персонажей; - учить называть отличительные черты героев произведения; |
апрель | Вина. Стыд. - знакомство с чувством вины; - причины возникновения эмоции; | -Как избавиться от чувства вины? - развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - формировать умение находить способы нейтрализации эмоции; - развивать чувство уверенности в себе; | Что такое дружба? -освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. -снятие эмоционального напряжения. -осознание своих эмоциональных переживаний. | Какие чувства мешают дружить? -формирование навыков позитивного общения. -развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям. |
май | диагностика |
- Комплексно тематическое планирование
(Старший дошкольный возраст)
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
сентябрь | Диагностика | Беседа «У меня сегодня настроение такое…» | Дид. игра «Тактильное домино» | |
октябрь | Беседа «Где живет радость?» | Дид.игра «Сундук эмоций» | Беседа «Почему приходит грусть?» | Упражнение «В борьбе с грустью» |
ноябрь | Чтение и разбор произведения Галины Хлыбовой | Дид.игра «Калейдоскоп настроения» | Беседа «Цвет моих эмоций» | ИЗО «Я рисую настроение» |
декабрь | Кук. спектакль «Три поросёнка» | Беседа «Где живёт дружба?» | Подвиж. игры «Дружные ребята» | Творч. деят-ть «Подарок другу» |
январь | Чтение и разбор сказки «Резвушка-хохотушка и ее сестра Плакса-вакса» | Дид. игра «Где прячется страх?» | ||
февраль | Беседа «Откуда пришёл гнев?» | Дид. игра «Спокойствие! Только спокойствие!» | Чтение и разбор сказки «У страха глаза велики» | ИЗО «Покажи свой страх» |
март | Беседа «Чего же я хочу?» | Чтение и разбор сказки «Петух и два мышонка» | Беседа «Где набраться терпения?» | Творч. деят. «Карта желаний» |
апрель | Беседа «Я хочу, и я могу это сделать сам!» | Дид. игра «Исполни желание друга» | Творч. деят. «Заветное желание» | Дид. игра «Уступи желание» |
май | Диагностика | Творч. деят. «Моё настроение сегодня» | Чтение и разбор сказки «Два жадных медвежонка» | Досуг «Дружба крепкая не кончается» |
3. Организационный раздел
- Предметно-развивающая среда
Центр психоэмоциональной разгрузки включает в себя:
- Сенсорное оборудование («цветной дождик», «звуковая дорожка», стол – планшет с подсветкой для песочной терапии, hand gumm – «умная жвачка» для рук, «лунный песок», «кинетический песок», «цветной песок», ферромагнитная жидкость в комлекте с планшетом и магнитами, подушка «злючка», «волшебный мешочек «Смешанчик» и прочее)
- Картотека игр с дидактическим набором по изучению эмоций
- Картотека игр на развитие умений управления своим эмоциональным состоянием
- Набор дидактических игр, направленных на стабилизацию эмоционального состояния
- Набор бумаги и карандашей, антистрессовые раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как одно из средств профилактики простудных заболеваний". Первая младшая группа.
Обучив малыша простым и весёлым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ...
Мастер класс для родителей «Закаливание- одна из форм профилактики заболеваний у детей»
Мастер класс для родителей «Закаливание- одна из форм профилактики заболеваний у детей»...
Мастер–класс для родителей «Дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева как одно из средств профилактики простудных заболеваний детей »
Мастер- класс познакомит родителей с методикой дыхательной гимнастики Б.С. Толкачева...
Сообщение к педсовету из опыта работы на тему: «Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»
Сообщение к педсовету из опыта работына тему:«Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»...
Хатха-йога, как средство профилактики заболеваний и оздоровления дошкольников.
Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.Только здоровый ребенок с удо...
Консультация для родителей в рамках родительского клуба "Рука в руке" - «ЗАКАЛИВАНИЕ — одна из форм профилактики заболеваний у детей»
Консультация в рамках родительского клуба "Рука в руке" - «ЗАКАЛИВАНИЕ — одна из форм профилактики заболеваний у детей»Закаливание – это тренировка защитных сил ...
Элементы дыхательных упражнений в режимных моментах как одна из форм профилактики заболеваний органов дыхания
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...