Блочно-модульное планирование по развитию инициативы и самостоятельности, активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования технологии познавательно-исследовательской деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Анжелика Сергеевна

Блочно-модульное планирование в познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno-modulnoe_planirovanie.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Блочно-модульное планирование по развитию инициативы и самостоятельности, активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования технологии познавательно-исследовательской деятельности.

Иванова А.С., воспитатель 

МКДОУ детский сад «Белочка» г. Тайшет

Тематическая неделя «Свойства воды»

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Организационный блок

  1. Условия организации «Центра экспериментирования»

Создание «Центра экспериментирования».

Обогатить центр материалами – глобус, мерные стаканчики, плакат «Круговорот воды в природе», красители, пипетки.

II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей

  1. Развивать познавательный интерес через ознакомление с техникой проведения опытов с водой, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  2. Развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять словарь детей, воспитывать самостоятельность, любознательность;
  3. Накопление начальных знаний детей: сформировать представление детей о свойствах воды- прозрачность; вода прозрачная, так как в ней видны предметы и через нее видны предметы; уровень воды повышается за счет веса предметов, вытесняющих воду.

III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей

  1. Экспериментирование
  2. Чтение художественной литературы
  3. Дидактические игры

Содержательно – деятельностный блок

Содержательный модуль

               Деятельный модуль

Знания, представления, понятия

Действия, умения, навыки

1. Знает свойства воды

2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу

3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования

4. Способен выдвигать гипотезы,

5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы

6. Умеет делать выводы

Отношения

В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность

Качества

Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость.

1. Беседы с детьми «Вода на земле», «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?» Цель: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

2. Чтение сказки «Хорошая вода» Гернет Н.В.

3. Дидактические игры «Какой бывает вода?», «Отгадай и сравни загадки о воде», «Плавает-не плавает», «Что перепутал художник?».

4. СОД «Прозрачность» Цель: формировать представления о прозрачности воды; способствовать усвоению понимания алгоритма действий по карте –схеме.

5. СОД «Уровень воды» Цель: формировать представления о свойстве тяжелых предметов «увеличивать» количество воды; уточнять значение воды для всего живого на земле, продолжать знакомить со свойствами воды.

6. СОД «Вода растворитель. Очищение воды» Цель: выявить вещества, которые растворяются вводе; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Работа с родителями:

Родительское собрание на тему «Формирование субъектной позиции детей в познавательно- исследовательской деятельности» Цель: Повысить уровень представлений родителей о значимости развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста путем детского экспериментирования.

Контрольно – оценочный модуль

  1. Дети точно и полно отвечают на поставленные вопросы
  2. Имеет фрагментарное представление о воде и ее свойствах
  3. Проявляет высокую степень заинтересованности в экспериментировании
  4. Умеет контролировать свои действия, корректировать их и преодолевать трудности
  5. Способен составить развернутый рассказ об увиденном.
  6. Соблюдает правила безопасного поведения во время экспериментов

Тематическая неделя «Свет»

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Организационный блок

  1. Условия организации «Центра экспериментирования»

Создание «Центра экспериментирования».

Обогатить центр материалами – макет солнечной системы, фонарики, зеркальца, прозрачная пленка, деревянные брусочки, цветные карандаши, блокноты "юных ученых".

II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования;
  2. Развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять словарь детей, воспитывать самостоятельность, любознательность;
  3. Накопление начальных знаний детей: дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами.
  4. III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей
  1. Экспериментирование
  2. Чтение художественной литературы
  3. Дидактические игры

Содержательно – деятельностный блок

Содержательный модуль

               Деятельный модуль

Знания, представления, понятия

Действия, умения, навыки

1. Знает свойства света

2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу

3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования

4. Способен выдвигать гипотезы

5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы

6. Умеет делать выводы

Отношения

В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность

Качества

Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость.

1. Беседа на тему «Что было бы, если б не было солнца?» Цель: уточнить представления детей, что солнце является источником тепла и света; определить влияние солнца на человека.

2. Чтение рассказа «Как солнышко заболело», «Заботливое солнце» Алябьева Е.А.

3. СОД «Мы изучаем свет» Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста

4. Дидактические игры: «Догони свою тень»; «Свет бывает разным».

5. СОД «Солнце дарит нам тепло и свет» Цель: дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

6. СОД «Радуга в небе» Цель: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Детское экспериментирование в домашних условиях»

Контрольно – оценочный модуль

  1. Диагностическое (текущее) оценивание
  2. Имеет фрагментарное представление о свете и его свойствах
  3. Проявляет высокую степень заинтересованности в экспериментировании
  4. Умеет фиксировать результаты экспериментирования
  5. Умеет контролировать свои действия, корректировать их и преодолевать трудности
  6. Способен составить развернутый рассказ об увиденном.

Тематическая неделя «Магнит и магнетизм»

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Организационный блок

Условия организации «Центра экспериментирования»

Создание «Центра экспериментирования».

Обогатить центр материалами – магниты, рукавица с магнитом, металлические предметы, компас.

II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования с магнитами;
  2. Развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять словарь детей, воспитывать самостоятельность, любознательность;
  3. Накопление начальных знаний детей: познакомить детей со свойствами магнита; выяснить, через какие материалы воздействует магнит.

III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей

  1. Экспериментирование
  2. Игровая

Содержательно – деятельностный блок

Содержательный модуль

               Деятельный модуль

Знания, представления, понятия

Действия, умения, навыки

1. Знает свойства света

2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу

3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования

4. Способен выдвигать гипотезы

5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы

6. Умеет делать выводы

Отношения

В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность

Качества

Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость.

