Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе "Лапти - традиционная обувь русской деревни"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Жукова Ирина Евгеньевна

Занятие поможет детям познакомиться с одним из самых древних видов обуви – лаптями. Выяснить, почему лапти стали традиционной обувью русской деревни и какое их значение в национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapti_-_traditsionnaya_obuv_russkoy_derevni.docx789.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 79  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непосредственно организованной деятельности для детей 6-7 лет

«Лапти - традиционная обувь русской деревни»

Выполнила:

Жукова Ирина Евгеньевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 79

Калининского района

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка

Актуальность

Каждый педагог в своей деятельности обращается к народным истокам, русской культуре и быту, прививая детям любовь к Родине, воспитывая нравственно-патриотические чувства. Говоря о русской избе, показывают  печь, глиняные горшки,  ухват, самовар и другую утварь, которая была в доме. Хозяева одеты в национальные костюмы. Однако не всегда удается отдать должное плетеной обуви, которая еще с древности была широко распространена на Руси.

Идея работы

Это музейно-педагогическое занятие поможет детям познакомиться с одним из самых древних видов обуви – лаптями. Выяснить, почему лапти стали традиционной обувью русской деревни и какое их значение в национальной культуре.

Цель: расширение представлений детей о народной культуре России в процессе комплексного исследования традиционной обуви русской деревни.  

Задачи:

  • Визуализировать лапоть как древнюю обувь деревенских людей.
  • Определить вместе с детьми отличительные особенности этой обуви.
  • Создать образ лаптя на примере русской народной сказки с помощью средств выразительности.  
  • Формировать у детей интерес к изучению культуры быта русской деревни.

Адресная группа, ее особенности.

Для подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Проводить с подгруппой.

Связь с образовательной программой.

Это музейно-педагогическое занятие может быть частью большого  образовательного проекта о лаптях. Оно  разделено на две части. В первой части детям предлагается рассмотреть картины, погрузится в мир босоногого детства, узнать и исследовать лапти  и попробовать определить, почему эта обувь стала основной для русской деревни. Вторая часть занятия предполагает взглянуть на лапоть с художественно-культурологической точки зрения. С помощью художественного произведения и средств выразительности дети определяют образ лаптя и формируют свое отношение к нему.  


Содержание культурно-образовательной практики

Предварительная работа

Знакомство детей только с деревенской обувью без предварительной подготовки, не позволит им глубоко проникнуться культурой своего народа. Необходимо соответственно оформить группу.

  • Создание в группе уголка «Русская изба», по возможности подключить родителей для пополнения уголка.
  • Изучение малых фольклорных форм
  • Чтение художественной литературы

Особенности организации практики.

Занятие желательно проводить в подгруппах по 10 человек.

Демонстрационный материал.

Иллюстрации формата А3, при наличии мультимедийного оборудования картины выводятся на экран по две (Приложение 2)

Ход занятия

Часть I

Педагог начинает занятие с пальчиковой игры (Приложение 1). Затем предлагает рассмотреть картины, которые появятся на экране.  

Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства (Приложение 2)

  • Н. Богданов-Бельский «Деревенские мальчишки»
  • И. Пелевин «Крестьянские дети переходят ручей»

На экране появляются последовательно, с интервалом в 0,5 мин., две картины. Далее обе картины демонстрируются одновременно. Педагог задает вопросы: Кого вы видите на этих картинах? Что общего вы видите у этих детей? Дети высказывают свои предположения. Педагог обобщает ответы детей, и помогает им сделать следующие выводы: Да, вы правы,  на картинах все изображенные без обуви. Как вы думаете, почему? Им удобно ходить босоногими? Им не больно? Педагог, выслушав ответы, их обобщает.

Тактильный эксперимент и гимнастика для глаз

Затем воспитатель предлагает попробовать походить ребятам без обуви, как дети на картинах по коврикам с разной поверхностью, чтобы сравнить свои ощущения. (Дети снимают обувь и в носочках идут по коврикам (массажным) с разной поверхностью). Дети делятся своими ощущениями.

Педагог предлагает ребятам вернуться на места и спрашивает: Как вы думаете, то, что изображено на картинах было давно?  В какую обувь они могли быть одеты? Педагог обобщает высказывания ребят. Просит их закрыть глаза руками и представить, как эта обувь может выглядеть, затем проводится гимнастика для глаз.

Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства (Приложение 2)

После гимнастики для глаз воспитатель говорит: Друзья, предлагаю вам посмотреть еще на несколько картин. На экране появляются последовательно, с интервалом в 0,5 мин., две картины.

