Блочно-модульное планирование по развитию инициативы и самостоятельности, активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования технологии познавательно-исследовательской деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Блочно-модульное планирование в познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochno-modulnoe_planirovanie.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Блочно-модульное планирование по развитию инициативы и самостоятельности, активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования технологии познавательно-исследовательской деятельности.
Иванова А.С., воспитатель
МКДОУ детский сад «Белочка» г. Тайшет
Тематическая неделя «Свойства воды»
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Организационный блок | |
Создание «Центра экспериментирования». Обогатить центр материалами – глобус, мерные стаканчики, плакат «Круговорот воды в природе», красители, пипетки. II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей
III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей
| |
Содержательно – деятельностный блок | |
Содержательный модуль | Деятельный модуль |
Знания, представления, понятия Действия, умения, навыки 1. Знает свойства воды 2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу 3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования 4. Способен выдвигать гипотезы, 5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы 6. Умеет делать выводы Отношения В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность Качества Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость. | 1. Беседы с детьми «Вода на земле», «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?» Цель: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды. 2. Чтение сказки «Хорошая вода» Гернет Н.В. 3. Дидактические игры «Какой бывает вода?», «Отгадай и сравни загадки о воде», «Плавает-не плавает», «Что перепутал художник?». 4. СОД «Прозрачность» Цель: формировать представления о прозрачности воды; способствовать усвоению понимания алгоритма действий по карте –схеме. 5. СОД «Уровень воды» Цель: формировать представления о свойстве тяжелых предметов «увеличивать» количество воды; уточнять значение воды для всего живого на земле, продолжать знакомить со свойствами воды. |
6. СОД «Вода растворитель. Очищение воды» Цель: выявить вещества, которые растворяются вводе; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Работа с родителями: Родительское собрание на тему «Формирование субъектной позиции детей в познавательно- исследовательской деятельности» Цель: Повысить уровень представлений родителей о значимости развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста путем детского экспериментирования. | |
Контрольно – оценочный модуль | |
|
Тематическая неделя «Свет»
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Организационный блок | |
Создание «Центра экспериментирования». Обогатить центр материалами – макет солнечной системы, фонарики, зеркальца, прозрачная пленка, деревянные брусочки, цветные карандаши, блокноты "юных ученых". II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей
| |
Содержательно – деятельностный блок | |
Содержательный модуль | Деятельный модуль |
Знания, представления, понятия Действия, умения, навыки 1. Знает свойства света 2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу 3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования 4. Способен выдвигать гипотезы 5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы 6. Умеет делать выводы Отношения В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность Качества Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость. | 1. Беседа на тему «Что было бы, если б не было солнца?» Цель: уточнить представления детей, что солнце является источником тепла и света; определить влияние солнца на человека. 2. Чтение рассказа «Как солнышко заболело», «Заботливое солнце» Алябьева Е.А. 3. СОД «Мы изучаем свет» Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 4. Дидактические игры: «Догони свою тень»; «Свет бывает разным». 5. СОД «Солнце дарит нам тепло и свет» Цель: дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. 6. СОД «Радуга в небе» Цель: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму Работа с родителями: Консультация для родителей: «Детское экспериментирование в домашних условиях» |
Контрольно – оценочный модуль | |
|
Тематическая неделя «Магнит и магнетизм»
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Организационный блок | |
Условия организации «Центра экспериментирования» Создание «Центра экспериментирования». Обогатить центр материалами – магниты, рукавица с магнитом, металлические предметы, компас. II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей
III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей
| |
Содержательно – деятельностный блок | |
Содержательный модуль | Деятельный модуль |
Знания, представления, понятия Действия, умения, навыки 1. Знает свойства света 2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу 3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования 4. Способен выдвигать гипотезы 5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы 6. Умеет делать выводы Отношения В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность Качества Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость. | 1.Беседа на тему «Где в жизни мы встречаем магниты, и как они помогают людям?» Цель: у познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом и как в жизни помогает людям. 2. Чтение истории «Магнит» Л.Н. Толстой 3. СОД «Знакомство с магнитом и его свойствами» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов; знакомство с понятием магнит; формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы. 4. Дидактическая игра «Магнетические и не магнетические предметы», «Кто быстрее соберет». 5. СОД «Испытание магнита» Цель: опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса. 6. СОД «Как увидеть магнитные силы» Цель: показать магнитное поле вокруг магнитов; выявить особенность взаимодействия магнитов (притяжение и отталкивание) Работа с родителями: Консультация «Как сделать занимательную игру для детей из магнитов » |
