Мастер-класс «Работа с родителями в рамках дополнительного образования с использования интерактивной панели»
методическая разработка
Семья начинается с детей. А.И.Герцен
Семья – один из шедевров природы. Д.Сантаяна
Оборудование: интерактивная панель, экран, аудиозапись.
Доброе утро, уважаемые коллеги!
В современное время сохранения и укрепления здоровья детей – это самое актуальное, а физкультурно-оздоровительное направление – приоритетное в дошкольном образовании, так как состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития (слайд 1)
На данный момент очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание ребенка несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяет понятия «сотрудничество» и «взаимодействие».
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья для каждого ребенка-это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей (слайд 2)
Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников - одна из главных задач, стоящих перед специалистами, медицинскими работниками, педагогами МБДОУ «Детского сада № 15» (слайд 3)
Работа руководителя физического воспитания с родителями разнопланова. Она осуществляется по семи направлениям, или блокам. Все блоки взаимодействия руководителя физического воспитания с родителями находится в единстве и тесной взаимосвязи между собой. Каждый из блоков одинаково необходим и в определенной мере не может существовать отдельно от других.
Первый блок. Ознакомительно – диагностический (слайд 4)
Включает в себя следующие направления работы:
- Анкетирование (анализ информированности родителей о содержании физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ; определение места физической культуры и спорта в семьях дошкольников; выявление проблем, возникающих у родителей в процессе организации физического воспитания в домашних условиях и т.д.). Полученная из анкет информация позволяет не только конкретизировать содержание работы с семьей, но и определить тематику и направленность собраний, консультаций и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Кроме того, анкетирование помогает наметить дифференцированный подход к разным категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, могут стать настоящими помощниками в работе по физическому воспитанию дошкольников.
- Родительские собрания - это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями воспитывающих детей дошкольного возраста. Родительские собрания - действенная форма общения педагога с родителями. Примерные темы: «Содержание кружка «Маленькие йоги», «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду», «Второй год обучения «Веселая йога» (слайд 5)
- Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации физического воспитания в ДОУ (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке, индивидуальная работа и т.д.) с целью своевременного выявления каких-либо проблем и путей их совместного с родителями устранения.
- Беседы с детьми и родителями (выяснение отношения к различным видам физических упражнений; предпочтений и ожиданий родителей и детей в области физической культуры; ознакомление с планом работы по физическому воспитанию на ближайший период – неделю, месяц, квартал). Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем педагог может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Инструктор по физической культуре должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность, быть деликатным (слайд 6)
Второй блок. Наглядно-информационный (слайд 7)
- Оформление стендов («Здоровый малыш», «Наши успехи», «Хатха Йога » и т.д.).
- Выпуск стенгазет («Вместе мы дружнее», «Наши победы», «Мама и спорт» и т.д.).
- Папки-передвижки – они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей (в годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы потом можно было подобрать иллюстрации, подготовить текстовый материал, например, «О пользе детской йоги», «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка»).
- Рекомендации родителям по различным аспектам физического воспитания («Как подобрать лыжи ребенку», «Упражнения дыхательной гимнастики»)
- Фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности (праздники, досуги, походы, дни здоровья и т.д.) (слайд 8)
- Видеоролики, видеофильмы («Веселый футбол», «Ледниковый период», «На лыжах всей семьей»)
- Объявления, информационные бюллетени о спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях: «Осенний кросс» и т.д.
- Помощь родителей в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к праздникам, досугам, в изготовлении атрибутов, масок, костюмов.
Третий блок. Консультативный (слайд 9)
Это:
- Консультации для родителей. («Какой спорт полезен ребенку», «О вредных привычках», «Закаливание организма ребенка», «Значение профилактических прививок») Консультации проводятся как индивидуально, так и для подгрупп родителей
- Семинары (например «Особенности занятий физкультурой с детьми речевых групп», «Домашняя игротека развивающих игр с детьми») (слайд 10)
- Лекции («Здоровье наших детей в наших руках», «Сензитивные (чувствительные или наиболее благоприятные) периоды развития физических качеств» и др.).
- Круглые столы («Родителям о правилах утренней гимнастики», «Психическое здоровье и телевидение»). Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
- Беседы («Разные формы проведения физкультурных занятий», «Прыгать через скакалку – это просто!» и т.д.).
- Дискуссии («Нужно ли заниматься с детьми физкультурой в домашних условиях», «Пример родителей в занятиях физкультурой – это важно!»).
- Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.
- Конференции – основная цель - это обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения и т.п.
- Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к специалисту и т.п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагога о замеченных необычных проявлениях детей.
- Библиотека – это специальная подборка стихов, рассказов и сказок, загадок о спорте и физкультуре для чтения вместе с детьми.
Четвертый блок. Субъективно-дифференцированный (слайд 11)
Включает в себя:
- Индивидуальную работу с родителями по инициативе специалиста (индивидуальные консультирование родителей; рекомендация, показ педагогом различных комплексов упражнений для занятий дома в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и т. д.).
- Индивидуальную работу специалиста с родителями по их инициативе по мере необходимости (получение индивидуальных рекомендаций по различным вопросам, например: «Справляется ли мой ребенок с требованиями программы в детском саду?», «С чего начинать закаливание?», «Как правильно организовать дома спортивный уголок?» и т.д.).
Пятый блок. Репрезентативно-практический (слайд 12)
Состоит из:
- Совместных с родителями физкультурных занятий разного типа (сюжетные, танцевально-ритмические и др.) с использованием различного инвентаря.
- Практикумов по проведению различных видов утренних гимнастик: сюжетных, оздоровительной направленности, с музыкальным сопровождением и др. («Веселые гуси», «Зимушка-зима» и т.д.).
- Ознакомление родителей с разнообразными физкультминутками («А в лесу растет черника», «Аист» и др.).
- Обучение родителей проведению подвижных игр малой, средней, большой подвижности, с разным количеством детей, дома и на свежем воздухе («Найди дерево», «Кондолы», «Ровным кругом», «Выше земли» и т.п.).
- Показа отдельных элементов спортивных упражнений и спортивных игр (упражнения с мячами для игры в баскетбол, подводящие упражнения с ракеткой и воланом в бадминтоне, ознакомление с построением различных фигур и с правилами их выбивания битой при игре в городки и т.д.).
Шестой блок. Рекреационно-досуговый (слайд 13).
Подразумевает:
- Участие в совместных спортивных праздниках и физкультурных досугах по календарному плану педагога ("Папа, мама и я -спортивная семья", "А ну-ка, мамочки!», «23 февраля» и т.д.) (слайд 14).
- Совместные дни здоровья.
- Туризм (пешие походы в ближайший парк, походы с целью ознакомления с районом проживания, знакомство с историческими памятниками и т.д.).
- Мастер-класс (занятий кружка по Хатха-Йоге) с участием родителей. (слайд 15)
В дни зимних и весенних каникул можно организовать и провести такие совместные мероприятия, как неделя здоровья, неделя подвижных игр (спортивные, подвижные, подвижные хороводные игры; музыкально-ритмические композиции и т.д.).
Рекомендуется привлекать родителей к участию в предварительной работе по подготовке к физкультурным досугам и спортивным праздникам, например, к чтению литературных произведений на заданные педагогом темы, к просмотру спортивных, детских телепередач, к разучиванию с детьми небольших стихотворений, ролей персонажей и т.д.), к участию в жюри, оказанию помощи в судействе соревнований и др.
Седьмой блок. Перспективный (слайд 16).
Включает в себя:
- Совместное обсуждение примерных планов спортивных мероприятий (на следующий квартал, на время зимних каникул, на летний период и т.д.).
- Определение объема необходимой помощи родителей в изготовлении атрибутов, костюмов, инвентаря, в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к плановым спортивным мероприятиям и т.д.
- Совместное примерное планирование тем для консультаций, семинаров, бесед, практических занятий и т.д.
Работа с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одной из самых сложных и деликатных в деятельности детского сада, она необходима и очень важна.
Посещая консультации, семинары, беседы, активно участвуя в практических занятиях, "круглых столах", подготовке досугов и праздников, в оформлении стендов, изготовлении необходимой атрибутики и т.д., родители приобщаются к жизни детского сада, понимают, чем он живет, какие задачи решает, какие трудности испытывает, и в какой помощи нуждается.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Итак: педагогам необходимо приложить максимум усилий, чтобы вовлечь родителей в актуальный и увлекательный для них процесс познания способностей и возможностей своего ребенка, превратить их в своих союзников и активных помощников. Всем успехов в этой сложной, но интересной работе.
- а теперь я приглашаю вас на мастер-класс комплекса Хатха-йоги.
10-минутный комплекс для девушек: «Проснитесь! Вперед!» (с использованием слайдов)
- Сосредоточьтесь на дыхании
*улучшает циркуляцию крови во всех органах
*расслабляет мышцы и связки
*помогает снять стресс
- Сапожник
* улучшает циркуляцию крови во всех органах.
