Доклад из опыта работы « Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира»
статья
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад из опыта работы « Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира»
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», на своем опыте я убедилась, что усваивается все просто и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам, ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача – не пресекать эту деятельность, а на оборот, активно помогать, быть партнерами. Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение, систематизацию и экспериментирование.
Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается, поэтому мы говорим о детском экспериментировании - как замечательном и универсальном средстве интеллектуального развития. Свою работу с детьми я строю в форме партнерских отношений при исследовании вещей, явлений окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Практика показала, что дети с удовольствием « превращаются» в ученых, фокусников, и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие их вопросы.
С целью эффективной организации экспериментально – исследовательской деятельности в группе была создана соответствующая развивающая среда. Помимо традиционного уголка природы создали экспериментальный уголок с учетом предъявленных требований: (а именно).
- материал располагается в доступном для свободного экспериментирование месте
- работа ведется под наблюдением взрослого.
- соблюдаются правила безопасности жизнедеятельности детей.
В экспериментальном уголке у нас находится оборудование для исследовательской деятельности:
- Прозрачные и не прозрачные емкости
- Приборы помощники: лупа, магниты
- Разнообразные сосуды ( трубочки, сито, стаканчика, песочные формочки, ложки) из различных материалов( пластмасса, стекло, металл, керамика)
- Образцы песка, глины, чернозема, опилки, уголь, гуашь, акварель
- Шприцы пластмассовые ( без игл) линейка, свечи, микроскоп детский, термометр, цветные и прозрачные стеклышки
- Фартуки клеенчатые, щетки, совки
- Пищевые материалы: сахар, соль, мука, чай, кофе
- Природные материалы: камешки, желуди, веточки, перья, шишки, скорлупа ореха, и т.д
- Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, вата, салфетки, нитки
Экспериментальный центр позволяет выполнять разнообразные исследования, а так же ставить долгосрочные и краткосрочные опыты и проводить различные экологические наблюдения. В.А Сухомлинский писал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвращаться к тому, что он узнал».
Это подтвердит опыт проведенный с детьми зимой. Во время прогулки дети слепили снеговика, но так как жаль его было оставлять на улице, принесли в группу, поставив в таз, а после сна обнаружили воду с веточками, и сделали вывод, что снег превращается в воду в теплом помещении. Опытным путем приходим к выводу, что кисель, компот, сок, молоко, имеет цвет, а вода прозрачная. Пробовали все жидкости на вкус, у всех есть вкус, а у воды его нет. У всех есть запах, у воды его нет. Проводили эксперимент, что вода бывает разной температуры (теплая, горячая, холодная) может превращаться в лед, она не имеет формы, а принимает форму сосуда. В процессе проведения опытов развивается экологическое мышление. Очень интересный опыт проводили с луком. В отдельные стеклянные баночки сажали луковицы и создали разные условия. В одной баночке лук находится в воде, тепле, на свету, а в другой без воды, но на свету и в тепле. Вели наблюдения за прорастанием лука. Дети выполняли зарисовки этапов роста и приходили к выводу, что лук в воде прорастает быстрее.
В игре «Волшебная рукавичка» выяснили способность магнита притягивать металлические предметы. Они не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми сделали вывод. Предлагаем взять волшебной рукавичкой предметы из других материалов, рукавичка перестает быть волшебной. Определяем почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находим магнит, делаем вывод.
Создаю проблемную ситуацию: как помочь Золушки быстро выбрать металлические предметы из гороха, чтобы Золушка успела на бал. Дети выдвигают гипотезу, предлагают воспользоваться магнитом. Проводим эксперимент и делаем вывод.
Выходя на прогулку после дождя, увидели на асфальте много дождевых червяков, а почему? Решили провести следующий опыт. Стакан с землей наполнили водой. Дети наблюдали, как вверх поднимались пузырьки воздуха. Затем они перестали появляться. После обсуждения сделали вывод- когда норка червей заливается водой во время дождя, им нечем дышать и они поднимаются на поверхность.
Дети способны найти ответы на трудные вопросы: как обнаружить воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Где мягче почва на газоне или на тропинке. Эти и другие вопросы детей подтверждались опытами. А чтобы дети запомнили чем мы занимались, в экологическом центре оформили фотовыставку «Мир вокруг нас»
Поисково - исследовательская деятельность не возможна без сотрудничества с родителями так как много необходимого материала было создано и приготовлено ими.
Например, игра « Путешествие в зеркально – песочное царство» где дети пальчиком водят по песку, рассыпанному по зеркалу, рисуя различные картинки. Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук, творческому мышлению. Использую в игре не только песок, но и соль, сахар, муку.
Я сочла необходимым включить в поисково - исследовательскую работу проектный метод на тему «Хлебная страна» , используемый мною в работе, который позволяет систематизировать знания детей в области взаимодействия человека с природой.
Проводили наблюдение за проращиванием пшеницы в разных условиях ( чернозем, опилки, песок) где быстрее прорастет и будет лучше расти семя. Условия ухода одинаковые, но я подвожу детей к выводу, что пшеница посаженная, в землю развивается быстрее и корневая система ее мощнее, чем у пшеницы, посаженной в опилки и песок. Не только влага , свет нужен для роста и развития растения, но и органические вещества, т.е витамины, которые содержатся в земле.
Так же проводили опыт на выявление необходимости света для роста растений. Во время опыта необходимо уровнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Посадили пшеницу в два одинаковых контейнера и ухаживали за ними одинаково. Одно растение помещаем в темное место, другое в светлое. При обсуждении результатов опыта подвожу детей к самостоятельным выводом и суждениям.
Так же по проекту сравниваем зерна в пшеницы и ржи, перемалываем зерна в электрической кофемолке, делали соленое тесто и соответственно говорили о свойствах соленого теста и лепим хлебобулочные изделия. В результате экспериментальной деятельности построенной на основе партнерских отношений взрослых и детей, малыши растут любознательными, добрыми и стараются оберегать окружающий мир. А впереди у нас новые поиски и открытия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Партнерское взаимодействие взрослого и ребенка как одно из условий успешной реализации ФГТ в аспекте ООП"
Воспитанники чувствуют себя комфортно там, где устанавливаются хорошие, дружеские отношения. Чем раньше ребенок научиться взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме. Опыт усп...
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего ми...
Совместная партнерская деятельность взрослого и детей в процессе организации детских видов деятельности
Согласовано ст. воспитатель_______________«___» _______________2023 г.СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАЦИИ ДЕТСКИХ ВИ...
Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
Введение.И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.Экологическое образование &nda...