Контрольно – оценочный модуль | |
|
Тематическая неделя «Воздух вокруг нас»
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Организационный блок | |
Условия организации «Центра экспериментирования» Создание «Центра экспериментирования». Обогатить центр материалами – воздушные шары, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, прозрачные стаканы, веера, вертушки. II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей 1.Развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования с воздухом; 2.Развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять словарь детей, воспитывать самостоятельность, любознательность; 3.Накопление начальных знаний детей: уточнить представления детей о свойствах воздуха, его необходимости для жизни всего живого и возможностях использования; воспитывать устойчивый интерес к познавательно-исследовательской деятельности. III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей
| |
Содержательно – деятельностный блок | |
Содержательный модуль | Деятельный модуль |
Знания, представления, понятия Действия, умения, навыки 1. Знает свойства света 2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу 3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования 4. Способен выдвигать гипотезы 5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы 6. Умеет делать выводы Отношения В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность Качества Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость. | 1.Беседа на тему «Воздух как основа жизни человека», «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?» Цель: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека. 2. Чтение экологических сказок «Сказка о воздухе», «Добрый воздух» 3. СОД «Упрямый воздух» Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. 4. Дидактическая игра «Воздух, вода, земля», «Кому нужен воздух?», «Где человек использует силу воздуха?». 5. СОД «Почему дует ветер» Цель: познакомить с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха. 6. СОД «Подводная лодка» Цель: обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Работа с родителями: Консультация: «С ветерком: 7 уличных игр с воздухом» |
Контрольно – оценочный модуль | |
|
Тематическая неделя «Песок, глина, почва»
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Организационный блок | |
Условия организации «Центра экспериментирования» Создание «Центра экспериментирования». Обогатить центр материалами – лоток с песком, почвой, камни, сухой аквариум, лупы прозрачные стаканчики, карта-схема «Кто живет в земле?», блокноты «Юные ученые» II. Деятельность педагога, направленная на развитие познавательно-исследовательских умений у детей 1.Развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования с песком, глиной, почвой; 2.Развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять словарь детей, воспитывать самостоятельность, любознательность; 3.Накопление начальных знаний детей: уточнить представления детей о компонентах неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются. III. Формы и методы интеграции разных видов деятельности детей
| |
Содержательно – деятельностный блок | |
Содержательный модуль | Деятельный модуль |
Знания, представления, понятия Действия, умения, навыки 1. Знает свойства света 2. Умеет отображать свое отношение к наблюдаемому образу 3. Способен проявлять эмоциональную реакцию в процессе экспериментирования 4. Способен выдвигать гипотезы 5. Умеет самостоятельно использовать предметы для проверки своей гипотезы 6. Умеет делать выводы Отношения В ходе экспериментирования проявляет инициативу и самостоятельность Качества Интерес, знания детей (объем, системность, глубина, словарный запас), эмоциональная отзывчивость. | 1.Беседа на тему «Что такое песок, глина и почва», «Как человек использует глину и песок?», «Кто живет в земле». Цель: познакомить со свойством песка, глины и почвы, рассказать, какую роль они играют для человека. 2. Чтение экологических сказок «Волшебник Кукумба в песочной стране», «Песок и глина» 3. СОД «Песочная страна» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 4. Дидактическая игра «Отпечатки», «Детские секретики», «Зверюшки на дорожках». 5. СОД «Где вода?» Цель: выявить, что песок и глина по –разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. 6. СОД «Наверх» Цель: выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (вода, воздух, органические остатки). Работа с родителями: Консультация: «Занимательные игры с песком» |
Контрольно – оценочный модуль | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"
"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...
Конспект выступления по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности» для участия в педагогических чтениях «Инновационные технологии в ДОУ».
Материал будет полезен воспитателям детских садов....
Развитие инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через системное введение театрально-игровых технологий
Опыт по созданию системы театрализованной деятельности с включением интерактивных приёмов....
«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду».
Цель волонтерского движения «Кто, если не я»:- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничн...
Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...
«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...
Тема: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через волонтерское движение в детском саду»
5 декабря в России ежегодно отмечается День волонтер, в этот день каждый, кто считает себя волонтером, стремится сделать доброе дело, помочь ближнему. Волонтёрство, как технология предполагает ра...