Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
статья (старшая группа)
Введение.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
Щербань Анжелика Викторовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад № 48 Калининского района г.Санкт-Петербург.
Введение.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.
Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.
В ходе ее реализации решаются следующие задачи:
Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе;
Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;
Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
Развивать первоначальные географические представления;
Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
Анализ некоторых программ, изучение «Концепции содержания непрерывного образования» и учет методических рекомендаций разных авторов позволил разработать систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и составить тематическое планирование проведения наблюдений (приложение 1) в соответствии с изучаемой темой раздела программы «Ребенок познает мир природы» .В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д. Маханевой, О.А. Воронкевич и др., в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку представлений о природе осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.
Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента который связан с изучаемой темой. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы.
Основная часть
Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний и вопросах, направленных на закрепление этих знаний.
Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ-рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно-следственных связей.
Методическая разработка основана на принципах:
- принцип амплификации;
- принцип системности;
- принцип научности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип региональности.
Структура детского экспериментирования
Целеполагание
Выдвижение гипотез
Подтвердилось
Не подтвердилось
Формулирование выводов
Возникновение новой гипотезы
Проблемная ситуация
Реализация в действии
Подтвердилось
Формулирование выводов
Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента:
Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать:
решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов,…);
постановку проблемных вопросов(как накормить целый город овощами?,…);
поисковую деятельность (сбор и составление гербария…),;
наблюдения (экскурсии, длительные опыты…);
работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов);
систему игровых технологий (см. Приложение №3),;
чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!».
Совместная деятельность воспитателя и детей:
- диагностика экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная);
- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки на природе;
- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
- рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- работа с моделями;
- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
- создание книг-самоделок;
- экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей:
- задания для самостоятельных наблюдений в природе;
- создание проблемных ситуаций – познавательных и практических;
- разные виды игр;
- экспериментирование;
- уход за растениями и животными в уголке природы;
- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.
Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности.
Работу по экологическому воспитанию детей необходимо начинать с создания определенной материальной базы. Овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает:
более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др)
огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;
аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,), улиток и рыб.
Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы:
натуральные объекты живой и неживой природы;
иллюстративные пособия;
вспомогательные приборы и оборудование.
В работе используется коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающих ребенка, и разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.
Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.
Заключение
В результате систематической работы по детскому экспериментированию можно ожидать значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора.
Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» и методики Л.Н.Прохоровой и В.С.Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью («Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004) . Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе.
Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности:
Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности.
Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы.
Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности.
Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, частично проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого.
Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Использование в работе с детьми опытно-экспериментальной деятельности позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развитие толерантности, нравственные качества, чувство сопереживания и ответственности. Таким образом, по результатам диагностики наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей, развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора.
Список литературы
Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под.ред. Л.М.Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2012. – 319
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под.ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Ознакомление с окружающим миром: Цикло-блочное планирование учебно-воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма»/ Под общей ред. Н.Б.Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2007.
Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.
Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под.ред. К.Ю.Белой. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 176 с.
Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144с.
Тутушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. А.Е.Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- С.118-195.
Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей. – Мн.: «Тесей», 1999. – 124 с.
Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?.- СПб.: СОЮЗ, 1998. – 80 с.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».
План по самообразованию поможет воспитателям, работающим с детьми с нарушенным слухом составить работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Конспект НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего ми...