Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе "Лапти - традиционная обувь русской деревни"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие поможет детям познакомиться с одним из самых древних видов обуви – лаптями. Выяснить, почему лапти стали традиционной обувью русской деревни и какое их значение в национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapti_-_traditsionnaya_obuv_russkoy_derevni.docx | 789.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 79 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект непосредственно организованной деятельности для детей 6-7 лет
«Лапти - традиционная обувь русской деревни»
Выполнила:
Жукова Ирина Евгеньевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 79
Калининского района
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
Актуальность
Каждый педагог в своей деятельности обращается к народным истокам, русской культуре и быту, прививая детям любовь к Родине, воспитывая нравственно-патриотические чувства. Говоря о русской избе, показывают печь, глиняные горшки, ухват, самовар и другую утварь, которая была в доме. Хозяева одеты в национальные костюмы. Однако не всегда удается отдать должное плетеной обуви, которая еще с древности была широко распространена на Руси.
Идея работы
Это музейно-педагогическое занятие поможет детям познакомиться с одним из самых древних видов обуви – лаптями. Выяснить, почему лапти стали традиционной обувью русской деревни и какое их значение в национальной культуре.
Цель: расширение представлений детей о народной культуре России в процессе комплексного исследования традиционной обуви русской деревни.
Задачи:
- Визуализировать лапоть как древнюю обувь деревенских людей.
- Определить вместе с детьми отличительные особенности этой обуви.
- Создать образ лаптя на примере русской народной сказки с помощью средств выразительности.
- Формировать у детей интерес к изучению культуры быта русской деревни.
Адресная группа, ее особенности.
Для подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Проводить с подгруппой.
Связь с образовательной программой.
Это музейно-педагогическое занятие может быть частью большого образовательного проекта о лаптях. Оно разделено на две части. В первой части детям предлагается рассмотреть картины, погрузится в мир босоногого детства, узнать и исследовать лапти и попробовать определить, почему эта обувь стала основной для русской деревни. Вторая часть занятия предполагает взглянуть на лапоть с художественно-культурологической точки зрения. С помощью художественного произведения и средств выразительности дети определяют образ лаптя и формируют свое отношение к нему.
Содержание культурно-образовательной практики
Предварительная работа
Знакомство детей только с деревенской обувью без предварительной подготовки, не позволит им глубоко проникнуться культурой своего народа. Необходимо соответственно оформить группу.
- Создание в группе уголка «Русская изба», по возможности подключить родителей для пополнения уголка.
- Изучение малых фольклорных форм
- Чтение художественной литературы
Особенности организации практики.
Занятие желательно проводить в подгруппах по 10 человек.
Демонстрационный материал.
Иллюстрации формата А3, при наличии мультимедийного оборудования картины выводятся на экран по две (Приложение 2)
Ход занятия
Часть I
Педагог начинает занятие с пальчиковой игры (Приложение 1). Затем предлагает рассмотреть картины, которые появятся на экране.
Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства (Приложение 2)
- Н. Богданов-Бельский «Деревенские мальчишки»
- И. Пелевин «Крестьянские дети переходят ручей»
На экране появляются последовательно, с интервалом в 0,5 мин., две картины. Далее обе картины демонстрируются одновременно. Педагог задает вопросы: Кого вы видите на этих картинах? Что общего вы видите у этих детей? Дети высказывают свои предположения. Педагог обобщает ответы детей, и помогает им сделать следующие выводы: Да, вы правы, на картинах все изображенные без обуви. Как вы думаете, почему? Им удобно ходить босоногими? Им не больно? Педагог, выслушав ответы, их обобщает.
Тактильный эксперимент и гимнастика для глаз
Затем воспитатель предлагает попробовать походить ребятам без обуви, как дети на картинах по коврикам с разной поверхностью, чтобы сравнить свои ощущения. (Дети снимают обувь и в носочках идут по коврикам (массажным) с разной поверхностью). Дети делятся своими ощущениями.
Педагог предлагает ребятам вернуться на места и спрашивает: Как вы думаете, то, что изображено на картинах было давно? В какую обувь они могли быть одеты? Педагог обобщает высказывания ребят. Просит их закрыть глаза руками и представить, как эта обувь может выглядеть, затем проводится гимнастика для глаз.
Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства (Приложение 2)
После гимнастики для глаз воспитатель говорит: Друзья, предлагаю вам посмотреть еще на несколько картин. На экране появляются последовательно, с интервалом в 0,5 мин., две картины.
- Н. Богданов-Бельский «Девочка»
- Н. Богданов-Бельский «Дети в лесу»
Дети рассматривают картины и отвечают на вопросы: Что за обувь на ногах у этих людей? Воспитатель делает выводы из ответов: Да, вы правы, это лапти. А почему они все в лаптях? У них была другая обувь? Дети высказывают свои предположения, воспитатель обобщает ответы и добавляет, что другой обуви в деревне не было, другая обувь стоила очень дорого. Поэтому люди в деревне сами научились делать себе обувь.
Исследование вещи
Педагог показывает детям пару настоящих лаптей: «Смотрите, вещи из картины выпрыгнула к нам, давайте внимательно их рассмотрим. Какие они? Какой материал использовался для изготовления? Обратим внимание на размер, цвет и форму, возможно, заметим особенности. Что вы чувствуете, когда держите их в руках? Для чего они созданы?
Тактильный эксперимент и физкультминутка
Педагог предлагает детям снять обувь и, оставаясь в носочках, примерить их и пройтись по коврику, сравнить свои ощущения. Дети делятся своими ощущениями, воспитатель предлагает детям встать и проводится физкультминутка под песню «Лапти» (1-2минуты).
Исследование природного материала
Садитесь, друзья. Да, ребята, вы правы, для изготовления лаптей использовали кору дерева, и лыко. Это часть дерева, которая находится под корой, внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев. Для изготовления лаптей использовали не только березу, но и другие лиственные деревья, которые росли вблизи деревень. Давайте изучим кору.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть древесную кору для этого использовать индивидуальные наборы для исследования: образцы коры разных деревьев, лупа, тряпочка. Дети рассматривают, трогают, изучают, пытаются делать плетение, делятся впечатлениями, делают выводы. Воспитатель обобщает ответы детей. Почему же раньше все люди в деревне ходили в лаптях? Конечно, лапти изготавливались из коры (лыка) дерева, а деревьев было предостаточно. Материала много и люди научились из него плести лапти.
В конце занятия воспитатель спрашивает: О чем мы сегодня говорили? Что исследовали? Почему же, лапти стали традиционной обувью русской деревни? Подводит итоги занятия, обобщая ответы детей.
Приложение 1
Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять,
Сейчас будем изучать,
Окунемся в море знаний,
Мы на лодке поплывем,
И друзей своих возьмем.
Приложение 2
Репродукции произведений изобразительного искусства
для рассматривания и обсуждения
И. Пелевин «Крестьянские дети переходят ручей» | Н. Богданов-Бельский «Деревенские мальчишки» |
Н. Богданов-Бельский «Девочка» | Н. Богданов-Бельский «Дети в лесу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе детского сада. «Как появились краски». Автор: Вельк О.В.
Цель: познакомить детей с историей возникновения красок; Закрепить 7 основных цветов;Познакомить с понятием «графика»;Учить выполнять рисунок одним цветом, используя только простой карандаш.Задач...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская деревня
Цель: познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине, пополнять активный словарь детей.Оборудование и материалы: картинки с изображением деревенских ...
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе" " Сундучок чудес"
«Сундучок чудес»Цель: обобщение и систематизация у детей полученных знаний.Программное содержание:• Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.• Закреплять представления детей о предме...
Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " в Гостях у народных мастеров"
Цель: закреплять знания детей о народных промыслах гжель, хохлома, филимоновская и дымковская игрушка.Задачи 1 развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству...
Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " Природа- твой дом, береги его"
Конспект нод по экологическому воспитанию «Природа — твой дом, береги его» в подготовительной к школе группе На тему: «Природа - твой дом, береги его»...
Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " Зимние забавы"
Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: «Зимние забавы».Цель: закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Задачи:1. Обобщить и сист...
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе группе МБДОУ №3 «Рябинка» «История появления автомобиля» ко дню Автомобиля в подготовительной группе.
Ключевые слова: автомобиль, правила дорожного движения, история транспорта, виды транспорта,Аннотация: данный конспект составлен с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей поя...