*укрепляет внутренние мышцы бедер и паха.
*расправляет грудную клетку и плечи.
* помогает облегчить астму.
- Вращение бедрами
*стимулирует работу печени, почек и кишечника
*помогает справиться с нервным возбуждением
*помогает справиться с несварением желудка и запорами
*укрепляет мышцы бедер
*ослабевает напряжение в позвоночнике
*расправляет плечи и грудную клетку
*помогает облегчить астму
- Мостик
* помогает увеличить гибкость позвоночника,
* помогает укрепить мышцы живота,
*стимулирует деятельность щитовидной железы.
- Большой палец
* улучшает циркуляцию крови во всех органах
* укрепляет мышцы бедер и коленей.
* повышает гибкость бедер. Тонизирует брюшные мышцы.
* помогает облегчить боль в спине,
*справиться с несварением желудка и запорами.
6.Собака
*улучшает циркуляцию крови во всех органах
*укрепляет мышцы голеней, бедер, рук и ладоней
*помогает облегчить боль, справиться с усталостью и несварением желуд
7.Гора
*улучшает циркуляцию крови во всех органах
*тонизирует мышцы рук
*укрепляет мышцы живота
*улучшает осанку
Стоящая рыба
*исправляет сколиоз
*расширяет легкие
*тонизирует мышцы рук
*помогает облегчить астму,
*помогает снять волнение
Треугольные вариации
*стимулирует работу печени, почек, кишечника
*помогает снять стресс, усталость, напряжение в плечах,
*помогает справиться с несварением желудка
*укрепляет мышцы голеней и бедер
*тонизирует мышцы
Треугольник
*стимулирует работу печени, почек и кишечника
*помогает справиться с несварением желудка
*повышает гибкость позвоночника
*тонизирует мышцы ног
*укрепляет мышцы рук, поясницы и живота
Аист
*улучшает циркуляцию крови во всех органах
*укрепляет мышцы рук и бедер
*расширяет легкие
*помогает облегчить астму и снять стресс
*повышает способность к концентрации внимания
- Освобождение
*стимулирует работу печени, почек и кишечника
*помогает снять стресс, усталость
*справиться с несварением желудка
*укрепляет мышцы голеней и бедер
Статистические позы от стресса, нервного истощения
Кобра «Бхунджангасана»
*придает эластичность позвоночнику,
*ставит на место смещенные позвонки,
*способствует излечению радикулита,
*укрепляет мышцы спины и шеи, улучшает осанку.
*тонизирует
Наклон вперед «Пашимотасана»
*придает эластичность позвоночнику,
*ставит на место смещенные позвонки,
*способствует излечению радикулита,
*укрепляет мышцы спины и шеи,
*улучшает осанку
*тонизирует
Перекладина «Паригхасана»
*очень хорошо исправляет сколиозы
*повышает функцию органов пищеварения
*тонизирует мышцы и кожу живота
Наклон «Уттанасана»
*очень хорошо растягивает мышцы спины и задней поверхности ног
*повышает гибкость позвоночника
*облегчает боли в спине
*тонизирует деятельность внутренних органов
*благотворно влияет на центральную нервную систему
«Обрыв»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ «СКОРО В ШКОЛУ»
Данная Рабочая программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской. Цель: оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обу...
Видео - фрагмент КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ "АКАДЕМИЯ ПОЧЕМУЧЕК "В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ "КОСМИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ" С ДЕТЬМИ 6 ЛЕТ В "АКАДЕМИИ ПОЧЕМУЧЕК "...
«Работа с родителями в рамках инклюзивного образования»
Как можно помочь родителям детей ОВЗ в образовательном процессе....
Система работы с родителями в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Стретчинг-сказки»
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Еще Л. Шопенгауэр...
Сценарий мастер-класса для детей и родителей в рамках заседания семейного клуба Тема: «Изготовление куклы - мотанки в рамках знакомства детей и родителей с народной культурой»
Цель:Познакомить родителей и родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных ,обучить изготовлению тряпичной куклы-матанки....
Мастер-класс по экологии для родителей в рамках Российского Дня без бумаги "Научимся использовать бумагу рационально!"
Мастер-класс по экологии для родителей в рамках Российского Дня без бумаги "Научимся использовать бумагу рационально!"...
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЕШОЧКИ» Мастер – класса по декоративно-прикладному творчеству для педагогов дополнительного образования на тему: «Цветочное настроение»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники нетрадиционного рисования «Разноцветные мешочки»...