Мастер-класс «Работа с родителями в рамках дополнительного образования с использования интерактивной панели»
методическая разработка

Бабинцева Наталья Алексеевна

Семья начинается с детей.  А.И.Герцен

Семья – один из шедевров природы. Д.Сантаяна

Оборудование: интерактивная панель, экран, аудиозапись.

   Доброе утро, уважаемые коллеги!

   В современное время сохранения и укрепления здоровья детей – это самое актуальное, а физкультурно-оздоровительное направление – приоритетное в дошкольном образовании, так как состояние здоровья во многом определяет  развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития (слайд 1)

На данный момент очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание ребенка несут ответственность родители, а все  другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяет понятия «сотрудничество» и «взаимодействие».

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья для каждого ребенка-это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни.

    Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей (слайд 2)

Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников  - одна из главных задач, стоящих перед специалистами, медицинскими работниками, педагогами  МБДОУ «Детского сада № 15» (слайд 3)

Работа руководителя физического воспитания с родителями разнопланова. Она осуществляется по семи направлениям, или блокам. Все блоки взаимодействия руководителя физического воспитания с родителями находится в единстве и тесной взаимосвязи между собой. Каждый из блоков одинаково необходим и в определенной мере не может существовать отдельно от других.

Первый блокОзнакомительно – диагностический (слайд 4)

Включает в себя следующие направления работы:

  1. Анкетирование  (анализ информированности родителей о содержании физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ; определение места физической культуры и спорта в семьях дошкольников; выявление проблем, возникающих у родителей в процессе организации физического  воспитания в домашних условиях и т.д.). Полученная из анкет информация позволяет не только  конкретизировать содержание работы с семьей, но и  определить тематику и направленность собраний, консультаций и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Кроме того, анкетирование помогает наметить дифференцированный подход к разным  категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, могут стать настоящими помощниками в работе по физическому воспитанию дошкольников.
  2. Родительские собрания - это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями воспитывающих детей дошкольного возраста. Родительские собрания - действенная форма общения педагога с родителями. Примерные темы: «Содержание кружка «Маленькие йоги», «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду», «Второй год обучения «Веселая йога» (слайд 5)
  3. Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации физического воспитания в ДОУ (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке, индивидуальная работа и т.д.) с целью своевременного выявления каких-либо проблем и путей их совместного с родителями устранения.
  4. Беседы с детьми и родителями (выяснение отношения к различным видам физических упражнений; предпочтений и ожиданий родителей и детей в области физической культуры; ознакомление с планом работы по физическому воспитанию на ближайший период – неделю, месяц, квартал). Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем педагог может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Инструктор по физической культуре должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность, быть деликатным (слайд 6)

Второй блокНаглядно-информационный (слайд 7)

  1. Оформление стендов («Здоровый малыш», «Наши успехи», «Хатха Йога » и т.д.).
  2. Выпуск стенгазет («Вместе мы дружнее», «Наши победы», «Мама и спорт» и т.д.).
  3. Папки-передвижки – они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей (в годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы потом можно было подобрать иллюстрации, подготовить текстовый материал, например, «О пользе детской йоги», «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка»).
  4. Рекомендации родителям по различным аспектам физического воспитания («Как подобрать лыжи ребенку», «Упражнения дыхательной гимнастики»)
  5. Фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности (праздники, досуги, походы, дни здоровья и т.д.)  (слайд 8)
  6. Видеоролики, видеофильмы («Веселый футбол», «Ледниковый период», «На лыжах всей семьей»)
  7. Объявления, информационные бюллетени о спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях: «Осенний кросс» и т.д.
  8. Помощь родителей в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к праздникам, досугам, в изготовлении атрибутов, масок, костюмов.

Третий блокКонсультативный (слайд 9)

Это:

  1. Консультации для родителей. («Какой спорт полезен ребенку», «О вредных привычках», «Закаливание организма ребенка», «Значение профилактических прививок») Консультации проводятся как индивидуально, так и для подгрупп родителей
  2. Семинары (например «Особенности занятий физкультурой с детьми речевых групп», «Домашняя игротека развивающих игр с детьми») (слайд 10)
  3. Лекции («Здоровье наших детей в наших руках», «Сензитивные (чувствительные или наиболее благоприятные) периоды развития физических качеств» и др.).
  4. Круглые столы («Родителям о правилах утренней гимнастики», «Психическое здоровье и телевидение»). Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
  5. Беседы («Разные формы проведения физкультурных занятий», «Прыгать через скакалку – это просто!» и т.д.).
  6. Дискуссии («Нужно ли заниматься с детьми физкультурой в домашних условиях», «Пример родителей в занятиях физкультурой – это важно!»).
  7. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.
  8. Конференции – основная цель - это обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения и т.п.
  9. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к  специалисту и т.п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагога о замеченных необычных проявлениях детей.
  10.  Библиотека – это специальная подборка стихов, рассказов и сказок, загадок о спорте и физкультуре для чтения вместе с детьми.