1.Беседа на тему «Где в жизни мы встречаем магниты, и как они помогают людям?»

Цель: у познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом и как в жизни помогает людям.

2. Чтение истории «Магнит» Л.Н. Толстой

3. СОД «Знакомство с магнитом и его свойствами» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов; знакомство с понятием магнит; формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы.

4. Дидактическая игра «Магнетические и не магнетические предметы», «Кто быстрее соберет».

5. СОД «Испытание магнита» Цель: опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса.

6. СОД «Как увидеть магнитные силы» Цель: показать магнитное поле вокруг магнитов; выявить особенность взаимодействия магнитов (притяжение и отталкивание)

Работа с родителями:

Консультация «Как сделать занимательную игру  для детей из магнитов »

Контрольно – оценочный модуль

  1. Диагностическое (текущее) оценивание
  2. Имеет фрагментарное представление о магните и его свойствах
  3. Проявляет высокую степень заинтересованности в экспериментировании
  4. Умеет фиксировать результаты экспериментирования
  5. Умеет контролировать свои действия, корректировать их и преодолевать трудности
  6. Способен составить развернутый рассказ об увиденном.

Тематическая неделя «Воздух вокруг нас»

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Организационный блок

Условия организации «Центра экспериментирования»

Создание «Центра экспериментирования».

Обогатить центр материалами – воздушные шары, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, прозрачные стаканы, веера, вертушки.

II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей

1.Развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования с воздухом;

2.Развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять словарь детей, воспитывать самостоятельность, любознательность;

3.Накопление начальных знаний детей: уточнить представления детей о свойствах воздуха, его необходимости для жизни всего живого и возможностях использования; воспитывать устойчивый интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей

  1. Экспериментирование
  2. Игровая

Содержательно – деятельностный блок

Содержательный модуль

               Деятельный модуль

Знания, представления, понятия

Действия, умения, навыки

1. Знает свойства света

2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу

3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования

4. Способен выдвигать гипотезы

5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы

6. Умеет делать выводы

Отношения

В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность

Качества

Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость.

1.Беседа на тему «Воздух как основа жизни человека», «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?»

Цель: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека.

2. Чтение экологических сказок «Сказка о воздухе», «Добрый воздух»

3. СОД «Упрямый воздух» Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.  

4. Дидактическая игра «Воздух, вода, земля», «Кому нужен воздух?», «Где человек использует силу воздуха?».

5. СОД «Почему дует ветер» Цель: познакомить с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха.

6. СОД «Подводная лодка» Цель: обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Работа с родителями:

Консультация: «С ветерком: 7 уличных игр с воздухом»

Контрольно – оценочный модуль

  1. Диагностическое (текущее) оценивание
  2. Имеет фрагментарное представление о воздухе и его свойствах
  3. Проявляет высокую степень заинтересованности в экспериментировании
  4. Умеет фиксировать результаты экспериментирования
  5. Умеет контролировать свои действия, корректировать их и преодолевать трудности
  6. Способен составить развернутый рассказ об увиденном.

Тематическая неделя «Песок, глина, почва»

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Организационный блок

Условия организации «Центра экспериментирования»

Создание «Центра экспериментирования».

Обогатить центр материалами – лоток с песком, почвой, камни, сухой аквариум, лупы прозрачные стаканчики, карта-схема «Кто живет в земле?», блокноты «Юные ученые»

II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей

1.Развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования с песком, глиной, почвой;

2.Развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять словарь детей, воспитывать самостоятельность, любознательность;

3.Накопление начальных знаний детей: уточнить представления детей о компонентах неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.

III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей

  1. Экспериментирование
  2. Игровая

Содержательно – деятельностный блок

Содержательный модуль

               Деятельный модуль

Знания, представления, понятия

Действия, умения, навыки

1. Знает свойства света

2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу

3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования

4. Способен выдвигать гипотезы

5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы

6. Умеет делать выводы

Отношения

В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность

Качества

Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость.

1.Беседа на тему «Что такое песок, глина и почва», «Как человек использует глину и песок?», «Кто живет в земле».

Цель: познакомить со свойством песка, глины и почвы, рассказать, какую роль они играют для человека.

2. Чтение экологических сказок «Волшебник Кукумба в песочной стране», «Песок и глина»

3. СОД «Песочная страна» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. Дидактическая игра «Отпечатки», «Детские секретики», «Зверюшки на дорожках».

5. СОД «Где вода?» Цель: выявить, что песок и глина по –разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

6. СОД «Наверх» Цель: выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (вода, воздух, органические остатки).

Работа с родителями:

Консультация: «Занимательные игры с песком»

Контрольно – оценочный модуль

  1. Диагностическое (текущее) оценивание
  2. Имеет фрагментарное представление о песке, глине, почве и их свойствах
  3. Проявляет высокую степень заинтересованности в экспериментировании
  4. Умеет фиксировать результаты экспериментирования
  5. Умеет контролировать свои действия, корректировать их и преодолевать трудности
  6. Способен составить развернутый рассказ об увиденном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"

"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...

Развитие инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через системное введение театрально-игровых технологий

Опыт по созданию системы театрализованной деятельности с включением интерактивных приёмов....

«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду».

Цель волонтерского движения «Кто, если не я»:- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничн...

Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей  старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Тема: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через волонтерское движение в детском саду»

5 декабря в России ежегодно отмечается День волонтер, в этот день каждый, кто считает себя волонтером, стремится сделать доброе дело, помочь ближнему. Волонтёрство, как технология предполагает ра...