Мастер класс "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)
Мастер - класс для воспитателей.
Тема: « Развитие речи у детей
старшего дошкольного возраста ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_razvitie_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 776.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Мастер - класс для воспитателей.
Тема: « Развитие речи у детей
старшего дошкольного возраста ».
Составлен
воспитателем:
Магомедовой С.П.
с. Левокумское
2022 – 2023 учебный год.
Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам мастер-класс по теме:
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста ».
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. Овладение речью в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. К сожалению в последнее время всё больше появляется детей с речевыми нарушениями и это не только врождённые патологии, но и недостаток речевого развития. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что появился дефицит речевого общения.
Наблюдая за детьми в разных видах деятельности, было обращено внимание на недостаточное речевое развитие детей: диагностика речевого развития показала, что в старшей группе 22% детей имели низкий уровень, 78% средний уровень.
Была определена цель деятельности с детьми: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе. Задачи:
- Развивать речь детей дошкольного возраста в процессе применения разнообразных методов и приемов, в различных видах детской деятельности.
Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
- Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
- Повышать качество работы с детьми по развитию речи.
Выбраны методы и приёмы, которые способствовали эффективности работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.
В результате проведенной работы повторный мониторинг показал, что 15 % детей имеют высокий уровень развития речи, 73% средний, и 2% низкий уровень. Высокие результаты были достигнуты в результате обогащения словарного запаса детей притяжательными и относительными прилагательными, глагольными формами, наречиями, местоимениями.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию,
развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.
Поставленная цель и задачи решались, в процессе образовательного процесса в различных видах деятельности, в которых создавались условия для высокой речевой активности детей. Был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме: технологические карты мероприятий, наглядно-методические пособия, картотека речевых игр и упражнений.
В процессе развития речи дошкольников взрослый выступал перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, как представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит. С другой, как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником, играть во все детские игры и забавы. Весь образовательный процесс был построен на применении игрового метода как ведущего.
Методами развития речи у детей дошкольного возраста являлись:
общение с взрослыми;общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра; труд, загадки. В интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывали развивающую предметно- пространственную среду, предоставляли им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые поддерживали бы разнообразную деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивали их язык.
Осуществлялся дифференцированный подход. Заранее намечали, кого спросить, продумывали задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей впоследствии проявлялась их индивидуальность, воображение.
Комплексный подход заключался в том, что при общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности непременно обращали внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяли большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогали найти их.
Вся работа осуществлялась в сотрудничестве с родителями воспитанников. Для них проводились консультации, мастер – классы, разрабатывались рекомендации ,проводились совместные мероприятия.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.
Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вашему вниманию те методы и приёмы, которые я использую в своей работе.
Проведение имитационной игры.
Скажите, Вы любите сказки? Конечно же мы, как и наши дети любим сказки. Хочу вам предложить волшебный цветок « Цветик - семицветик», он поможет мне показать вам наиболее интересные приёмы моей работы.
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток.
1-й лепесток игра «Лови- бросай и быстро называй».
- Предлагаю Вам игру на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти.
Объясняю вам правила игры: я бросаю мяч и называю обобщающее понятие, а вы мне быстро перечисляете. Например, я говорю:
Овощи и вы должны называть несколько овощей. (Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.)
Фрукты:
- Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Ягоды:
- Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Деревья:
Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.
Кустарники:
Сирень, смородина, крыжовник, шиповник, калина, боярышник.
Транспорт и т.д.
2-й лепесток игра «Слово наоборот».
- Предлагаю игру на умение подбирать слова, обозначающие признаки предметов с противоположным значением.
1.вариант
Я раздаю карточки, а вы должны подобрать к карточке пару с противоположным значением, назвать и объяснить.
2. вариант
Я предлагаю вам переставить буквы заданного слова наоборот и назвать его:
Кот – ток; нос – сон; год – дог; лес-сел; мир – Рим; кит – тик; Аня- Яна.
3-й лепесток игра «Волшебные очки».
- Эта игра на развитие творческого воображения, умения составлять описательные рассказы. У меня есть «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказать, что же произойдет, когда наступит (зима, весна, лето, осень).
4-й лепесток «Сплетем венок из предложений».
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. На столе стоит ваза и т.д.
5-й лепесток игра «Шкатулка со сказками».
- Предлагаю игру на развитие связной речи, творческого мышления, закрепления сказок. Насколько вы знаете сказки, мы сейчас и проверим. Назовите сказку, с которой связаны эти предметы, и докажите. (Из шкатулки достаю картинки)
- Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
- Коса, заяц, лиса. («Заюшкина избушка»).
- Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
- Мороз, девочка, собачка. («Морозко»).
- Муха, самовар, комар. («Муха-цокотуха»)
- Прорубь, щука, печка. («По щучьему веленью»).
- Сани, рыба, лиса. («Волк и лиса»).
6-й лепесток игра «Какое слово заблудилось?».
Цель игры - формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые
несообразности и подобрать нужные слова.
- Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
- Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».
- Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.
Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
- На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка),
На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
-Вкусная сварилась Маша (каша).
- На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).
7-й лепесток игра «Добавь словечко».
На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающимися со звука (К).
- Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
- Назови город на букву К ? (Калининград, Киев и т. д.)
- Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)
- Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)
- Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
- Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
Следующий звук, а участники сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. (На звук Т)
Рефлексия:
- Давайте мы вернёмся в наше с вами детство
- Вы помните своё детство?
- Во что вы верили в детстве?
- Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему.
Но все, же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, который не потерял в себе волшебника!
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом. Итак, уважаемые коллеги, вы познакомились с теми методами и приёмами, которые я использую в работе с детьми.
Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т.е. высказать своё мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....
Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста....
Мастер презентаций "Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Мастер презентаций "Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...
Мастер- класс для педагогов "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе"
В ходе мастер-класса рассматривается повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.Задачами мастер-класса является:Развивать речь детей дош...
Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....