Четвертый блокСубъективно-дифференцированный (слайд 11)

Включает в себя:

  1. Индивидуальную работу с родителями по инициативе специалиста (индивидуальные консультирование родителей; рекомендация, показ педагогом различных комплексов упражнений для занятий дома в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и т. д.).
  2. Индивидуальную работу специалиста с родителями по их инициативе по мере необходимости (получение индивидуальных рекомендаций по различным вопросам, например: «Справляется ли мой ребенок с требованиями программы в детском саду?», «С чего начинать закаливание?», «Как правильно организовать дома спортивный уголок?»  и  т.д.).

Пятый блокРепрезентативно-практический (слайд 12)

Состоит из:

  1. Совместных с родителями физкультурных занятий разного типа (сюжетные, танцевально-ритмические и др.) с использованием различного инвентаря.
  2. Практикумов по проведению различных видов утренних гимнастик: сюжетных, оздоровительной направленности, с музыкальным сопровождением и др. («Веселые гуси», «Зимушка-зима» и т.д.).
  3. Ознакомление родителей с разнообразными физкультминутками («А  в лесу растет черника», «Аист» и др.).
  4. Обучение родителей проведению подвижных игр малой, средней, большой подвижности, с разным количеством детей, дома и на свежем воздухе («Найди дерево», «Кондолы», «Ровным кругом», «Выше земли» и т.п.).
  5. Показа отдельных элементов спортивных упражнений и спортивных игр (упражнения с мячами для игры в баскетбол, подводящие упражнения с ракеткой и воланом в бадминтоне, ознакомление с построением различных фигур и с правилами их выбивания битой при игре в городки и т.д.).

Шестой блок. Рекреационно-досуговый  (слайд 13).

Подразумевает:

  1. Участие в совместных спортивных праздниках и физкультурных досугах по календарному плану педагога ("Папа, мама и я -спортивная семья", "А ну-ка, мамочки!», «23 февраля» и т.д.) (слайд 14).
  2. Совместные дни здоровья.
  3. Туризм (пешие походы в ближайший парк, походы с целью ознакомления с районом проживания, знакомство с историческими памятниками и т.д.).
  4. Мастер-класс (занятий кружка по Хатха-Йоге) с участием родителей. (слайд 15)

В дни зимних и весенних каникул можно организовать и провести такие совместные мероприятия, как неделя здоровья, неделя подвижных игр (спортивные, подвижные, подвижные хороводные игры; музыкально-ритмические композиции и т.д.).

Рекомендуется привлекать родителей к участию в предварительной работе по подготовке к физкультурным досугам и спортивным праздникам, например, к чтению литературных произведений на заданные педагогом темы, к просмотру спортивных, детских телепередач, к разучиванию с детьми небольших стихотворений,  ролей персонажей и т.д.), к участию в  жюри, оказанию помощи в судействе соревнований и др.

Седьмой блокПерспективный (слайд 16).

Включает в себя:

  1. Совместное обсуждение примерных планов спортивных мероприятий (на следующий квартал, на время зимних каникул, на летний период и т.д.).
  2. Определение объема необходимой помощи родителей в изготовлении атрибутов, костюмов, инвентаря, в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к плановым спортивным мероприятиям и т.д.
  3. Совместное примерное планирование тем для консультаций, семинаров, бесед, практических занятий и т.д.

Работа с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одной из самых сложных и деликатных в деятельности детского сада, она необходима и очень важна.

Посещая консультации, семинары, беседы, активно участвуя в практических занятиях, "круглых столах", подготовке досугов и праздников, в оформлении стендов, изготовлении необходимой атрибутики и т.д., родители приобщаются к жизни детского сада, понимают, чем он живет, какие задачи решает, какие трудности испытывает, и в  какой помощи нуждается.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Итак: педагогам необходимо приложить максимум усилий, чтобы вовлечь родителей в актуальный и увлекательный для них процесс познания способностей и возможностей своего ребенка, превратить их в своих союзников и активных помощников. Всем успехов в этой сложной, но интересной работе.

- а теперь я приглашаю вас на мастер-класс комплекса Хатха-йоги.

10-минутный комплекс для девушек: «Проснитесь! Вперед!» (с использованием слайдов)

  1. Сосредоточьтесь на дыхании

      *улучшает циркуляцию крови во всех органах

     *расслабляет мышцы и связки

     *помогает снять стресс

  1. Сапожник

* улучшает циркуляцию крови во всех органах.