  • Н. Богданов-Бельский «Девочка»
  • Н. Богданов-Бельский «Дети в лесу»

Дети рассматривают картины и отвечают на вопросы: Что за обувь на ногах у этих людей? Воспитатель делает выводы из ответов: Да, вы правы, это лапти. А почему они все в лаптях? У них была другая обувь? Дети высказывают свои предположения, воспитатель обобщает ответы и добавляет, что другой обуви в деревне не было, другая обувь стоила очень дорого. Поэтому люди в деревне сами научились делать себе обувь.

Исследование вещи

Педагог показывает детям пару настоящих лаптей: «Смотрите, вещи из картины выпрыгнула к нам, давайте внимательно их рассмотрим. Какие они? Какой материал использовался для изготовления? Обратим внимание на размер, цвет и форму, возможно, заметим особенности. Что вы чувствуете, когда держите их в руках? Для чего они созданы?

Тактильный эксперимент и физкультминутка

Педагог предлагает детям снять обувь и, оставаясь в носочках, примерить их и пройтись по коврику, сравнить свои ощущения.  Дети делятся своими ощущениями, воспитатель предлагает детям встать и проводится физкультминутка под песню «Лапти» (1-2минуты).

Исследование природного материала

Садитесь, друзья. Да, ребята, вы правы, для изготовления лаптей использовали кору дерева, и лыко. Это часть дерева, которая находится под корой, внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев. Для изготовления лаптей использовали не только березу, но и другие лиственные деревья, которые росли вблизи деревень. Давайте изучим кору.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть древесную кору для этого использовать индивидуальные наборы для исследования: образцы коры разных деревьев, лупа, тряпочка.  Дети рассматривают, трогают, изучают, пытаются делать плетение, делятся впечатлениями, делают выводы. Воспитатель обобщает ответы детей. Почему же раньше все люди в деревне ходили в лаптях? Конечно, лапти изготавливались из коры (лыка) дерева, а деревьев было предостаточно. Материала много и люди научились из него плести лапти.

В конце занятия воспитатель спрашивает: О чем мы сегодня говорили? Что исследовали? Почему же, лапти стали традиционной обувью русской деревни? Подводит итоги занятия, обобщая ответы детей.

Приложение 1

Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять,

Сейчас будем изучать,

Окунемся в море знаний,

Мы на лодке поплывем,

И друзей своих возьмем.

Приложение 2

Репродукции произведений изобразительного искусства

для рассматривания и обсуждения

D:\Курсы  АППО\Лапти\Без\Пелевин_И.А._Крестьянские_дети,_переходящие_ручей.jpg

D:\Курсы  АППО\Лапти\Без\Деревенские мальчишки Н Богданов-Бельский.jpg

И. Пелевин «Крестьянские дети переходят ручей»

Н. Богданов-Бельский

 «Деревенские мальчишки»

 

D:\Курсы  АППО\Лапти\Девочка Богданов-Бельский.jpg

D:\Курсы  АППО\Лапти\Н Богданов-Бельский Дети в лесу.jpg

Н. Богданов-Бельский «Девочка»

Н. Богданов-Бельский «Дети в лесу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе детского сада. «Как появились краски». Автор: Вельк О.В.

Цель: познакомить детей с историей возникновения красок; Закрепить 7 основных цветов;Познакомить с понятием «графика»;Учить выполнять рисунок одним цветом, используя только простой карандаш.Задач...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская деревня

Цель: познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине, пополнять активный словарь детей.Оборудование и материалы: картинки с изображением деревенских ...

Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе" " Сундучок чудес"

«Сундучок чудес»Цель: обобщение и систематизация у детей полученных знаний.Программное содержание:• Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.• Закреплять представления детей о предме...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " в Гостях у народных мастеров"

Цель: закреплять знания детей о народных промыслах гжель, хохлома, филимоновская и дымковская игрушка.Задачи 1 развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " Природа- твой дом, береги его"

Конспект нод по экологическому воспитанию «Природа — твой дом, береги его» в подготовительной к школе группе На тему: «Природа - твой дом, береги его»...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " Зимние забавы"

Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: «Зимние забавы».Цель: закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Задачи:1. Обобщить и сист...

Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе группе МБДОУ №3 «Рябинка» «История появления автомобиля» ко дню Автомобиля в подготовительной группе.

Ключевые слова: автомобиль, правила дорожного движения, история транспорта, виды транспорта,Аннотация: данный конспект составлен с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей поя...