Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей", предназначен для работы с родителями в учреждении дополнительного образовании.
материал
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_1.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Экологическое воспитание детей
в дополнительном образовании.
Неконтролируемое вторжение человека в природу, ее бездушная эксплуатация в течение столетий, особенно с началом промышленной революции, привели к тому, что состояние экологии стало угрожать качеству жизни людей и самому существованию человеческого общества.
За последние десятилетия произошло огромное число локальных экологических катастроф, негативно повлиявших на окружающую среду. Получаемые от природы блага люди возвращают ей обратно в отработанном виде, что оборачивается загрязнением планеты. И процесс этот нарастает с каждым годом. Уже несколько поколений жителей бьет тревогу, пытаясь привлечь внимание к этим вопросам.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Особый интерес у ребенка вызывает природа – жизнь в лесу, на лугу, во дворе, у дома. По этому поводу В.А. Сухомлинский заметил, что мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. И именно природа – зеленая лаборатория под голубым небом – во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития. Путей решения экологических проблем немало, но среди них есть важный и непростой – развитие экологического образования и просвещения населения. Возникает задача воспитания поколения людей с экологическим мировоззрением, с развитой экологической культурой.
Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени. Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания.
Система дополнительного образования более гибкая и имеет большие возможности для творческого и интеллектуального развития личности. Ее преимущества перед занятиями в учебном кабинете заключается в наиболее эффективном представлении конкретных проблем окружающей среды, непосредственно затрагивающие жизнедеятельность людей.
Дополнительное образование создает условия для практического исследования окружающей среды, воспитания человека с новым типом мышления, с экологически правильным поведением. В свободное от уроков время педагоги имеют большие возможности увлечь учащихся, привести их к поставленной цели: воспитанию гражданских чувств, патриотизма, ответственности, самостоятельности, развитию познавательных интересов, навыков трудолюбия, эстетической культуры, становлению активной жизненной позиции, обогащению положительным нравственным опытом.
Деятельность по экологическому воспитанию разнообразна по своей специфике и содержанию:
- Проведение тематических мероприятий:
тематических бесед, лекций, диспутов («Лесная аптека», «Осторожно, их мало!» «Заповеди леса»);
конкурсов, викторин («Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Удивительная природа» «Чем я могу помочь?»);
выставок поделок, сделанных обучающимися из бросового и природного материалов;
открытых занятий для обучающихся других творческих объединений;
мероприятий совместно с родителями и для родителей («Посадим дерево», «Отдыхаем, не вредя» (семейный фотоархив), «Экологический десант»);
экскурсий («Экологическая тропа»);
литературных страничек по изучению произведений о природе, животных, птиц и т.д.
- Поисковая деятельность:
работа с источниками массовой информации;
подборка материала из журналов, газет;
разработка и защита докладов, рефератов, проектов и т.д.
работа в Internet – сети;
ведение, фиксирование и обоснование наблюдений;
разработка и создание тематических информационных стендов («Экологический вестник», «Растения из Красной Книги», «Земля – наш дом»).
- Творческая деятельность:
участие в конкурсах рисунков на заданные темы;
разработка и проведение мероприятий;
разработка интеллектуальных игр («Живое – неживое», «С какой ветки детки?», « Мы нужны друг другу») и т.д.
изготовление поделок из бросового и природных материалов;
участие в выставках различных уровней;
разработка тематических проспектов, брошюр, плакатов и т.п.
участие в семинарах, конференциях.
- Практическая деятельность:
заготовка бросового и природного материалов для изготовления поделок;
изготовление и развешивание кормушек для птиц;
участие в субботниках по благоустройству территории.
Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе учреждения.
Живой уголок – это центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе.
Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, воспитания у них интереса и бережного отношения к ней. Участок является местом, где обучающиеся приобретают основы экологических знаний, приобщаются к научно-исследовательской работе, выполняют опыты, наблюдения.
Правильная организация работы по экологическому воспитанию позволит вырастить гармонически развитых детей, которые будут знать и помнить о том, что любовь к природе, понимание ее роли в жизни человека, ответственность за ее состояние в настоящем и будущем.
Результат проявляется в том, что дети сами не только начинают думать, что этот мусор надо убрать, пусть даже за кем-то, а этому деревцу надо помочь, замазав ранку на стволе, а птичек в этом лесу, парке, во дворе надо покормить, но и на практике могут применить свои знания.
Список использованной литературы
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Снитко И.В., Воспитание экологической культуры у детей и подростков М.1999.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей М. 2002.
- «Правмир» Экология для детей М. 2012.
- Архипенко Я.И. «Экологическое воспитание»
- Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.
В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект...
Квалификационная работа на тему : "Обучение английскому языку детей дошкольного возраста средствами игры в учреждении дополнительного образования детей"
В данном сборнике представлен теоретический и практический материал, который используется в обучении детей дошкольного возраста английскому языку. Сборник рассчитан на воспитателей дошкольных образова...
Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования.
Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования....
Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).
Четырнадцатый раз на сцене ДДТ город Донской проходит детский фестиваль «Солнечный лучик». В этот раз все увидели инсценировку, музыкальной сказки «Дюйм...
Мастер-класс «Работа с родителями в рамках дополнительного образования с использования интерактивной панели»
Семья начинается с детей. А.И.ГерценСемья – один из шедевров природы. Д.СантаянаОборудование: интерактивная панель, экран, аудиозапись. Доброе утро, уважаемые коллеги...
Консультации для родителей. Для чего нужна музыка в учреждениях дополнительного образования.
Для чего нужна музыка в учреждении дошкольного образования Мы хотим познакомить вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей; что для этого делается в стена...
ПРИКАЗ от 12.04.2023. № 63-ОД. О проведении муниципальной конференции работников образования "Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма в системе: детский сад-школа-учреждения дополнительного образования"
ПРИКАЗ от 12.04.2023. № 63-ОД.О проведении 11.05.2023. муниципальной конференции работников образования на площадке д/с "Островок", с.Малокурильское. По теме:"Формирование гр...