*укрепляет внутренние мышцы бедер и паха.

 *расправляет грудную клетку и плечи.

* помогает облегчить астму.

 

  1. Вращение бедрами

*стимулирует работу печени, почек и кишечника

*помогает справиться с нервным возбуждением

*помогает справиться с несварением желудка и запорами

*укрепляет мышцы бедер

*ослабевает напряжение в позвоночнике

*расправляет плечи и грудную клетку

*помогает облегчить астму

 

  1. Мостик

* помогает увеличить гибкость позво­ночника,

* помогает укрепить мышцы живота,

*стимулирует деятельность щитовидной железы.

 

  1. Большой палец

* улучшает циркуляцию крови во всех органах

* укрепляет мышцы бедер и коленей.

* повышает гибкость бедер. Тонизирует брюшные мышцы.

* помогает облегчить боль в спине,

*справиться с несварением желудка и запорами.

 

6.Собака

*улучшает циркуляцию крови во всех органах

*укрепляет мышцы голеней, бедер, рук и ладоней

*помогает облегчить боль, справиться с усталостью и несварением желуд

7.Гора

*улучшает циркуляцию крови во всех органах

*тонизирует мышцы рук

*укрепляет мышцы живота

*улучшает осанку

 

Стоящая рыба

       *исправляет сколиоз

         *расширяет легкие

*тонизирует мышцы рук

*помогает облегчить астму,

*помогает снять волнение

 

Треугольные вариации

*стимулирует работу печени, почек, кишечника

*помогает снять стресс, усталость, напряжение в плечах,

*помогает справиться с несварением желудка

*укрепляет мышцы голеней и бедер

*тонизирует мышцы

 

Треугольник

*стимулирует работу печени, почек и кишечника

*помогает справиться с несварением желудка

*повышает гибкость позвоночника

*тонизирует мышцы ног

*укрепляет мышцы рук, поясницы и живота

 

Аист

*улучшает циркуляцию крови во всех органах

*укрепляет мышцы рук  и бедер

*расширяет легкие

*помогает облегчить астму и снять стресс

*повышает способность к концентрации внимания

 

  1. Освобождение

*стимулирует работу печени, почек и кишечника

*помогает снять стресс, усталость

*справиться с несварением желудка

*укрепляет мышцы голеней и бедер

 

Статистические позы от стресса, нервного истощения

 

Кобра «Бхунджангасана»

*придает эластичность позвоночнику,

*ставит на место смещенные позвонки,

*способствует излечению радикулита,

*укрепляет мышцы спины и шеи, улучшает осанку.

                *тонизирует

 

Наклон вперед «Пашимотасана»

*придает эластичность позвоночнику,

 *ставит на место смещенные позвонки,

*способствует излечению радикулита,

*укрепляет мышцы спины и шеи,

*улучшает осанку

*тонизирует

 

 Перекладина «Паригхасана»

*очень хорошо исправляет сколиозы

*повышает функцию органов пищеварения

*тонизирует мышцы и кожу живота

Наклон «Уттанасана»

*очень хорошо растягивает мышцы спины и задней поверхности ног

*повышает гибкость позвоночника

*облегчает боли в спине

*тонизирует деятельность внутренних органов

*благотворно влияет на центральную нервную систему

 

«Обрыв»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ «СКОРО В ШКОЛУ»

Данная Рабочая программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской. Цель: оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обу...

Видео - фрагмент КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ "АКАДЕМИЯ ПОЧЕМУЧЕК "В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ "КОСМИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ" С ДЕТЬМИ 6 ЛЕТ В "АКАДЕМИИ ПОЧЕМУЧЕК "...

«Работа с родителями в рамках инклюзивного образования»

Как можно помочь родителям детей ОВЗ в образовательном процессе....

Система работы с родителями в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Стретчинг-сказки»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Еще Л. Шопенгауэр...

Сценарий мастер-класса для детей и родителей в рамках заседания семейного клуба Тема: «Изготовление куклы - мотанки в рамках знакомства детей и родителей с народной культурой»

Цель:Познакомить родителей  и родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных ,обучить изготовлению тряпичной куклы-матанки....

Мастер-класс по экологии для родителей в рамках Российского Дня без бумаги "Научимся использовать бумагу рационально!"

Мастер-класс по экологии для родителей в рамках Российского Дня без бумаги "Научимся использовать бумагу рационально!"...

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЕШОЧКИ» Мастер – класса по декоративно-прикладному творчеству для педагогов дополнительного образования на тему: «Цветочное настроение»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники нетрадиционного рисования «Разноцветные мешочки»...